Дефектология как наука

См. разделМатериалы для студентов и педагогов-дефектологов

Кто такой дефектолог и что такое дефектология?

Дефектология (коррекционная педагогика, специальная педагогика) – наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их воспитания и обучения.

Дефектолог (коррекционный педагог, специальный педагог) – понятие достаточно широкое. Дефектологами являются педагоги, специализирующиеся на работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии. Дефектологи занимаются обучением и воспитанием людей имеющих особенности в развитии. В своей работе они используют различные средства, направленные на коррекцию и компенсацию недостатков.Коррекция — исправление некоторых недостатков, не требующее коренных изменений корректируемого процесса или явления. Компенсация — уравновешивание или возмещение имеющегося недостатка. Компенсация нарушенного или утраченного анализатора, функции, происходит за счет сохранного.

Все дефектологи имеют высшее педагогическое образование, которое они получили на дефектологических факультетах высших учебных заведений (институт, университет). Будущие дефектологи, помимо педагогических дисциплин, раскрывающих методику работы с разными категориями лиц с особенностями в развитии, изучают ряд медицинских предметов, психологию и патопсихологию, общую и специальную педагогику. Все эти специалисты не являются врачами, хотя дефектология находится на стыке медицины и педагогики. Дефектологи работают в разных учебных, медицинских и реабилитационных заведениях. Это могут быть учреждения системы образования, здравоохранения или социальной защиты населения: школы, детские сады, поликлиники, больницы, центры психологической помощи и реабилитации, поселения для взрослых инвалидов и т.п.

Работа дефектолога начинается с тщательного изучения степени выраженности дефекта. Дефектолог проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение), исследует особенности эмоционально-волевой сферы. В зависимости от своей специализации, педагог акцентирует внимание на слухе, зрении, речи или интеллектуальном развитии. После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приёмы, разработать перспективный план коррекционного воздействия. Для ребёнка (взрослого) создаются специальные условия обучения, воспитания, подбираются лечебно-оздоровительные мероприятия, при необходимости рекомендуются консультации у других специалистов (невролог, психиатр, отоларинголог, ортопед, окулист, ортодонт). Свою работу дефектолог строит исходя из индивидуальных возможностей каждого, ориентируясь на проблемы и возможности каждого. Длительность работы специалиста с ребенком (взрослым) определяется степенью выраженности дефекта и динамикой в процессе коррекции. Даже после нескольких занятий иногда бывает сложно сказать, сколько их потребуется всего и уж тем более дать 100% гарантию устранения дефекта. Каждый случай индивидуален, и подчас можно говорить лишь о частичной компенсации дефекта.

Последние годы термин «дефектолог» стали заменять термином «коррекционный педагог» или «специальный педагог», т.к. он прямо указывает на недостатки ребёнка и является не совсем этичным. Но, пока эти термины не очень приживаются в лексиконе специалистов, работающих в данной области.

Дефектолог-сурдопедагог работает с глухими, слабослышащими, позднооглохшими и глухонемыми детьми. Основными задачами работы сурдопедагога является изучение закономерностей развития лиц с нарушениями слуха, их образование и воспитание в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения слуха и речи. Сурдопедагог разрабатывает и практически реализует программы образования и воспитания для разных категорий лиц с нарушенным слухом. Сурдопедагог владеет специальными методиками, методами, приёмами и технологиями развития остаточного слуха; обучения жестовому и дактильному языку; русскому (родному) языку; устной речи. Сурдопедагог занимается педагогической реабилитации в послеоперационный период, например при кохлеарной имплантации. Также сурдопедагог должен иметь представление о современных технических средствах коррекции и компенсации нарушений слухового анализатора. Одна из основных задач в работе сурдопедагога это социальная адаптация и социально-профессиональная реабилитация лиц с нарушенным слухом, их интеграция в современное общество.

Дефектолог-тифлопедагог работает со слепыми, слабовидящими, поздноослепшими людьми. Задачами тифлопедагога является психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Тифлопедагог разрабатывает программы, методы, приёмы, направления работы со слепыми и слабовидящими. Также тифлопедагог организует процесс обучения и воспитания, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих. Для тифлопедагога являются необходимыми знания и умения, касающиеся работы со специальными техническими средствами, способствующими коррекции зрения.

Дефектолог-логопед работает с людьми, имеющими проблемы с речевым развитием. Логопед корригирует и устраняет недостатки речевого развития, а при отсутствии речи стимулирует ее развитие. Логопеды работают с дошкольниками и школьниками, имеющими как нормальное развитие, так и интеллектуальную недостаточность, а также со слабослышащими детьми, детьми с ДЦП, аутизмом и т.д. Также логопед помогает восстановить речь взрослым людям перенёсшим инсульт или травму. В компетенцию логопеда входит работа с такими речевыми нарушениями как: задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), нарушение звукопроизношения, заикание, дизартрия, дисграфия, дислексия, алалия, афазия и др. Своей профессиональной деятельностью логопеды занимаются в различных дошкольных и школьных учреждениях, поликлиниках, а также в клиниках, где больным требуется восстановление речи. Логопеды, как правило, не занимаются с неговорящими детьми до 3 лет, т.к. нет речи – нечего исправлять. Хотя на данный момент специалисты говорят о целесообразности занятий с такими малышами и существуют методики направленные на стимуляцию речевого развития детей. После трёх лет используются специальные методики по вызыванию речи. Приступая к работе логопед, прежде всего, проводит обследование ребёнка, выясняя наличие дефекта и его причину. Затем разрабатывается план коррекционной работы, подбираются соответствующие методики для коррекции и устранения дефекта. На занятиях педагог будет работать не только над постановкой звука, но и над правильным дыханием, тонкой и крупной моторикой, высшими психическими функциями (внимание, память, мышление, восприятие). Работа логопеда намного шире, чем просто постановка звуков. Логопед работает над лексикой, грамматикой, фонетикой, синтаксисом, интонацией. Большая работа проводится по активизации и пополнению словарного запаса ребенка, умению составлять словосочетания, предложения. Огромное внимание уделяется развитию связной устной речи, диалогической и монологической речи, умению отвечать на вопросы, составлять связное высказывание. С детьми школьного возраста логопед работает не только над правильностью устной речи, но и над правильность письменной речи. Работая с ребёнком, логопед обязательно будет давать домашнее задание, которое необходимо выполнять. Пройденный материал надо закреплять дома. Успех зависит от совместных действий логопеда и родителей.

Дефектолог-олигофренопедагог работает с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Данный специалист работает не только с детьми, но и со взрослыми, имеющими интеллектуальные и психические нарушения. Основное направление работы – это обучение и воспитание лиц с интеллектуальной недостаточностью. Олигофренопедагог владеет коррекционными методиками для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, а также для детей школьного возраста, с возможность преподавания учебных дисциплин в коррекционных классах и школах. Дефектолог-олигофренопедагог оказывает помощь и детям с нормальным интеллектом, имеющим нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере, трудности обучения в школе. Нередки случаи, когда дети дошкольного возраста с нормальным интеллектом имеют задержку речевого развития, моторную неловкость, особенности поведения, неусидчивость, невнимательность, плохую память и т.п. Олигофренопедагог может помочь в решении этих проблем. Педагог поможет развить интеллектуальные способности ребёнка, расширит словарный запас, улучшит произношение, научит владеть собственной речью и выражать свои мысли. Олигофренопедагог может провести диагностику готовности ребенка к школе, диагностику усвоения программного материала. Крайне необходима помощь педагога-дефектолога учащимся младших классов школы, страдающих дисграфией и дислексией, испытывающих трудности с математическими вычислениями, проблемы с устной и письменной речью. Чаще всего олигофренопедагога «в народе» называют просто дефектологом, т.к. слово «олигофренопедагог» очень пугает родителей.

Еще одно направление специальной помощи детям с особенностями в развитии – это нейропсихология. Нейропсихология – раздел психологии, изучающий связь психических процессов с определенными системами головного мозга. Нейропсихолог – это специалист, который строит свою работу на основе изучения связи психических процессов с определенными системами головного мозга. На профессиональном языке этого специалиста называют клиническим психологом. К сожалению, в настоящее время примерно у 70 % детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга. В первую очередь базальнолобных отделов. Они питают мозг, и если их тонус снижен, то «полуспят» и отделы мозговой коры, обеспечивающие хранение и переработку информации (слуховой, зрительной, речедвигательной и двигательной). Существуют приёмы в нейропсихологии, которые способны ускорить созревание отделов мозга. Нейропсихолог проводит нейродиагностику и подбирает коррекционные упражнения, позволяющие развивать отстающую сферу головного мозга. В результате обследования нейропсихолог делает заключение о состоянии высших психических функций ребёнка: внимания, памяти, мышления, речи, восприятия. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения ребёнка в школе.

Что изучает дефектология

Подобранные коррекционные мероприятия позволяют развивать те функции, которые еще не сформировались. Работа нейропсихолога заключается в подборе двигательных и познавательных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребёнка. Нейропсихолог диагностирует и корригирует физиологические предпосылки неуспеваемости ребёнка еще в дошкольном возрасте. В период школьного обучения нейропсихолог может оказать помощь в преодолении школьной неуспеваемости, если она не связана с пробелами в школьной программе, а зависит от рассеянности, отвлекаемости, неусидчивости, невнимательности ребенка. Следует понимать, что нейропсихолог — это не врач. Также следует понимать разницу между нейропсихологом и психологом. Психолог работает с эмоционально-волевой сферой, эмоционально-личностными проблемами: отсутствие взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, страхи, проблемы с поведением и т.п. Нейропсихолог изучает мозговую анатомию и физиологию, заболевания центральной нервной системы и нейропсихологическую диагностику. Он выявляет трудности ребёнка и причины этих трудностей, определяет комплекс глубинных мозговых механизмов тех или иных проблем в развитии, разрабатывает направления нейропсихологической коррекции.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. defectus — недостаток и …логия) — отрасль научного знания об особенностях и закономерностях психосоциального развития различных категорий детей с физическими и психическими недостатками.

Ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти дефектологии на­прав­ле­ны на раз­ра­бот­ку тео­ре­тических про­блем и при­клад­ных за­дач обу­че­ния и вос­пи­та­ния и по­иск оп­ти­маль­ных ус­ло­вий и пу­тей со­ци­аль­ной ин­те­гра­ции та­ких де­тей.

Дефектология на­ча­ла раз­ви­вать­ся в начале XX века в свя­зи с за­да­ча­ми соз­да­ния в раз­ных стра­нах государственных сис­тем специального об­ра­зо­ва­ния, яд­ро ко­то­рых со­ста­ви­ли шко­лы для сле­пых, глу­хих и ум­ст­вен­но от­ста­лых де­тей. Кон­цеп­ту­аль­ной и ме­то­до­ло­гической ба­зой российской дефектологии яв­ля­ют­ся ра­бо­ты Л.С. Вы­гот­ско­го, ко­то­рый ещё в 1930-е годы сфор­му­ли­ро­вал по­ло­же­ния о при­ро­де и сущ­но­сти ано­ма­лий раз­ви­тия ре­бён­ка и обо­зна­чил главные на­прав­ле­ния ис­сле­до­ва­ний. Пер­вым в Рос­сии научно-исследовательским цен­тром дефектологии стал Экс­пе­ри­мен­таль­ный де­фек­то­ло­гический институт (ЭДИ; ны­не Институт кор­рек­ци­он­ной пе­да­го­ги­ки РАО), от­кры­тый в 1929 году на ба­зе соз­дан­ной В.П. Ка­щен­ко в 1921 году Ме­ди­ко-пе­да­го­гической кли­ни­ки (с 1923 года Ме­ди­ко-пе­да­го­гическая опыт­ная стан­ция).

Дефектология ба­зи­ру­ет­ся на пред­став­ле­ни­ях о слож­ном ге­не­зи­се на­ру­шен­но­го раз­ви­тия, о спе­ци­фических и об­щих за­ко­но­мер­но­стях, ле­жа­щих в его ос­но­ве, и опи­ра­ет­ся как на дан­ные об­щей пе­да­го­ги­ки, фи­зио­ло­гии, воз­рас­тной и пе­да­го­гической пси­хо­ло­гии, так и на ком­плекс­ные меж­дис­ци­п­ли­нар­ные ис­сле­до­ва­ния, рас­кры­ваю­щие и опи­сы­ваю­щие струк­ту­ру, ме­ха­низ­мы и фе­но­ме­но­ло­гию на­ру­ше­ний раз­ви­тия на ней­ро­био­ло­ги­че­ском (ней­ро­фи­зио­ло­гия, нев­ро­ло­гия, медицинская ге­не­ти­ка) и кли­ни­ко-­пси­хо­ло­ги­че­ском (па­топ­си­хо­ло­гия, ней­роп­си­хо­ло­гия, пси­хи­ат­рия дет­ско­го воз­рас­та) уров­нях. Ре­зуль­та­ты та­ких ис­сле­до­ва­ний (в гра­ни­цах дефектологии) ис­поль­зу­ют­ся для со­вер­шен­ст­во­ва­ния ме­то­дической ба­зы и про­филь­ных про­грамм кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ваю­ще­го обу­че­ния и вос­пи­та­ния де­тей. Кор­рек­ци­он­ная пе­да­го­ги­ка в за­ви­си­мо­сти от кон­крет­но­го объ­ек­та пе­да­го­гических воз­дей­ст­вий (де­ти с на­ру­ше­ния­ми слу­ха, зре­ния, ин­тел­лек­та, ре­чи) раз­де­ля­ет­ся на сур­до-, тиф­ло-, оли­го­фре­но­пе­да­го­ги­ку, ло­го­пе­дию. В тес­ной свя­зи с кор­рек­ци­он­ной пе­да­го­ги­кой раз­ви­ва­ет­ся спе­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия, изу­чаю­щая де­тей с про­бле­ма­ми раз­ви­тия и раз­ра­ба­ты­ваю­щая ме­то­ды пси­хо­ло­гической по­мо­щи им. К при­ори­тет­ным за­да­чам современной дефектологи от­но­сят­ся: соз­да­ние сис­те­мы ран­ней пси­хо­ло­го-ме­ди­ко-­пе­да­го­гической по­мо­щи де­тям с на­ру­ше­ния­ми раз­ви­тия (с пер­вых ме­ся­цев жиз­ни ре­бён­ка); раз­ра­бот­ка на­учных ос­нов ин­те­гра­ции та­ких де­тей в об­ще­об­ра­зо­вательную сре­ду, мо­де­лей взаи­мо­дей­ст­вия спе­циа­ли­стов с семь­ёй, вос­пи­ты­ваю­щей «про­блем­но­го» ре­бён­ка, и ряд других за­дач.

По­сле ра­ти­фи­ка­ции РСФСР в 1991 году Кон­вен­ций ООН «О пра­вах ин­ва­ли­дов» и «О пра­вах ум­ст­вен­но от­ста­лых» бы­ла осоз­на­на не­об­хо­ди­мость от­ка­за от тер­ми­нов, со­дер­жа­щих ука­за­ние на де­фект, на на­ли­чие био­ло­гической и со­ци­аль­ной не­пол­но­цен­но­сти и по­ро­ж­даю­щих яв­ле­ния стиг­ма­ти­за­ции зна­чительного ко­ли­че­ст­ва лиц (как де­тей, так и взрос­лых) с на­ру­ше­ния­ми раз­ви­тия. В этой свя­зи официальное упо­т­реб­ле­ние тер­ми­на «Дефектология» на­чи­на­ет но­сить ог­ра­ни­чен­ный ха­рак­тер, со­хра­ня­ясь главным образом в язы­ке меж­дис­ци­п­ли­нар­но­го об­ще­ния российских спе­циа­ли­стов, ра­бо­таю­щих в дан­ной об­лас­ти. Но ес­ли гу­ма­ни­стическая эво­лю­ция иных тер­ми­нов («де­фек­тив­ные де­ти» — «ано­маль­ные де­ти» — «осо­бые де­ти» — «де­ти с осо­бы­ми об­ра­зо­ва­тель­ны­ми по­треб­но­стя­ми») про­ис­хо­ди­ла без ущер­ба для их смыс­ло­во­го на­пол­не­ния, то для тер­ми­на «Дефектология» по­ка не най­ден аде­к­ват­ный эк­ви­ва­лент, от­ве­чаю­щий кри­те­ри­ям со­ци­аль­ной при­ем­ле­мо­сти и од­но­вре­мен­но от­ра­жаю­щий её со­дер­жа­ние как осо­бой, ин­те­гра­тив­ной об­лас­ти зна­ния.

За ру­бе­жом вме­сто тер­ми­на «Дефектология» ис­поль­зу­ют­ся бо­лее уз­кие по­ня­тия: «спе­ци­аль­ное обу­че­ние», «ле­чеб­ная пе­да­го­ги­ка», имею­щие главным образом прак­тическую на­прав­лен­ность.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Де­фек­то­ло­гия. Ука­за­тель ли­те­ра­ту­ры на рус­ском язы­ке, вы­шед­шей в СССР. 1920-1973.

    Кто такой дефектолог и что такое дефектология?

    М., 1975

  • Вы­гот­ский Л.С. Про­бле­мы де­фек­то­ло­гии. М., 1995
  • Ма­ло­фе­ев Н.Н. За­пад­ная Ев­ро­па: эво­лю­ция от­но­ше­ния об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва к ли­цам с от­кло­не­ния­ми в раз­ви­тии. М., 2003
  • Ма­ло­фе­ев Н.Н. Из ис­то­рии оте­че­ст­вен­ной спе­ци­аль­ной шко­лы // Де­фек­то­ло­гия. 2003. 3
  • Ма­ло­фе­ев Н.Н. Стра­те­гия мо­дер­ни­за­ции оте­че­ст­вен­ной сис­те­мы спе­ци­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния // Мо­дер­ни­за­ция спе­ци­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния: про­бле­мы кор­рек­ции, реа­би­ли­та­ции, ин­те­гра­ции. СПб., 2003

Статью разместил(а)

Личман Георгий Евгеньевич

редактор

Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология. Курс лекций (В. П. Глухов, 2017)

По сути своей профессия дефектолог находится на стыке педагогики, психологии, социологии и, разумеется, медицины — ее представители занимаются детьми с психическими и физическими недостатками.

Направления уточнения понятий в специальной педагогике.

Таких детей, к сожалению, довольно много, и их необходимо адаптировать к жизни, воспитывать и обучать с учетом их ситуации.

Чтобы разобраться, чем занимаются дефектологи, стоит взглянуть на их специализации:

  • дефектолог-логопед — исправляет дефекты и нарушения речи;
  • дефектолог-сурдопедагог — работает с недостатками слуха;
  • дефектолог-тифлопедагог — работает с нарушениями зрения;
  • дефектолог-амблиолог — занимается адаптацией и реабилитацией слепых и слабовидящих детей;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог — работает со слепоглухонемыми детьми;
  • дефектолог-олигофренопедагог — работает с умственно отсталыми детьми.

Места работы

Должность дефектолога имеется во многих учреждениях, тесно или отдаленно связанных с воспитанием, обучением и адаптацией детей:

  • в детсадах и центрах дошкольного развития;
  • в школах;
  • в детских домах;
  • в санаториях и других подобных учреждениях.

История профессии

Появилась профессия дефектолога в начале 20 века, когда немало ученых плотно приступили к изучению причин различных отклонения у детей, их классификацией и установления максимально действенных методов индивидуального развития таких детей.

В СССР первым специальным центром, проводящим подобные исследования и готовящим соответствующих специалистов, стал московский НИИ дефектологии.

Обязанности дефектолога

В зависимости от типа и специализации учреждения должностные обязанности дефектолога могут значительно различаться, приведем здесь только основные:

  • проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми, имеющими особенности развития (например, занятий по развитию речи, обучению грамоте, письму, математике, окружающему миру);
  • планирование и организация коррекционной и образовательной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, а также разработка программно-методического сопровождения;
  • ведение первичной документации;
  • взаимодействие с родителями, их консультирование.

Требования к дефектологу

Как правило, работодатели предъявляют такие требования к дефектологу:

  • высшее педагогическое образование;
  • опыт работы с «особыми» детьми;
  • знание методик и программ коррекционного развития;
  • опыт проведения развивающих и коррекционных занятий.

Образец резюме дефектолога

Образец резюме

Как стать дефектологом

Стать дефектологом без получения высшего педагогического образования, причем именно по специальности «дефектология», просто не получится, поэтому диплом необходим. Помимо академического образования, нужен ряд качеств, без которых невозможно работать с детьми — терпение, внимательность, уравновешенность и спокойный характер, любовь к детям.

Зарплата дефектолога

В целом зарплата дефектолога совсем невысока и колеблется от 15 до 65 тысяч рублей в месяц. Точная сумма зависит от региона, учреждения и нагрузки. При этом средняя зарплата дефектолога в России составляет всего лишь около 25 тысяч рублей в месяц.

Сколько зарабатывают профессиональные дефектологи, занимающиеся частной практикой, понять проблематично, но в крупных городах это прибыльное дело.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Современная научно-техническая академия и ряд её курсов по направлению «Дефектология и логопедия».

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации «Логопедия» и выдаёт диплом и сертификат.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Педагог-дефектолог, логопед».

Задачи дефектологии.

Предмет, задачи, методы и принципы дефектологии.

Дефектология (КП) – относится к педагогическим наукам, о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий людей (детей) с отклонением в развитии.

Defektos – недостаток;

Logos – учение

Предметом исследования являются дети с физическими и психическими недостатками.

Выделяют 10 категорий детей с недостатками развития:

1) Незрячие

2) Слабовидящие

3) Глухие

4) Тугоухи

5) С речевыми нарушениями

6) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

7) Дети с задержкой психического развития

8) С нарушениями поведения различные степени умственной отсталости

9) С умственной отсталостью

10) Дети с комбинированными (сложными) нарушениями.

Дефектология объединяет ряд самостоятельных областей: сурдопедагогику, тифлопедагогику (с нарушением зрения), олигофренопедагогику и логопедию.

Дефектология включает в себя специальную психологию. Изучаются психологические особенности аномальных детей.

Задачи дефектологии.

1) Комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей развития детей с нарушениями.

2) Определение качественного своеобразия структуры нарушения.

3) Разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий затей с нарушением развития. Обоснование дифференцированного подхода в воспитании и обучении, а также коррекция недостатков их познавательной деятельности и личности.

4) Обоснование принципов организации системы разнообразных специальных упражнений, которые создают оптимальные условия для воспитания и обучения.

5) Определение целей, задач, содержания принципов и методов воспитания, обучения трудовой и социальной подготовки.

6) Разработка специальных технических средств, которые помогают детям познавать окружающий мир и устанавливать контакты с этим миром.

7) Определение путей и средств профилактики возникновения и развития нарушений у детей.

8) Нахождение путей позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии.

Методы

Дефектология использует педагогические и психологические методы.

Дефектология как отрасль педагогической науки

наблюдение.

2. обследование (особенности формирования личности).

3. беседы.

4. эксперимент (в специально создаваемых условиях).

Анализ результатов деятельности:

Методы: социологии, психологии, социометрии, анкетирование, интервьюирование.

Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 5150;

Похожие статьи:

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *