Что такое привычка

У многих есть вредные привычки.

Как отучиться от вредных привычек

Кто-то грызет ногти, кто-то топает ногой, кто-то курит. Вряд ли найдется человек, у которого нет ни одной вредной привычки. Если вы задались вопросом «как отучиться от вредных привычек», значит, вы хотите изменить жизнь к лучшему – это похвально.

Как отучиться от вредных привычек навсегда

Появление каких-либо привычек имеет вполне объяснимую причину. Вредные привычки формируются в результате психического состояния. Например, та же самая привычка грызть ногти возникает из-за затянувшегося невроза – человек, таким образом, просто пытается успокоиться. Сюда же можно отнести и «заедание» проблем, курение, кусание губ.

Еще одна довольно распространенная причина – низкая самооценка. К этому типу можно отнести постоянное одергивание одежды, поправлении макияжа, волос. Для того, чтобы выяснить причину появления вредной привычки, нужно проследить за собой, чтобы определить тот момент, когда вы совершаете лишние действия.

Отказ от вредных привычек

Нужно иметь твердую волю

Попробуйте контролировать себя. Конечно, с привычкой грызть ногти сложнее – зачастую мы и сами такого не замечаем. При курении сначала уменьшите количество сигарет, через несколько дней – еще, затем курите более легкие сигареты. Не нужно ставить перед собой цель бросить привычку за день. Это может привести к психическому расстройству (особенно это касается сигарет, кофе, алкоголя) Такие привычки нужно бросать постепенно, чтобы организм отвык от ядов. Спустя какой-то месяц вы сами поймете, что курить вам уже не хочется!

Замените на лучшее

Например, вместо очередной сигареты выпейте чашку чая, захочется погрызть ногти – возьмите конфету, и так далее. Ничего сложного нет.

Самоконтроль

Попробуйте сделать так, чтобы не повторялась ситуация, которая приводит к вредной привычке. Например, отвыкнуть от позднего ужина можно, если занять вечер чем-нибудь таким, что мысль о еде и в голову не придет. Также старайтесь держаться подальше от тех людей, кто имеет вредные привычки – человеку свойственно подражать окружающим.

Эти советы должны помочь вам отучиться от пагубных и вредных привычек. Не стоит ставить перед собой цель «бросить немедленно» — вряд ли у вас это получится, да и продержитесь недолго (если речь о том же курении) И не забывайте о твердой воде – сдаваться нельзя. Как бы ни было тяжело на первых порах, потом вы поймете, что все сделали правильно, и ваша жизнь улучшилась!

© Автор: Цаплева Лера

Комментарии

Добавить комментарий

Поля отмеченные * обязательны.

В нашем списке 50 полезных привычек на каждый день. Что значит привычка? Привычка — это то, что делает человек систематически и не полностью осознанно, и будет очень даже прекрасно, если вы заимеете привычки приятные, а главное, очень полезные для себя любимых 🙂

1. Начинайте день с улыбки. Ничто не заряжает позитивом лучше.

2. Выпивайте стакан воды перед завтраком.

3. Начните бегать.

4. Откажитесь от сигарет и алкоголя.

5. Научитесь планировать предстоящий день.

6. Каждый день съедайте по несколько свежих фруктов или овощей.

7. Думайте позитивно.

8. Держите осанку, ходите прямо.

9. Делайте утреннюю зарядку.

10. Питайтесь дробно: 4-5 раз в день в одно и то же время.

11. Забудьте про лифт. Поднимайтесь и спускайтесь пешком.

12. По утрам принимайте контрастный душ – помогает проснуться не хуже, чем чашка крепкого кофе.

13. Высыпайтесь.

Вредные привычки: как избавляться

Приучите себя ложиться и вставать в одно и то же время.

14. Устраивайте ежедневные прогулки на свежем воздухе.

15. Готовьте одежду на предстоящий день с вечера.

16. Раз в год проходите общее медицинское обследование.

17. Сразу записывайте интересные мысли и полезные идеи, пришедшие вам в голову.

18. Пейте достаточное количество чистой, негазированной воды: не менее 1500 мл в день.

19. Проветривайте комнату перед сном. Спите в прохладе.

20. Каждый день уделяйте уборке в комнате 15 минут.

21. Балуйте себя: приятные покупки, косметические процедуры или просто хороший фильм, просмотренный в приятной компании – это мощный заряд позитива.

22. Умывайтесь перед сном.

23. Заведите программу домашней бухгалтерии. Возьмите расходы под контроль.

24. Вернувшись домой с работы, уделите себе 15 минут для релаксации под приятную музыку.

25. Раз в неделю посещайте баню или сауну.

26. Думайте, что едите. Исключите из своего рациона фаст-фуд и прочую тяжелую пищу.

27. Побудьте неделю вегетарианцем. А вдруг вам понравится!

28. Научитесь методу «слепой печати» на клавиатуре.

29. Будьте пунктуальны.

30. Говорите людям комплименты, будьте доброжелательны.

31. Занимайтесь спортом хотя бы 2-3 раза в неделю по 1 часу.

32. Тренируйте мозги: учите стихи, разгадывайте кроссворды, играйте в шахматы.

33. Учите 10 иностранных слов каждый день.

34. Ежедневно уделяйте чтению хотя бы 30 минут.

35. Звоните любимым и родителям просто так.

36. Займитесь йогой или дыхательными упражнениями.

37. Заведите личный дневник и записывайте туда все свои достижения и успехи.

38. Изъясняйтесь красиво и грамотно. Следите за речью. Исключите из лексикона бранные слова и слова-паразиты.

39. Фотографируйте яркие события.

40. Делайте гимнастику для глаз.

41. Ежедневно употребляйте кисломолочные продукты: нежирный творог, йогурт без добавок, кефир.

42. Перейдите на зерновой хлеб.

43. Дома не засиживайтесь за компьютером дольше 2 часов.

44. Обливайте стопы холодной водой – это отличная закаливающая процедура.

45. Пользуйтесь только качественной косметикой.

46. Выбросьте из дома весь ненужный хлам.

47. Учитесь новому, каждый день узнавайте что-то интересное.

48. Пейте свежевыжатые соки.

49. Проводите выходные с пользой: выбирайтесь на природу, ездите на экскурсии, наслаждайтесь новыми пейзажами и общением с новыми людьми.

50. Думайте только о хорошем.

Совет 1: Как отучиться от вредных привычек

Привычка – вторая натура.
Аристотель

Привычка – это свойственная всем без исключения людям форма поведения, которая не требует от человека больших волевых и умственных усилий. Мы все к чему-нибудь в своей жизни привыкаем и затем привычки становятся частью нашей натуры и в определенной степени начинают нами управлять. В этом есть свои плюсы и свои минусы, которые нужно правильно оценивать, чтобы с одной стороны, не быть рабом своих привычек и не закрываться от всего нового, а с другой, делать для себя привычными такие дела, которые не имеет смысла выполнять с помощью волевых усилий. Также всегда надо помнить о том, что многие из наших привычек могут быть навязаны нам другими людьми и поэтому следуя этим привычкам, мы будем действовать не столько в своих, сколько в их интересах. О том, как правильно относиться к своим привычкам и при необходимости отказываться от них, я и расскажу вам в этой статье.

Что такое привычка?

Привычка – это поведение, склонность к чему-либо, ставшие для человека обыденными, постоянными в его жизни. Можно также сказать, что привычка – это с одной стороны бессознательный навык, когда вы можете что-то делать, практически не задумываясь над этим, а с другой, это леность ума, когда и не хочется ни о чем задумываться. И еще можно сказать, что привычка – это бессознательная, автоматическая модель поведения, которая позволяет человеку экономить свои интеллектуальные и психические ресурсы. Также привычка, в отличие от сознательного волевого поведения, позволяет людям делать что-то в несколько раз быстрее. Чтобы к чему-то привыкнуть необходимо время. Привычка появляется после повторения одних и тех же действий энное количество раз. После этого мозг их запомнит, в нем появится своеобразная карта с нужным алгоритмом действий, по которой он начнет работать в бессознательном режиме. Есть вещи, к которым люди привыкают быстро и есть вещи, к которым привыкать приходится долго, а к некоторым вещам и вовсе сложно привыкнуть. В любом случае, привыкают люди к чему-то не сразу, а в течение определенного времени.

Вредные привычки

Особое внимание людей обращают на себя вредные привычки. Так как от них люди испытывают больше всего проблем. Эти привычки небезосновательно считаются проявлением слабости и в некоторой степени ограниченности человека, который не способен управлять своим поведением для собственного блага и позволяет вредным привычкам причинять ему вред. Здесь речь идет о склонности человека определенным образом получать удовольствие, при котором он закрывается от многих других видов удовольствия, не вредящих его здоровью. К примеру, если человек привык к употреблению алкоголя, то эта зависимость лишает его возможности испытывать удовольствие от многих других вещей, таких, как например, занятие спортом, здоровый, трезвый образ жизни, ясность ума, помогающая добиваться успеха в различных делах, способность быть уверенным в себе без дополнительных психостимуляторов, успешное общение с женщинами и тому подобные вещи. Тут много всего можно перечислить. Так что вредная привычка – это всегда выбор человека одного вида удовольствия в ущерб другому. Вредные привычки могут во многом ограничить человека. Вот об этом всегда должны помнить те люди, которые не могут избавиться от вредных привычек только потому, что считают избавление от них ненужным для себя ограничением. В действительности никаких ограничений здесь нет, есть просто выбор того, от чего можно получать удовольствие.

Польза привычек

Привычки могут быть полезными сами по себе. В природе нет ничего лишнего, неправильного и ненужного. И задача привычек – упростить нам жизнь. Как я уже писал выше, привычки позволяют нам перевести различные виды деятельности в автоматический режим, при котором, во-первых, увеличивается скорость выполнения нами этих видов деятельности, к которым мы привыкли, и во-вторых, мы не тратим лишние ресурсы своего организма для их выполнения. Взять, к примеру, психоэмоциональное состояние человека – оно окажется значительно более стабильным, если он будет иметь дело с привычными ему вещами, нежели с новыми, неизведанными, непонятными. Все новое, непривычное, неизученное, может таить в себе потенциальную угрозу, поэтому человеку нужно в этом как следует разобраться, что потребует от него определенных усилий и, следовательно, ресурсов. А вот все привычное и знакомое позволяет без всяких опасений делать то и пользоваться тем, что человеку хорошо известно и что не нужно заново изучать, исследовать, проверять. У нас у всех есть какие-нибудь привычки, совсем без них жить невозможно.

Важно также понимать, что занимаясь привычными делами и пользуясь привычными вещами и вообще имея дело преимущественно со всем привычным и знакомым – человек может высвободить себе время, либо на отдых, если он ему требуется, либо на постижение чего-то нового. Если бы нам приходилось постоянно иметь дело со всем новым, мы бы просто не выдержали такой нагрузки на нашу психику и интеллект – нам бы приходилось постоянно все заново изучать. А так, мы можем привыкнуть к, скажем, привычным продуктам и пользоваться ими без всякого опасения нарваться на что-то вредное и некачественное. Правда, этим пользуются те, кто манипулирует людьми с помощью привычек, поэтому давайте теперь поговорим об их вреде.

Вред привычек

У каждой медали две стороны. И вред может быть от всего, в том числе и от привычек. Лично я считаю любые привычки, прежде всего слабостью, которой легко воспользоваться. Мы хоть и можем с их помощью многое делать на автомате, например, водить машину, не задумываясь о своих действиях или выполнять свою работу, но при этом, злоупотребляя всем привычным, мы становимся очень предсказуемыми и не развиваем свои приспособленческие навыки. Поддаваясь привычкам – люди начинают закрываться от всего нового, в ущерб своим интересам. Хуже того – они начинают бояться всего нового, становясь уязвимыми перед лицом любых изменений, прогресса. Мозг человека костенеет, а психика становится слабой, когда он имеет дело со всем привычным, избегая всего нового. И поэтому те, кто открыт новому, смогут во-многом его превзойти.

Также нельзя не сказать и о способах манипуляции людьми с помощью привычек. Многие люди не замечают этого или не хотят замечать, что ими очень часто манипулируют, используя их привычки. В том же бизнесе это случается постоянно. Например, очень часто клиентов заманивают в какой-нибудь новый магазин различными акциями, скидками, низкой ценой и тому подобными вещами. А потом, когда люди привыкнут к этому магазину, цены в нем плавно поднимают, но люди по привычке все равно продолжают в нем покупать различные товары, даже по очень невыгодным ценам. Это срабатывает не всегда и не со всеми, но какую-то часть клиентов таким образом можно заманить и удержать. Или товары, к которым люди уже привыкли, могут со временем сильно потерять в качестве, но их все равно будут покупать по привычке, не замечая никакой разницы или не придавая этому моменту большого значения. Так что тут может быть много вариантов скрытого воздействия на людей, которые из-за своих привычек становятся предсказуемыми и недостаточно критично воспринимают различную информацию, особенно отчасти знакомую.

Привычки мешают нам расширять свою внутреннюю картину мира, из-за них мы не замечаем или не придаем значение тому, что не совпадает с нашими уже сформировавшимися внутренними образами и мы таким образом лишаемся колоссального объема ценнейшей информации, которой могли бы воспользоваться себе во благо.

Избавляемся от вредных привычек за 10 шагов

Вместо этого мы пользуемся устаревшими картами реальности в своей голове, которые нередко нас подводят. Ведь ориентируясь на неправильную карту, которая стала таковой, потому что устарела, человек неизбежно придет к ошибкам и тупикам. Он в одном деле совершит ошибку, в другом, третьем и таким образом у него может вся жизнь под откос пойти. К примеру, привык человек к какой-то работе, а она уже неактуальна, общество в ней уже не нуждается, поэтому нет никакого смысла заниматься ею. И денег не заработаешь, и карьеру не построишь, и уважения к тебе не будет. Значит ее надо менять на новую. Но человек может сидеть на этой работе до последнего, потому что он к ней привык. Так люди сами загоняют себя в тупиковые ситуации своими привычками.

Так что как бы не было соблазнительно заниматься привычными вещами и не напрягаться лишний раз, думая о чем-то новом и ставя под сомнение все то, к чему вы привыкли, вам нужно помнить о том, что привыкая к чему-то, вы можете сильно себя ограничить, закрыв свой разум для многого нового. Это не говорит о том, что со всеми своими привычками нужно бороться, это все равно невозможно сделать, даже если очень захочется. Это говорит о необходимости отказа от них в тех ситуациях, когда они откровенно вредят вам или просто являются бесполезными. А бесполезных привычек в нашей жизни очень много. Многие традиции, ритуалы, обычаи давно себя изжили. В них нет никакой необходимости. Поэтому от них нужно отказаться, чтобы вести себя более эффективно и адекватно. В мире постоянно появляется что-то новое, лучшее, более полезное и эффективное, поэтому держаться за старое, привычное, знакомое, но изжившее себя и потому абсолютно ненужное, порой просто глупо. Но привычка, как известно, вторая натура, поэтому людям часто бывает очень сложно от нее отказаться.

Тем не менее, это возможно. Давайте посмотрим, что для этого нужно сделать.

Как избавиться от привычки?

Избавление от привычки, привычек может стать, как очень простой, так и весьма сложной задачей, в зависимости от того, какого человека и от каких привычек необходимо избавить. Простой эта задача будет благодаря тому, что человека можно переключить с его старой привычки на что-то другое, что в последствии может стать для него новой привычкой, если его чем-то очень сильно заинтересовать – какой-то выгодной, каким-то поощрением, возможностью достичь успеха в важном для него деле. Люди в принципе готовы к тому, чтобы отказаться от хорошего, ради лучшего. Нужно только грамотно продемонстрировать им это лучшее, чтобы они четко и ясно представляли себе, какую выгоду могут получить, пойдя навстречу новому. Допустим, привык человек к своей работе, а тут ему предлагают новую – более интересную, статусную и высокооплачиваемую работу, от которой просто невозможно отказаться. Никаких дополнительных требований к нему не предъявляется, которые могли бы его серьезно напрячь, поэтому ему нужно только принять решение и совершить минимальное количество действий, чтобы заняться новым делом. Ну и кто откажется от такого предложения. Другими словами, когда что-то новое явно выгоднее старого, человек забудет о своих старых привычках и начнет привыкать к более лучшему, будет формировать новые привычки. Люди любят все новое, когда не боятся его. А не боятся они его тогда, когда понимают.

А вот сложной эта задача бывает, как раз тогда, когда, во-первых, человек не осознает всех тех выгод, которые может получить, отказавшись от своих старых привычек, а во-вторых, когда у него нет необходимой силы воли для отказа от них. Вторая причина особенно серьезна, с ней гораздо сложнее разобраться. Некоторые люди могут так сильно запустить свою жизнь, что им уже все равно, как она будет складываться. Они готовы смириться со всем. Как я уже писал выше – привычки делают нашу психику слабой, а мышление косным. Это потому, что они расслабляют человека. А человек должен постоянно преодолевать какое-то сопротивление, прилагать усилия для достижения каких-то целей, приспосабливаться к чему-то новому, чтобы поддерживать в себе жизненную энергию, жизненные силы. А если он благодаря привычкам живет в постоянном комфорте, тогда многие функции его организма, как физические, так и психические, просто-напросто атрофируются. Так что некоторых людей никакими пряниками не заставишь отказаться от того, к чему они привыкли, просто потому что у них уже нет тех способностей, благодаря которым они могут пристраститься к чему-то новому – эти способности в них уснули. Так что это, повторю, довольно распространенная и весьма серьезная проблема, которую не так просто решить.

Мне приходилось работать с людьми, которые свели всю свою жизнь к довольно примитивным и часто вредным привычкам. Например, это игромания и в том числе зависимость от азартных игр, это ужасная работа, на которой человек просто прожигает свою жизнь, это отсутствие общения с людьми и как следствие замкнутость и ограниченность, и так далее и тому подобное. Человек, привыкший к этим вещам, погружает свою разум в тюрьму, в которой медленно умирает. Таких людей приходится шаг за шагом вытаскивать из их весьма ограниченного и мрачного мира. И в этой работе большое значение играет их согласие с тем, что им нужно отказаться от своих привычек. Если же они этого не хотят, то без радикальных мер их проблему вообще невозможно решить. И конечно же, сами они себе помочь не могут, потому что у них нет для этого необходимых сил.

Справиться с привычками можно с помощью разума и с помощью эмоций. Большинство людей задействуют эмоции, так проще. Привычка напрямую связана с такими врожденными чувствами, как лень и страх. Они в свою очередь вызывают у человека определенное эмоциональное состояние, которое побуждает его к тем или иным действиям. Есть в структуре привычки и другие чувства и качества, но основными являются именно лень и страх. Следовательно, именно на эти чувства необходимо влиять в первую очередь, чтобы избавить человека, в том числе и самого себя, от той или иной привычки. Комбинаций тут может быть много. Например, избавляя человека от страха перед чем-то новым, можно одновременно пробудить в нем и интерес к чему-либо и желание что-то получить, к чему-то прийти, в чем-то преуспеть. В итоге, одна эмоция затухает, другая расцветает. А если человек не реагирует на приманку – ничего не хочет и ничем не интересуется, то можно заместить его старый страх новым, еще более сильным страхом, который заставит его отказаться от привычки. Так, в частности, лечат некоторых алкоголиков и наркоманов, внушая им определенные установки. Ну, все, наверное, слышали про так называемое кодирование, которое в некоторых случаях является не более, чем внушением. А воздействуя на чувство лени можно обещать человеку быстрые и легкие результаты в каком-то деле, чтобы сдвинуть его с мертвой точки и когда он втянется в процесс, то ему уже будет сложнее от него отказаться, все-таки, какие-то ресурсы он уже потратил, чтобы начать что-то делать. Так людей побуждают, например, учиться. К этому ведь не так просто привыкнуть, но если начал этим заниматься, то продолжить будет проще. Свои ресурсы человек ценит, поэтому часто старается быть последовательным, чтобы не думать о том, что он напрасно их потратил. Вот скажем, если человеку продать дорогую книгу, то он охотнее будет ее изучать и серьезнее к ней относиться, чем если бы она ему досталась дешево или вообще бесплатно. Люди так устроены, что ценят выше то, что с трудом получили и за что отдали какие-то свои ресурсы. Этим можно пользоваться, избавляя их от старых привычек через такое чувство, как лень. Надо только заставить их начать делать что-то новое, непривычное, желательно с использованием каких-то ресурсов, например, денег. И тогда человек втянется в этот процесс и постепенно избавится от старой привычки или хотя бы приобретет новую.

Так что с привычками можно бороться разными методами, чтобы избавиться от тех из них, которые нам не нужны. Это можно делать и с помощью простых методов, и с помощью довольно изощренных многоходовых комбинаций, позволяющих обмануть ум человека, чтобы он не боялся нового и не ленился. От всех привычек нам избавляться, естественно, не нужно, тем более, что это все равно невозможно сделать. Главное, оставить те из них, которые нам помогают, а не вредят. Поэтому, друзья, пробуйте, экспериментируйте, проверяйте разные подходы к самим себе и к тем, кого вы хотите отучить от какой-то вредной или бесполезной привычки, привычек, в общем, подбирайте ключик к своему и чужому разуму. И тогда рано или поздно человек сможет уйти от всего старого и неэффективного, к чему он привык, чтобы взглянуть на жизнь по-новому.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, пожалуйста, и нажмите Ctrl+Enter

§ 5. Привычки

Привычкой называют потребность человека совершать определенные действия. Привычка и навык во многом сходны — привычки также представляют собой автоматизированные способы выполнения действий, закрепившиеся в результате многократного повторения. В основе привычек также лежат динамические стереотипы
Но привычка — это навык, ставший потребностью. Если человек по каким-либо причинам не выполняет привычных действий, у него возникают неприятные переживания, чувство неудовлетворения. Навык есть возможность успешного осуществления действий, привычка — побуждение производить эти действия. Например, навык умываться дает возможность ребенку делать это быстро и ловко. Привычка умываться заставляет его делать это охотно в без принуждения. Различают гигиенические (или бытовые) привычки, к которым относится утреннее умывание, мытье рук перед едой, утренняя гимнастика, привычка быть чистоплотным и опрятным, рано вставать, привычка быть всегда аккуратным, привычка следить, чтобы предметы домашнего обихода, учебные принадлежности всегда были на месте, в хорошем состоянии. Выделяют и нравственные привычки, Выявляющиеся во взаимоотношениях .с людьми, — вежливость, приветливость, постоянная готовность прийти на помощь другим людям, дисциплинированность.
Кроме полезных привычек, в неблагоприятных условиях воспитания могут формироваться и отрицательные, вредные привычки: грубость, употребление вульгарных выражений, сквернословие, привычка употреблять слова-паразиты («значит», «так сказать», «В так далее»), привычная лень, курение, привычка капризничать, упрямиться.
Существуют различные пути формирования привычек. Основной из них — многократное, в течение длительного времени, повторение и вследствие этого закрепление тех или иных действий. В этом их отличие от навыков, которые формируются в упражнении. Многократное повторение может быть результатом последовательных требований со стороны взрослых, результатом осознанного или неосознанного подражания (отсюда следует важность личного примера взрослых), а также сознательного целенаправленного самовоспитания. Здесь требуется воля — человек должен, не отступая от принятого решения, постоянно действовать определенным образом. Наконец, привычна может возникнуть незаметно в силу ряда случайных обстоятельств (так часто возникают отрицательные привычки).
Воспитание положительных привычек, как в борьба с отрицательными привычками школьников, требует настойчивости и терпения. Большую роль в этом играет положительное подкрепление одних действий (похвала, одобрение, поощрение) и торможение других (через осуждение, порицание, выговор). Вы помните, что это важнейшее условие формирования условных рефлексов. Очень важен личный пример учителя, которому часто стремятся подражать ученики. Иногда полезно обратить внимание школьника на его плохую привычку, так как порой он просто не замечает ее.
Учитель начинает вырабатывать у школьников положительные привычки с первых дней обучения в школе. В частности, уже в I классе надо постепенно формировать привычку работать организованно, соблюдая определенные условия, порядок.
Вот мы входим в класс, и сразу ясно, что класс организован, у детей выработаны привычки культурного поведения: они тихо встали, приветствуя нас, и так же тихо сели на места. Мы наблюдали этих учащихся и во время урока: у них сформирована привычка внимательно слушать, организованно начинать работу. Вот один ученик проявил невыдержанность: он быстро решил задачу, вскочил и просит, чтобы его спросили (этот ученик — новичок в классе). Немедленно сосед призвал его к порядку, а остальные ребята посмотрели на него с недоумением в осуждением. Все учащиеся класса имеют чистый и опрятный вид, они аккуратно содержат книги, тетради, у них всегда порядок на парте.
У некоторых учащихся начальной школы могут проявляться антигигиенические привычки — сосать палец, грызть ногти, во время еды брать соль из солонки рукой, облизывать пальцы после, еды. Проявляются отрицательные привычки и в обращении детей : друг с другом — употребление бранных и грубых слов, передразнивание товарищей, гримасничанье. Подобные привычки нередко встречаются и у более старших школьников.
Учитель, если он видит, что у школьника появляется отрицательная привычка, немедленно принимает меры к ее пресечению и особенно стремится не допускать ее повторного проявления: ведь повторение — это основа выработки привычки. Учитель осуждает проявление отрицательной привычки и создает общественное Мнение коллектива (хотя из педагогических соображений иногда это делать нецелесообразно и следует ограничиться индивидуальной работой с учеником). Учитель учит школьника, что надо делать, как заменить отрицательную привычку положительной. Обращаясь к нравственным чувствам ученика, убеждая его во вредности привычки, вызывая у школьника отрицательные эмоции 1 связи с привычкой, учитель формирует у воспитанника стремление самому изжыть отрицательную привычку, создает обоснованное желание бороться с ней, помогает ему проявлять соответствующие волевые усилия. Воспитанию положительных привычек у детей способствуют общественное мнение, мнение товарищей, стиль работы классного коллектива, общественный контроль.
И разумеется, только единая линия воспитания в школе и семье приведет к выработке у учащихся нужных, полезных привычек :и предупреждению и искоренению отрицательных.

Вопросы для повторения

1. Чем деятельность человека отличается от поведения животных?
2. Каковы основные компоненты структуры деятельности?
3. В чем состоит значение игры для развития ребенка и как она влияет
на формирование его личности? ‘
4. Расскажите о роли труда в формировании личности.
5. В чем проявляется влияние учебной деятельности на развитие школь
ника?
6. Что такое умение, навык, привычка и как они образуются? Укажите
различия между навыком и привычкой.
7. Каковы физиологические механизмы навыков и привычек?
8. Перечислите условия выработки навыков у младших школьников.
9. Приведите примеры переноса и интерференции навыков.
10.Как воспитываются привычки у младших школьников?

Практические задания

1. Понаблюдайте за различными играми школьников и определите влияние
этих игр на формирование отдельных качеств личности (коллективизма, на
стойчивости, выдержки, смелости).
2. Выясните, какие условия создает учитель в процессе учебной деятель
ности для формирования у учащихся организованности, самостоятельности.
3. Проанализируйте конкретную учебную деятельность младшего школь
ника и выделите ее компоненты.
4. Понаблюдайте проявление различных интересов учащихся в учебной
и внеучебной деятельности.
5. Ознакомьтесь с привычками учащегося, за которым вы ведете наблю
дение. Как они проявляются в его учебной работе и поведении? Что надо
сделать, чтобы изжить плохие привычки?

Как избавиться от дурных привычек: 10 рекомендаций

Какие привычки необходимо вырабо
тать у ребенка?
6. Посоветуйте родителям школьников, как дети должны готовить до
машние задания. (Учтите, что было сказано о выработке умений, навыков,
привычек).

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

сайт www.p-lib.ru

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Привычка

Значение слова Привычка по Ефремовой:
Привычка — 1. Образ действий, состояние,поведение или склонность, усвоенные кем-л. за определенныйпериод жизни и ставшие обычными, постоянными для кого-л.
2. разг. Привычныйобраз действий; обычай,обыкновение.

Значение слова Привычка по Ожегову:
Привычка — Поведение,образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными

ПривычкаНавык,умение

Привычка в Энциклопедическом словаре:
Привычка — сложившийсяспособ поведения, осуществление которого вопределенной ситуации приобретает для индивида характер потребности.Привычки могут складыватьсястихийно,быть продуктом направленноговоспитания, перерастать в устойчивые черты характера, приобретать чертыавтоматизма и т. п.

Значение слова Привычка по Психологическому словарю:
Привычка — Привычка — действие — , приобретшее ритуализированный характер или характер принуждения. При формировании привычки при неоднократном выполнения какого — либодействиячрезвычайноважноезначение имеет вызываемый самим осуществлением действияприятныйэмоциональный тон.

Значение слова Привычка по словарю синонимов:
Привычка — обыкновение
обычай
манера
мода

Определение слова «Привычка» по БСЭ:
Привычка — сложившийсяспособповедения,осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характерПотребности. В основе П. лежит навыквыполнения соответствующего действия,однако, в отличие от навыка, решающим моментом в формировании П. оказывается не столькоосвоение умения, или способа действия, сколькообразование новой (функциональной)потребности в его реализации при определённых условиях (например,потребность мыть руки перед едой). Реализация П. является обычнонепроизвольной и в значительной мере бессознательной формой поведения. П. могут быть продуктом направленного воспитания, но часто складываются совершенно стихийно; могут быть узко ситуативными (например, П., уходя, гасить свет), но могут такжепредставлятьсобой характерную особенность поведения человека в целом (П. быстроходить, тихо говорить и т.д.). П. возникают в любых сферах деятельности и захватывают все стороны жизни.

7 шагов, которые помогут избавиться от вредных привычек

С точки зрения социальных норм поведения, а также в отношении к процессу формирования личности одни П. могут расцениваться как полезные, ведущие к формированию положительных черт характера, другие — как вредные, приводящие к дурным наклонностям. Отдельные П. (преждевсегонравственные) могут непосредственно перерастать в устойчивые черты характера человека.
А. А. Пузырей.

Привыкнуть   Привычка   Привычно

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *