Что значит драматизировать

Содержание

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч.

Значение слова «драматизировать»

Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
  • Энциклопедические
  • Отраслевые
  • Этимологические и заимствований
  • Глоссарии устаревшей лексики
  • Переводческие, иностранные
  • Фразеологический сборник
  • Определение неологизмов
  • Прочие 177+

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

"Игры-драматизации"

статья

Автор: Михайлова Александра Викторовна, воспитатель ДОУ, МАДОУ "Центр развития ребёнка- детский сад №77 "Зоренька", город Великий Новгород

В раздел дошкольное образование

Игра-драматизация.

Методы и приёмы работы.Создание условий.
Театр — это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играя, а играя , познаёт окружающее. Театрализованные игры помогают успешно решить многие воспитательно- образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной, сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет типичные признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Тематика и содержание данных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость,
2 доброта, честность, смелость и другие. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с любимым образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
3 В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает об- раз с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Игра-драматизация так же оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:  Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.  Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.  Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Значение слова драматизировать

Так же выделяют следующие виды игр — драматизации:  игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;  ролевые диалоги на основе текста;  инсценировки произведений;
4  постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;  игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки Работа с детьми по развитию игр-драматизаций проводится в двух основных формах:  специально организованная работа педагога с детьми;  самостоятельно организованная ребёнком игра. Исследователи выделяют следующие этапы обучения:  На первом этапе (первый блок) главной целью является создание в группе атмосферы доброжелательности, приятия, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.  На втором этапе (второй блок) основной целью становится развитие воссоздающего воображения. Ведущее место на данном этапе занимают игры – драматизации стихотворений. Задачи, решаемые в процессе этих игр: расширять знания детей об окружающем мире; учить передавать своё эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, учить понимать особенности поведения животных, воспроизводить их; развивать умение сопереживать, воображение, координацию речи и движений.  На третьем этапе (третий блок) особое внимание уделяется играм драматизациям – (настольный театр). Задачи, решаемые на данном этапе: учить выразительным движениям, звукоподражанию, учить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей; развивать способность понимать эмоциональное состояние, выражать его, развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного через собственное видение человека; развивать воображение, речь.  На четвёртом этапе (четвертый блок) главное место занимаю творческие игры – драматизации. Целью работы становится развитие самостоятельного словесного творчества ребёнка. В играх отражаются
5 впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Творческие игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, сообразительности, организованности.  На пятом этапе (пятый блок) дети знакомятся с игрой – драматизацией прозой. Игры – драматизации создают бодрое и радостное настроение. Характерной особенностью таких игр является то, что в них дети имеют возможность максимально выражать свои замыслы, воображать, фантазировать, передавать всё многообразие впечатлений от окружающей их действительности. Задачи, решаемые в процессе игр пятого блока: учить подражать голосам животных, понимать особенности их поведения, изображать характерные движения; развивать речь, воображение, умение сопереживать. Большое значение имеет сотворчество ребёнка и взрослого. Это важно не только для оказания ребёнку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Сначала ребёнку показывают, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем идёт совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательна актуализация прошлого опыта ребёнка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом. Задачи, которые стоят перед педагогом: — создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей
6 персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров); — приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.); — обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с други- ми видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художествен- ной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.); — создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.) . В процессе работы рекомендуется использовать следующие методы и приёмы:  фантазирование по поводу дома героя, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;  сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;  анализ придуманных поступков;  работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;  подготовка театрального костюма;  использование грима для создания образа. С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность:рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Так же уместно использование следующих упражнений:
7 Первый тип упражнений используется с целью развития внимания и воображения. Это упражнения, которые учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других (например, «Звуки природы»), развивают умение на основе ассоциаций создавать образы. Второй тип упражнений формирует умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого; находить средства выразительности для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику. Третий тип упражнений представляет собой вариант детского аутотренинга и формирует умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства тяжести, легкости, холода, тепла и др. Педагогу в своей работе так же необходимо учитывать правила драматизации (Р.Калинина):  Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребен- ком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
8  Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.  Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.  Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно.  Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием не- обходимо обсудить, «проговорить» каждую роль.  Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?  Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами.  Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку. В своей работе педагог должен учитывать и возрастные особенности детей и знать определённые ступени обучения детей играм:
9 • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать). • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»). • Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши…»). • Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка). • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»). • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»). • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом»). Младшая группа. Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»). Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (ми- мики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи об- раза героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре). Третья группа — умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д. Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное
10 — сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре- драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются: •многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух- трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»); • игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Труд взрослых»; • постановка спектакля по произведению. Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства. Проводятся специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения). Для развития воображения детям предлагаются задания типа: «Представьте море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем». Подготовительная группа. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова. Для реализации задач творческой направленности и гармоничного развития дошкольников, в группе рекомендуется организовать уголки для
11 театрализованных игр и представлений. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром на рукавичках, театром шариков и кубиков, костюмов (Н.В.Микляева). В уголке располагаются (В.А.Деркунская):  различные виды театров: -бибабо, -настольный, — теневой, -пальчиковый, -театр на фланелеграфе, -марионеточный и другие;  реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: -набор кукол, -ширмы для кукольного театра, -костюмы, элементы костюмов, маски;  атрибуты для различных игровых позиций: -театральный реквизит, -грим, -декорации, — стул режиссера, — сценарии, книги, -образцы музыкальных произведений, -места для зрителей, — афиши, программки, — касса, билеты, -бинокль, -«деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал.
12  Различные игрушки (разного размера, из различных материалов), возможно поместить игрушки, которые уже не востребованы в другой деятельности. Театрализованный уголок будет уместно расположить рядом с литературным уголком, а так же можно объединить с музыкальным уголком. Это поможет детям расширить круг желаемой деятельности, привлечёт интерес к играм-драматизациям. Таким образом, игры — драматизации являются отличным средством гармоничного развития дошкольников, если педагог строит целенаправленную работу, тщательно подбирает методы и приёмы, знает возрастные и индивидуальные возможности и особенности детей, а так же соблюдает условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх (О.Солнцева):  содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;  педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;  театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.

В раздел дошкольное образование

Примеры употребления слова драматизировать в литературе.

Лучше вам приехать сюда, инспектор, — сказал Бидо приглушенным голосом, не в силах отказаться от искушения драматизировать ситуацию.

Ее поборники, соучастники наших страхов — Клодель, Хилер Беллок, Честертон — драматизируют воображаемые поступки удивительного вымышленного персонажа, католика, чей говорящий призрак мало-помалу заслоняет их самих.

Да хотя бы в том, что я настаиваю на мирном решении проблемы, а Лунд явно хочет драматизировать ситуацию.

Хотя это скорее драматизированная хроника, чем драма, но она отличается той же богатой, поэтической силой, как первая часть.

С изумительной живостью, в то время как он продолжал что-то говорить, его стремительное воображение подсознательно подхватило и драматизировало этот контраст.

Другими словами, он решился изобразить под личиной драматизированной истории одного английского государя, считавшегося национальным героем родины, жизнь своих современников, свой собственный ежедневный опыт и свои приключения в тавернах.

В те времена я решил не драматизировать эту проблему, но в субботу вечером, в перископе, мне поверилось, что все действительно зависит от теллурических глубинных токов и что Маятник бережет именно этот секрет.

Люси не хотела брать его, потому что это был последний день Оливера на озере, но Оливер настоял, и не только ради Тони, но и потому что чувствовал в Люси чрезмерную склонность драматизировать приезды, расставания, юбилеи и праздники.

Раздались позывные этой самой популярной островной программы, которая старалась передавать прямую трансляцию с места чрезвычайных событий, а потом повторяла их уже в подмонтированном драматизированном виде.

Не драматизируйте, господа, — в очередной раз вмешался в ход рассуждений друзей Ляхов.

Четвертая симфония, посвященная памяти Микеланджело, сохраняя выстраданную цельность эпического мироощущения, драматизирует его размышлениями о судьбе художника.

Люси не хотела брать его, потому что это был последний день Оливера на озере, но Оливер настоял, и не только ради Тони, но и потому что чувствовал в Люси чрезмерную склонность драматизировать приезды, расставания, юбилеи и праздники.

Что такое игра-драматизация?

Подробности Автор: Ходалева Наталья Львовна Просмотров: 2111

Часто на уроках по развитию речи мы используем игру-драматизацию. Что это такое и зачем она нужна? Игра-драматизация – это представление, которое мы разыгрываем с ребятами в лицах, используя сюжет литературного произведения или его эпизод. Больше всего ребята любят обыгрывать народные сказки, в них есть и эмоциональная насыщенность, и острота ситуаций, и, что особенно важно для наших игр, короткие выразительные диалоги, написанные  образным и простым языком.

Используя игру-драматизацию на уроках, мы решаем сразу несколько задач.

Во — первых, ребята узнают много новых слов, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационная выразительность, улучшается грамматический строй речи, реплики персонажей требуют изъяснятся грамотно, так же совершенствуется диалогическая и монологическая речь.

Во — вторых, у детей появляется возможность творческого самовыражения, развивается эмоциональная сфера, фантазия, развивается память, внимание, мышление, появляется опыт публичных выступлений.

Наконец, наши игры развивают у детей интерес и любовь к театральному искусству, которое, по сути, объединяет все виды искусства: музыку, пластику, литературное слово и художественное оформление.

По окончании игры мы обязательно хлопаем друг другу: «У нас настоящий театр получился!!!»

Литературные произведения, которые мы используем, всегда имеют нравственную направленность: учат любви и дружбе, верности и смелости, добру и честности, ребята стремятся подражать героям, которых изображают.

Часто в процессе игры-драматизации случаются забавные ситуации. Например, при знакомстве со сказкой «Лисичка со скалочкой» я всегда приношу в класс настоящую скалочку, мы с ребятами выясняем, что это такое и зачем она нужна. Однако, девочка, исполняющая роль лисы, все время подпрыгивает.

Драматизировать

Спрашиваю: «Почему ты прыгаешь?» — «Я лисичка со скакалочкой!»

Как-то мы драматизировали отрывок из «Красной Шапочки» Шарля Перро. Малыш, изображающий волка, на вопрос Красной Шапочки «Бабушка, а почему у тебя такие большие уши?» обиженно закрывает уши руками и отвечает сердито: «Уши, как уши». Видимо, он забыл, что играет роль.

Впереди учебный год, нас ждет много игр и превращений, пожелайте нам удачи в нашем «учебном театре»!

Сказка и искусство. Метод драматизации в обучении музыке

М.А.Анфилова, учитель музыки МОУСОШ №4

г. Нижнего Тагила

Сказка и искусство.

Метод драматизации в обучении музыке.

Каждая образовательная область в современной школе вносит свой вклад в формирование человека. Образовательная область “Искусство” представляет учащимся возможность осознать себя как духовно значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколения. Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребёнка, позволяет ценностно охватить весь мир в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В начальной школе закладываются основы духовной культуры, музы­кальной образованности, формирующие музыкально-эстетические идеалы, вкусы и потребности младших школьников. Большое значение приобрета­ют занятия предметами эстетического цикла, среди которых музыка зани­мает особое положение. Именно на уроках музыки каждый ребенок приоб­щается к сокровищам классической и народной музыки, у него формиру­ется эмоционально-личностное отношение к произведениям искусства. При этом обнаруживается, что у школьников разный уровень развития музы­кальных и художественных способностей. Вместе с тем необходимо вклю­чать в художественную деятельность каждого ребенка, создавать оптималь­ные условия для его разностороннего развития. Наиболее синтетической формой художественной деятельности, на мой взгляд, является игра-дра­матизация. Именно в игре-драматизации активно развиваются не только музыкальные, но и актерские, режиссерские, литературные способности.

Для большинства научных концепций характерна трактовка игры как преимущественно дошкольной, особой «зоны детской жизни». С при­ходом детей в школу и переключением их с иг­ровой деятельности на учебную, необходимо включать в уроки игровые приемы, к которым относится и драматизация. У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь.

Цен­ность этого методического приема обусловлена рядом причин:

Драматизация оказывает положительное влияние на все этапы работы над художествен­ным произведением, поскольку помогает дос­тичь наиболее зримого представления о том, что является содержанием произведения.

Использование приема драматизации яв­ляется важным условием эстетического воспитания и развития, так как драматизация – один из видов художественного творчества.

Драматизация помогает отождествлять себя с героями произведения, пережить их чувства, понять поступки, характеры, вследствие чего ускоряет усвоение моральных норм, отра­женных в конкретном произведении.

Участвуя в инсценировании, ученики приобретают не только опыт моральных чувств, переводимых в действия, но и формируется их активное отношение окружающему миру.

Игра-драматизация представляет собой процесс становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художе­ственных способностей. Традиционно игра-драматизация организуется по сценарию литературного или музыкального произведения.

Специфической особенностью драматизации является то, что все прочи­танное или услышанное воспроизводится в «лицах» при помощи речевой или музыкальной интонации, мимики, жеста, позы, мизансцены.

В 20-х гг. метод драматизации наиболее час­то применялся при изучении родного или ино­странного языка. Н.В, Кузнецов писал, что дра­матизация есть не только одно из средств раз­вития речи, но и является следствием «психо­логического процесса, при котором все виден­ное, слышанное и прочитанное вновь продумы­вается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жеста, мимики, позы, группировок»1. По Кузнецову, драмати­ческий метод воздействует на две сферы — ум­ственную и эмоциональную. При выборе худо­жественно ценного материала активно форми­руется и нравственно-эстетическая сфера.

Определяя драматизацию как один из методов обучения музыке, исходя из классификации, предложенной В. Оконем2, драматизацию можно отнести к нескольким группам методов обучения:

— методам усвоения знаний, основанным на познавательной активности репродуктивного характера;

— методам самостоятельного овладения знаниями (проблемным), основанным на познавательной активности школьников в ходе решения музыкально-познавательных проблем;

— экспонирующим (оценочным) методам с доминацией эмоционально-художественной активности;

— методам реализации творческих задач.

1Кузнецов Н.В. Драматизация, инсценировка и импро­визация в современной школе на уроках родного языка. Рига, 1926.

2 Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990. С. 271.

Методы усвоения знаний находят широкое применение в школе. К ним относятся: беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. Заметим, что при

подготовке и проведении игры-драматизации или подготовки готовой пьесы учитель использует все указанные методы обучения.

Таким образом, сущность метода драматиза­ции музыкального материала определяется мной как способ теоретического и практического овладения на уроке музыкальными знаниями, умениями и навыками, соответствующий зада­чам личностно-ориентированного образования.

Метод драматизации предполагает:

— определенную музыкально-образовательную и драматургическую цель;

— сочетание индивидуальных и групповых форм музыкально-сценической деятельности;

— наличие сюжета, в рамках которого развивается музыкально-познавательная деятельность школьников;

— исполнение всеми участниками музыкально-сценического действия определенных ролей;

— использование аксессуаров и элементов атрибутики.

Драматизация органически входит в процесс обучения музыке и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами музыкальной де­ятельности. Во-первых, драматизация мало утомляет младших школьников; во-вторых, ак­тивизирует их эмоции и интеллект, развивает музыкальные и художественные способности; в-третьих, помогает моделировать урок музы­ки в игровой (театрализованной) форме. В ре­зультате усвоение знаний о музыке, формиро­вание музыкального вкуса и потребности обще­ния с художественно ценными образцами про­исходит на подсознательном уровне, так как драматизация является одним из косвенных методов музыкальной работы.

Хочу предложить фрагмент урока, в котором присутствуют элементы драматизации при постановке музыкальной сказки. На этом уроке обобщаются знания, полученные в первой четверти. Ученики побывают в сказке, участниками которой станут сами.

Музыкальная сказка

В одной стране было три королевства: Королевство Маршей, Королевство Танцев и Королевство Песен. (Класс делится на три группы по рядам). В каждом королевстве правил свой король. В королевстве Маршей правил Король Барабан. (Выбирается по желанию ребёнок, который будет играть роль короля. Ему одевается красная корона). Он очень любил играть ритмические упражнения.

С раннего утра и до позднего вечера он выстукивал ритмы всех известных ему маршей. Вот сейчас я буду выстукивать ритмы маршей, Король Барабан будет повторять за мной, а все жители его королевства — за ним. (Исполняются ритмы). Все жители этого королевства любили маршировать. С первыми лучами солнца они надевали красные колпачки (Детям раздаются красные колпачки, которые они сделали заранее на уроках труда) и маршировали по улицам своего города.

В Королевстве Маршей знали все марши на свете. Послушайте музыку и определите, какой марш звучит в королевстве? ( Учащиеся слушают фрагменты ,,Встречного марша” Чернецкого, ,,Футбольного марша”, М.Блантера, ,,Марша деревянных солдатиков” П.И.Чайковского, определяют их и называют — Военный, футбольный, игрушечный ).

В Королевстве Танцев правил Король Танец. (Выбирается по желанию ученик, который будет играть роль Короля Танца. Ему выдаётся синяя корона, а всем остальным жителям Королевства Танцев выдаются колпачки синего цвета). Каждый день недели в Королевстве танцевали какой-то один танец. ( На доску вывешивается таблица). Посмотрите на таблицу и скажите, какой день недели сегодня в королевстве.

Понедельник – вальс Пятница – танго

Вторник — ламбада Суббота — мазурка

Среда — полонез Воскресенье — румба

Четверг — полька

(Учащиеся слушают фрагменты Вальса из ,,Детского альбома” П.И.Чайковского, ,,Итальянской польки”С.В.Рахманинова и определяют, что в Королевстве Танцев сначала был понедельник, а потом – среда)

В третьем Королевстве Песен правила Королева Мелодия. ( Выбирается по желанию ребёнок, который будет играть роль королевы… Ей одевается жёлтая корона, а всем остальным жителям Королевства Песен выдаются колпачки жёлтого цвета). Королева Мелодия любила петь разные песни: и народные, и те, которые сочиняли композиторы. Все жители этого Королевства собирались в замке. Королевы Мелодии, зажигали свечи и играли в игру ,, Угадай мелодию”.(Проводится игра ,, Угадай мелодию”. По нескольким звукам мелодии учащиеся определяют песни, которые исполняли в этой четверти. Это песни,, Тяв-Тяв”, ,,Песенка Пишичитая”, ,,А я по лугу” , ,,Во поле берёза стояла”.)

Однажды на три королевства налетел ураган и перепутал всех жителей. Королю Барабану, Королю Танцу и Королеве Мелодии стало непонятно – кто из какого королевства? Все цветные колпачки перемешались.

Что же было делать? Тогда два короля и королева попросили жителей что-то спеть, станцевать или промаршировать. Оказалось, что все разноцветные человечки и поют песни, и маршируют под музыку, и танцуют все танцы. Король Барабан, Король Танец и Королева Мелодия решили тогда править вместе по дням недели. В понедельник правил Король Барабан, и все жители с утра до вечера маршировали. (В классе звучит ,,Марш деревянных солдатиков” П.И.Чайковского и ученики исполняют пульс ладошками и на ложках, причем инструменты для исполнения ученики определяют сами. Король Барабан исполняет на барабане ). В среду и четверг правил Король Танец, и все жители с утра до вечера танцевали. (В классе звучит ,,Итальянская полька” С.В.Рахманинова, а ребята исполняют акценты .Учитель обращает внимание учеников на доску, где висит табличка, на которой написаны три музыкальных термина – пульс, ритм, акценты. Дети отвечают, что в ,, Итальянской польке” мы исполняем акценты.. Вспоминаем, что акценты – это более громкие звуки, чем все остальные. Учащиеся выбирают, какие инструменты подходят для исполнения акцентов в данном произведении – бубны ). В пятницу правила Королева Мелодия, и все жители с утра до вечера пели народные и авторские песни. (,,Тяв-Тяв”, ,,Песенка Пишичитая”, РНП ,,Во поле берёза стояла”. Исполнение этой песни сопровождается игрой на музыкальных инструментах — металлофон, треугольник, фортепиано. Учащиеся исполняют пульс ).

А в воскресенье три правителя собирались вместе, и все жители королевства маршировали, пели песни и танцевали с раннего утра и до позднего вечера. ((Ученики исполняют с движениями РНП ,,А я по лугу”. В ней встречаются два кита – песня и танец )

Так они жили, жили, не тужили в стране, которую жители стали называть ,, МУЗЫКА”…

Методические рекомендации

Игра–драматизация проводится на заключительном уроке первой четверти. В основе его лежит музыкальный и теоретический материал этой четверти. Учитель заранее не знакомит учащихся с сюжетом сказки, и творческий процесс происходит во время урока. В роли ведущего и режиссера выступает сам учитель.

Элементы драматизации встречаются в распевке — игры ,,Художник”; ,,Ступеньки”, а также в Музыкальной сказке. Строение самого урока, если проследить его поэтапно, происходит в соответствии с закономерностями драматического действия – экспозиция, развитие, кульминация, развязка. Экспозиция представляет собой моноспектакль учителя, который нацеливает учащихся на тему урока. На этапе развития происходит повторение основных знаний по данной теме. Кульминацией становится Музыкальная сказка. Развязка – это подведение итогов проделанной на данном уроке работы.

Похожие документы:

  1. Искусство как фактор развития личности в условиях непрерывного образования

    Документ

    доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой художественно-эстетического воспитания факультета дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

  2. Программа по предмету «Музыка» (3)

    Программа

    Программа по предмету «Музыка» для I–IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

  3. Утвердить прилагаемые программы дошкольного воспитания и обучения

    Программа

    В целях реализации Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение. Основные положения»,

  4. Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник»

    Программа

    Программа по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения, 2009).

  5. Пояснительная записка Статус моу сош №2 как образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации предшкольного и начального общего образования. Актуальность программы

    Пояснительная записка

    Статус МОУ СОШ №2 как образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации предшкольного и начального общего образования.

Другие похожие документы..

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *