Фасцинация в психологии

Фасцинация. Нужно знать.

Вечером 30 октября 1938 года, накануне «Дня всех святых», когда большинство американцев отмечают «Хэллоуин», произошло событие, которое надолго осталось в памяти жителей восточного побережья США и Канады. В этот вечер в эфире прозвучала радиопостановка по мотивам романа Герберта Уэллса «Война миров». Чем же она оказалась примечательна? Тем, что за счёт таланта её режиссёра Орсона Уэллса и актёров, читающих текст, постановка вызвала панику у 1,2 миллиона человек.

Почему это стало возможно? Сталкивалось ли человечество с подобными явлениями раньше? В середине 20 века учёный Ю.В. Кнорозов выдвинул гипотезу о существовании в коммуникации процессов, не сводимых к информации, сопрягающихся с информацией для оптимизации передачи сообщений, но способных существовать и существующих без информации, явление получило название – фасцинация. Фасцинация — — очарование, ослепление, обаяние, прелесть, зачаровывание, сглаз.

Общение первобытных людей и древних цивилизаций пронизывают многочисленные сигналы-фасцины во всех сферах отношений: от бытовых и межполовых до государственно-политических. В речевом обиходе древних римлян имели широкое хождение слова fascino (зачаровывать, околдовывать; портить глазом, наговором, сглазить) и fascinum (колдовство, чары; дурной глаз). Известный амулет в форме фаллоса также восходит к древним римлянам и их божеству плодородия Приапу, другое имя которого – Фасцинус.

Самый близкий всем и самый доказательный пример существования фасцинации — живая человеческая речь. Одно дело, монотонное бормотание и совсем другое, выразительная, эмоцианальная речь, с помощью которой можно подтолкнуть слушателей к различным действиям, зачастую совершенно не согласующимися с желаниями самих слушателей. Примером тому служат призывы всяческих вождей и политических болтунов. Человек критически настроенный не может понять, как можно следовать таким призывам, но многие попадают под воздействие.

Известно, что талант оратора ценился в Древней Греции и Древнем Риме наряду с талантом полководца. Оратор мог силой своего слова вершить судьбы империи.

Но ограничивается ли фасцинация только вербальным (словесным) воздействием? Нет, это не так. Примеры визуальной фасцинации каждый может легко привести сам. Вас завораживало какое-нибудь зрелище? Значит, вы подвергались фасцинативному воздействию. Да-да, красивый закат и северное сияние, морская даль и звёздное небо, всё это примеры природной фасцинации. Конечно, люди издревле замечали эффект от воздействия такого рода и стали использовать его в своих, иногда совсем не благородных целях. Помните пышные одеяния вельмож, королей и понтификов? Это для завораживания толпы.

Фасцинация оказывает влияние на все органы чувств, все каналы получения информации человеком.

Эволюционная причина мощного действия фасцинации — структуры мозга, связанные с фасцинацией как оптимальным способом стимулирования нужного в острых ситуациях поведения. Причем эти структуры имеют возможность действовать помимо сознания, а если потребуется — отключить его. Так лишаются разума от любви, при виде сладостей, бутылки, игрового автомата. Под воздействием фасцинации сознание сужается, а восприятие обретает узкую направленность. Влюбленный думает только о предмете своего обожания, игрок о возможности выиграть, сладкоежка о пирожном. Механизмы этого явления мало изучены, предполагается, что в момент фасцинативного воздействия в мозге образуется своеобразный фильтр пропускающий на уровень осознанности определенную информацию и задерживающий другую. Современная наука не может объяснить феномен фасцинации, впрочем, как и многое другое. А с позиции мировоззрения триединства всё понятно. Информация, наделённая другой мерой, а, следовательно, и материей (энергией), по-другому влияет на человека.

Формулировки фасцинации встречающиеся в литературе, на мой взгляд, не отражают суть этого явления. Попробую дать своё определение. Фасцинация – это информация, за счёт определённой размеренности и энергетики, способная отключать антисуггестивные барьеры сознания и проникать прямо в подсознание. Под антисуггестивными барьерами учёные понимают критическое мышление, степень доверия, этику и мораль. Всё это, безусловно, присуще психике человека, однако у неё ещё есть и нравственность, причём нравственность как показная, так и реальная. И преодолеть реальную нравственность не под силу никакому воздействию. А вот критическое мышление, степень доверия и мораль, фасцинация действительно способна отключать.

Рассмотрим основные приёмы, при помощи которых отключаются барьеры сознания. Первый и наиболее распространённый – это ритм. На ум сразу приходит музыкальный ритм, и не зря приходит. На примере современной музыки прекрасно виден эффект фасцинирующего воздействия повторяющихся звуковых колебаний. Видя, что вытворяют молодые люди под эту «музыку», мне всегда на ум приходит образ бесовского шабаша, отчётливо ощущается присутствие какой-то недоброй воли, стоящей за происходящим. Но есть примеры и других ритмичных воздействий. В поэзии это чередование ударных и безударных слогов, повторение рифм, строфических форм. Для видеоряда ритм выражается в определённой последовательности смены ярких картин, запоминающихся кадров. При поиске аналогий ритма для тактильных ощущений сразу приходит на ум половой акт. Не потому ли ритмичная музыка вызывает сексуальное возбуждение у многих людей?

Далее следует отметить такой фасцинативный приём, как внесение неясности во что-либо. Именно, недомолвки, неопределённость, полутона заставляют работать воображение, снова и снова возвращая мысли к определённой информации, порождая своеобразную цикличность. Один из приёмов НЛП заключается в умении вызывать у собеседника именно такую зацикленность на нужном вопросе. Да и женщины прошлых веков знали толк в умении показать понравившемуся мужчине именно столько, сколько нужно для того, что бы заставить его воображение дорисовать всё остальное наилучшим возможным образом. Причём, показать не только тело, но и ум, знания, манеры, навыки.

Следующий способ удержать внимание – сбой ритма; ритма, против которого начинает вырабатываться антирезонансная защита, и переход на новый ритм. Это чётко прослеживается в стихах, в смене такта; да и фильм, сюжет в котором разворачивается по нескольким линиям интереснее однообразного.

Фасцинация

Интереснейшим примером фасцинации служит шрифт. Машинописный вызывает одни ощущения, каллиграфический – другие. Для меня, текст написанный готическим шрифтом обладает особой притягательностью, его я прочту в первую очередь. Впрочем, это довольно специфический способ очаровывания, требующий сугубо индивидуального подхода.

Ещё один, весьма действенный, приём провести информацию прямо на безсознательные уровни психики – юмор. С его помощью в психику внедряются вещи (делаются приемлемыми и безобидными), которые в обычной обстановке были бы отторгнуты, или вызывали бы совершенно другие чувства. Слушая юмористов рассказывающих смешные истории о пьянках, пьяницах и их забавных приключениях, видя смеющиеся залы, я вспоминаю леденящие душу кадры криминальной хроники, истории о знакомых и, наконец, об индейцах Северной Америки, уничтоженных этим совсем не смешным алкоголем. Современному человеку, особенно немногочисленным оставшимся в живых ветеранах Второй мировой войны, вряд ли придет в голову смеяться над нацизмом и Адольфом Гитлером, считать его несерьезным, потешным неудачником. Посмотрите фильм «Великий диктатор» с гениальным Чарли Чаплиным и поймете, что думали народы США и Европы накануне мировой бойни о Гитлере.

Способов фасцинации, как и её примеров, великое множество, которые я не в силах описать. Да и не стоит этого делать. Проще понять общий механизм её действия. Фасцинативная составляющая информации (материальный носитель и мера) направлена на возбуждение эмоции, тогда как сама информация апеллирует к интеллекту.

Здесь немного хочется поразмышлять о роли эмоций в психике человека. Не раз и не два мне приходилось слышать в ответ на призыв успокоиться и унять эмоции фразу: «Мы не роботы, мы не можем без эмоций!» Когда же я утверждаю, что именно эмоции делают нас биороботами, встречаю искреннее недоумение. Попробую объяснить. Передавая на уровень сознания информацию в плотноупакованном виде, безсознательное инициирует, с помощью эмоции, процесс, мотивирующий и регулирующий поведение, мышление и восприятие индивида. Пуская этот процесс на самотёк, человек ставит свою деятельность в прямую зависимость от внешней информации. Эта мысль нашла отражение в афоризме: «Гнев – кратковременное безумие». Так что эмоции делают нас роботами, а не людьми. Понаблюдайте за собой в течении дня, проанализируйте своё поведение, разберите конкретную ситуацию, может быть, тогда вы поймёте, о чём речь. Когда я сам начал задумываться над такими вещами, стал разбирать своё поведение по отношению к своим детям – я ужаснулся; моя реакция на шалости и проступки была просто не адекватной, честно признаюсь, виной тому эмоции. Кто не владеет собой (своими эмоциями, мыслями, словами) тот не может быть Человеком.

Итак, что же может служить критерием в определении наличия фасцинативного воздействия? По-моему, если вас что-либо привлекает настолько, что вы желаете повторно испытать это воздействие (прослушать музыку, ощутить вкус, прикосновение, просмотреть видео и т. д.), то информация в нём несет в себе фасцинацию. Это не значит, что такое воздействие отрицательное, оно может быть как отрицательным, так и нейтральным, так и положительным. А вот определить отношение человека к нему может только его реальная нравственность. Именно система чётко определённых нравственных мерил стоит на страже психики, когда пасуют критическое мышление и степень доверия к источнику информации. Поэтому так важно воспитывать эту систему в себе и окружающих. И для этого не надо прилагать каких-то запредельных усилий. Начните с добрых дел. Не проходите мимо валяющейся бутылки хотя бы в своём дворе, помогите соседской старушке поднести сумку, попросите курящего подростка не делать этого. Наша оценка добрых дел субъективна. Кто знает, кажущееся нам мелочью, в будущем отразится большой пользой.

Итак, есть такое явление – фасцинация, Можно ли его использовать для достижения добрых целей? Есть такие способы воздействия, применение которых недопустимо — это ложь и подлость. Правда же не может служить злу. Если ваша цель не программировать психику людей, а пробить стену холодного отчуждения и равнодушия, чтобы пробудить в человеке способность к восприятию информации, то фасцинация будет служить добру.

Эквадор. Февраль 1949г. Сотни тысяч жителей страны, слушавшие радиопостановку по роману Герберта Уэллса «Война миров» по местному радио, обратились в панику и ринулись на битву с инопланетными захватчиками. После того, как выяснилось, что это всего лишь спектакль, разъяренная толпа устроила массовый погром, с которым не могла справиться даже национальная гвардия. В результате погибли 6 человек, сотни были ранены и попали в больницы в тяжелом состоянии.

Технология массовых внушений и программирования психики разработана, неоднократно испытана и повсеместно применяется в современном мире.

Фасцинация. Нужно знать.

 excipientсущ. |  |    общ.  инертный наполнитель   аналит.хим.  сопутствующее вещество (Kohtalonsa)   жив.  загрунтовка; грунт   мед.  эксципиент (ст. 2 ЗУ "О лекарственных средствах": вспомогательное вещество (эксципиент) — любое вещество лекарственной формы, которое не является АФИ или готовым лекарственным средством и соответственно не осуществляет фармакологического, иммунологического или диагностического действия, входит в состав лекарственного средства и необходимо для его производства (изготовления), хранения и/или применения Ker-online)   фарм.  вспомогательное вещество (alienooshka); субстанция (Субста́нция (лат.

фасцинация

substantia — сущность; то, что лежит в основе) — вещество надлежащей чистоты, из которого в промышленности изготавливают лекарственные средства и лекарственные формы. В этом случае субстанция — это одновременно и синоним действующего вещества, и обозначение для стандартизованных полуфабрикатов для лекарств, изготавливаемых согласно Фармакопее. ВК. An excipient is generally a pharmacologically inactive substance used as a carrier for the active ingredients of a medication. In many cases, an "active" substance (such as acetylsalicylic acid) may not be easily administered and absorbed by the human body; in such cases the substance in question may be dissolved into or mixed with an excipient. Excipients are also sometimes used to bulk up formulations that contain very potent active ingredients, to allow for convenient and accurate dosage. In addition to their use in the single-dosage quantity, excipients can be used in the manufacturing process to aid in the handling of the active substance concerned. Depending on the route of administration, and form of medication, different excipients may be used. For oral administration tablets and capsules are used. Suppositories are used for rectal administration. WK — АД Alexander Demidov; Min$draV; Min$draV, я ничего не добавляю сам в онлайн-словарь Мультитран — это делает его команда из моего скрипт-файла, который я предоставляю всем свободно и бесплатно на своей странице Мультитрана (п.8 моей подписи). Я часто добавляю комментарии к записям других пользователей в своей локальной версии Мультитрана, чтобы отметить для себя их неадекватность (если их просто стереть, они снова появятся при следущем обновлении словника), и при этом добавляю свой (более адекватный, с моей точки зрения) термин под своим именем. Из-за недостатков программы при импорте в онлайн-Мультитран вся неправильная статья заносится под моим именем. На будущее советую Вам воздерживаться от несуразных суждений, вызванных Вашим незнанием ситуации. Alexander Demidov; В контексте ЛС excipient — это не какая-то абстрактная субстанция, а именно "вспомогательное вещество" (inactive substance). Русский пример иллюстрирует не понятие excipient, а, наоборот, active substance 4uzhoj; не пора ли навести порядок в этой статье? SirReal); ВВ (вспомогательное вещество VladislavaT)

  фармац.  наполнитель (частный случай вспомогательного вещества); формообразующее (частный случай вспомогательного вещества)   хим.  носитель  excipientsсущ.   общ.  вспомогательные материалы ((pharmacy) An ingredient that is intentionally added to a drug for purposes other than the therapeutic or diagnostic effect at the intended dosage. WT Alexander Demidov)  сущ.   мед.  ;  excipientsсущ.   мед.  вспомогательные вещества (именно так пишется в нормативных документах amatsyuk)  excipientприл.   общ.  воспринимающее средство   хим.  связующее      

Фасцинация. Нужно знать.

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *