Интерференция в психологии

Интерференция и психология

Исследуя интерференцию в психологии, можно понять другие связи между сновидениями и частицами. Интерференция, то есть периодическое усиление и погашение опыта, представляет собой хорошо известный психологический принцип.

Давайте немного подумаем о детях. Возьмем почти любого ребенка на пути в школу. Будем считать, что школа аналогична экрану в нашем эксперименте с электронами. Если ребенок может дойти до школы только по одному маршруту, то, скорее всего, он пойдет этой дорогой. Но что происходит, если вы даете ребенку два маршрута до школы? Он может так и не попасть туда! Почему? Потому что он не способен решить и может оказаться сбитым с толку. Что означает «сбитым с толку»? Что мы имеем в виду, говоря «он не способен решить»?

Психологическая интерференция случается, когда одновременно имеют место два разных внутренних процесса. Скорее всего, вы наблюдали интерференцию у себя или у своих друзей. Когда у вас есть два процесса, идущих одновременно, вы выглядите как ребенок на пути в школу. При отсутствии альтернативы ребенок идет по указанному маршруту. Когда есть альтернатива, у него может помутиться в голове, и он не будет ничего делать. Это помрачение ума обусловлено интерференцией двух процессов.

Вот еще один пример психологической интерференции. Представьте себе, что мы сидим в ресторане и беседуем в ожидании обеда. Я очень голоден. Я не хочу, чтобы мой голод мешал нашему разговору, но ничего не могу с собой поделать, если он мешает. Мой желудок ворчит, что он голоден. Я пытаюсь не обращать на это внимания и сосредоточиваться на разговоре, но не могу внимательно слушать. Мой желудок тоже разговаривает со мной, заявляя, что он хочет обед. В ОР я стараюсь действовать так, как будто слушаю вас, но сигналы моего желудка меня отвлекают.

Каков результат? В определенные моменты на экране ничего нет – мое лицо выглядит пустым. Вы думаете, что я рассеян. В действительности я вас не слушаю, и вам становится неловко разговаривать со мной, так как вы ощущаете, что я наполовину отсутствую. Я не знаю, что я говорю или думаю. Я не вполне замечаю, что мой голод мешает процессу разговора.

Волноподобная интерференция в физике аналогична тому, что мы в повседневном языке называем помутнением ума, а в психологии – неконгруэнтностью. Подобно тому, как у частицы есть две возможные щели, через которые она может проходить, у нас могут быть два одновременно протекающих процесса. Обычно мы отождествляемся с одним каналом или щелью, которую мы называем свои сознательным умом, например с моим интересом к беседе. Другая щель относится к непроизвольным процессам, вроде голода моего желудка.

Эти непроизвольные процессы вмешиваются, порой приводя к помутнению ума, в то время как в других случаях вызывая ощущение огромной энергии и счастья, особенно когда разговор заходит о еде! Тогда преднамеренная беседа становится конгруэнтной с непреднамеренными сигналами желудка, и мои процессы складываются, вызывая мощную волну энтузиазма. Все части меня, наконец, говорят: «Пора поесть!»

Возможно, природа действует таким же образом. Быть может, электроны, проходящие через две щели, становятся неконгруэнтными.

Расшифровка термина: интерференция

Они гасят друг друга, они «теряют сознание». При наличии возможности двух процессов, двух щелей, они становятся озадаченными и неконгруэнтными.

Одна из главных задач психотерапии – помогать двум нашим процессам становиться более конгруэнтными, гармонировать друг с другом. Но этой цели никогда нельзя достичь окончательно, ибо как только мы становимся конгруэнтными, откуда-то появляется еще один непреднамеренный процесс, и мы снова переживаем рассеянность. Интерференция в равной мере является фундаментальным свойством человеческой природы и квантовых объектов.

Мы видим интерференцию в наших сновидениях всякий раз, когда две или более фигур бывают в конфликте или в гармонии друг с другом. Точно так же, как волновые функции способны описывать отсутствие интерференции, когда открыта одна щель, и интерференцию квантовых объектов, когда открыты две щели, сновидения могут описывать разные фигуры или процессы как друзей или врагов, то есть складывающихся друг с другом или погашающих друг друга.

Конечно, бывают и времена, когда у нас есть одна щель, один процесс, когда мы бываем, так сказать конгруэнтными существами. В эти периоды мы бываем более простыми, собранными людьми. Мы меньше конфликтуем и имеем один простой процесс. Мы едим, когда голодны, и спим, когда утомлены. В каждый момент в нас происходит только один конгруэнтный процесс. Эта конгруэнтность может случаться сама собой или в результате внутренней работы, связывающей нас с нашим процессом сновидения.

В любом случае, если использовать аналогию экспериментов с квантовыми объектами, процесс сновидения может быть похожим на эксперимент с одной или двумя щелями. Когда мы имеем одну щель, у нас есть простой единичный процесс. В случае двух щелей мы неконгруэнтны и переживаем интерференцию и помутнение ума.

Захватывающей характеристикой квантовых объектов является то, что выбор предстоящего эксперимента – использования одной или двух щелей – влияет на его конечный исход, проявление волнового или корпускулярного аспекта. То, как выглядит материя, зависит от человеческого решения сделать тот или другой тип эксперимента. Видим ли мы волны или частицы, зависит от того, на чем мы сосредоточиваемся!

Известно, что сновидения тоже сильно зависят от того, на чем сосредоточивается наблюдатель. Сновидцы, которые в ладу со своей внутренней жизнью, переживают минимум интерференции или помутнения ума. Когда в сновидениях мы бываем конгруэнтными и заинтересованными, пред нами может представать невероятный ряд великолепных отношений и попыток гармонии. И в квантовой сфере, и в сфере сновидения решающая роль в определении исхода событий принадлежит наблюдателю.

Date: 2015-08-15; view: 242; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Слово интерференция

Слово интерференция английскими буквами(транслитом) — interferentsiya

Слово интерференция состоит из 13 букв: е е е и и н н р р т ф ц я

Значения слова интерференция. Что такое интерференция?

Интерференция волн

ИНТЕРФЕРЕ́НЦИЯ (от лат. inter — между, ferio — ударять) — изменения в языковой системе (или речевой деят-ности индивида) вследствие языковых контактов (сам процесс подобных изменений и их результат).

Гуманитарный словарь. — 2002

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ВОЛН (от лат. inter — взаимно, между собой и ferio — ударяю, поражаю) — взаимное усиление или ослабление двух (или большего числа) волн при их наложении друг на друга при одноврем. распространении в пространстве.

Физическая энциклопедия. — 1988

Интерференция волн. Явление интерференции возникает при наложении когерентных волн. Когерентные волны — это волны, имеющие одинаковые частоты, постоянную разность фаз, а колебания происходят в одной плоскости.

www.edu.delfa.net

Интерференция света

Интерфере́нция све́та — перераспределение интенсивности света в результате наложения (суперпозиции) нескольких световых волн. Это явление сопровождается чередующимися в пространстве максимумами и минимумами интенсивности.

ru.wikipedia.org

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СВЕТА пространственное перераспределение энергии светового излучения при наложении двух или неск. световых волн; частный случай общего явления интерференции волн.

Физическая энциклопедия. — 1988

Интерференция света.. Явление интерференции свидетельствует о том, что свет — это волна.. Интерференцией световых волн называется сложение двух когерентных волн…

www.edu.delfa.net

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ВИРУСОВ

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ВИРУСОВ (от лат. inter — взаимно, между собой и ferio — ударяю, поражаю), ингибиторное действие одного вируса (интерферирующего) на репродукцию др. вируса (претендующего, или суперинфицирующего) и течение инфекц. процесса…

Ветеринарный энциклопедический словарь. — 1981

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ВИРУСОВ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ВИРУСОВ (от лат. inter, здесь — взаимно и ferio — ударяю, поражаю), тип взаимодействия между вирусами, при к-ром наблюдается подавление репродукции одного вируса другим в клетках…

Биологический энциклопедический словарь. — 1986

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ВИРУСОВ (от лат. inter, здесь — взаимно и ferio — ударяю, поражаю), тип взаимодействия между вирусами, при к-ром наблюдается подавление репродукции одного вируса другим в клетках, смешанно заражённых двумя вирусами.

Биологический словарь

Интерференция скважин

Интерференция скважин, взаимодействие работающих нефтяных, газовых или водяных скважин, пробурённых с поверхности на один продуктивный пласт или на разные, но гидродинамически связанные друг с другом пласты.

БСЭ. — 1969—1978

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СКВАЖИН — взаимодействие работающих нефтяных, газовых или водяных скважин, пробуренных с поверхности на один продуктивный пласт или на разные, но гидродинамически связанные друг с другом пласты.

Большой энциклопедический словарь

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СОСТОЯНИЙ

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СОСТОЯНИЙ — наличие фазовой корреляции между базисными состояниями квантовой системы, описываемой суперпозицией этих состояний. Явления И. с. аналогичны др. проявлениям интерференции, свойственной всем волновым процессам…

Физическая энциклопедия. — 1988

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СОСТОЯНИЙ — суперпозиция состояний квантовомех. системы, определяемая принципом суперпозиции. М. б. обнаружена в любом частотном диапазоне; возникает под влиянием к.-л. образом организованных возмущений.

Словарь естествознания

Интерференция радиоволн

Интерференция радиоволн играет существенную роль в процессах излучения и распространения радиоволн. При излучении радиоволн сложными антенными устройствами, состоящими из нескольких излучателей (вибраторов или щелей, см. Антенна)…

БСЭ. — 1969—1978

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ РАДИОВОЛН — явление, возни-кающее при сложении полей Е i(r, t), i =1,2… неск. радиоволн и состоящее в том, что распределение результирующей интенсивности радиоизлучения в пространстве и во времени зависит не только от амплитуд А i этих…

Физическая энциклопедия. — 1988

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ РАДИОВОЛН — может происходить за счет взаимодействия прямой волны с отраженной от поверхности Земли или от ионосферы; волн, прошедших разные пути в тропосфере, или волн, отраженных разными участками ионосферы, и др.

Большой энциклопедический словарь

Интерференция фонетическая

Интерференция фонетическая — явления взаимодействия фонетических систем контактирующих языков в речи билингва, проявляющиеся в произносительном акценте.

Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — Назрань, 2011

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКАЯ Явления взаимодействия фонетических систем контактирующих языков в речи билингва, проявляющиеся в произносительном акценте.

Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. — 2011

Интерференция аэродинамическая

Интерференция аэродинамическая (от латинского inter — взаимно, между собой и ierio — ударяю, поражаю) — взаимодействие потоков, обтекающих отдельные элементы летательного аппарата или отдельные объекты.

Энциклопедия техники

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ (от лат. inter — взаимно, между собой и ferio — ударяю, поражаю) — взаимодействие потоков, обтекающих отд. элементы ЛА.

Большой энциклопедический политехнический словарь

Интерференция проактивная (ПИ)

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ, ПРОАКТИВНАЯ (ПИ) Интерференция предварительно усвоенного материала, воздействующая на материал, изучаемый в настоящее время. Она является "проективной" в том смысле, что воздействие ин формации, усвоенной в прошлом…

Оксфордский словарь по психологии. — 2002

Интерференция проактивная (ПИ) — (греч. pro — за, вперёд, в пользу; лат. activus — деятельный) — блокирование предварительно усвоенным материалом памяти фиксации новой, особенно сходной информации.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Порядок интерференции

ПОРЯДОК ИНТЕРФЕРЕНЦИИ величина, равная разности хода интерферирующих лучей, выраженной в длинах световых волн (см.

Интерференция

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СВЕТА). Если интерферирующие пучки отражаются от к.-л. поверхности и при этом происходит изменение фазы…

Физическая энциклопедия. — 1988

Порядок интерференции, разность хода интерферирующих лучей света, деленная на длину их волны (см. Интерференция света). Чаще всего рассматривают П. и., равные целым числам (длин волн): 0 ± 1, ± 2……

БСЭ. — 1969—1978

ПОРЯДОК ИНТЕРФЕРЕНЦИИ — величина, равная разности хода интерферирующих лучей, выраженной в длинах световых волн (см. ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СВЕТА). Если интерферирующие пучки отражаются от к.-л. поверхности и при этом происходит изменение фазы…

Физическая энциклопедия. — 1988

Русский язык

Интерфере́нция, -и.

Орфографический словарь. — 2004

Интерфер/е́нци/я .

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (от лат. in ter — между, ferens (ferentis) — несущий) — ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с к-рым оперирует субъект. И. изучается в контексте исследований памяти, процессов научения (в связи с проблемой навыка}. В зависимости от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала различают ретроактивную И. и проактивную И. В зависимости от характера интерферирующего материала выделяют вербальную И., моторно-акустическую И., зрительную И. и т. д. В экспериментах интерферирующее влияние одного материала на другой выявляется либо в уменьшении объема и ухудшении качества воспроизводимого материала, либо в увеличении времени, необходимого для решения задачи, как это имеет место при селективной Я. Понятие об И. лежит в основе ряда психологических теорий забывания. Наиболее распространенная точка зрения объясняет И. исходя из рефлекторной теории И. П. Павлова. Согласно французскому психологу М. Фуко (1928), интерферирующее воздействие материала на ответы вызывается прогрессивным (для проактивной И.) или регрессивным (для ретроактивной И.) внутренним торможением.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ПРОАКТИВНАЯ (от лат. pro-раньше, activus — действующий) — явление мнемической деятельности, заключающееся в ухудшении сохранения заучиваемого материала под влиянием предварительно заученного (интерферирующего) материала (см. Интерференция}. И. п. увеличивается при возрастании степени заучивания интерферирующего материала и увеличении его объема, а также по мере нарастания степени сходства заучиваемого и интерферирующего материала. Экспериментально И. п. обнаруживается при сравнении результатов воспроизведения (или повторного заучивания) контрольной и экспериментальной групп.
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ РЕТРОАКТИВНАЯ (от лат. retro — назад, activus — действующий) — ухудшение сохранения заученного материала, вызванное заучиванием или оперированием с последующим (интерферирующим) материалом (см. Интерференция}. Установлено, что относительная величина И. р. уменьшается по мере достижения устойчивого критерия усвоения первоначального материала. И. р.

интерференция

возрастает но мере увеличения сходства заученного и интерферирующего материала и достигает максимума при их совпадении. С ростом объема запоминаемого материала при неизменном объеме последующего И. р. постепенно уменьшается, а при неизменном объеме запоминаемого материала и росте объема последующего И. р. увеличивается. Определение И. р. осуществляется так же, как и в случае проактивной интерференции: сравниваются результаты воспроизведения (или повторного заучивания) в экспериментальных и контрольных группах.
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СЕЛЕКТИВНАЯ (от лат. selectio — выбор) — явление мнемической (см. Память) деятельности, выражающееся в задержке ответа на вопрос в результате непроизвольного влияния на него значения слова (см. Интерференция}. И. с. наглядно выступает при решении задачи называния цвета букв некоторого слова, особенно если это слово представляет собой название цвета. Аналогичные эффекты проявляются во многих других случаях: например, если нужно ответить, высоким или низким голосом произносится слово "низкий" или "высокий"; если нужно назвать изображение объекта, на к-ром написано название этого или другого объекта, и т. п. Явление И. с. используется при исследовании процессов понимания.

Значительное влияние на овладение учащимися трудовыми умениями и навыками оказывают ранее усвоенные трудовые действия. Они могут ускорять или задерживать формирование нового умения и перехода его в навык.

Положительное влияние приобретенного опыта усвоенных действий на овладение новыми умениями принято называть-переносом.Отрицательное –интерференцией.

Перенос возникает тогда, когда в ранее усвоенных действиях и тех действиях, которые усваиваются, есть общие приемы. При этом элементы ранее усвоенных действий включаются в структуру вновь усваиваемого действия ,в результате, этим облегчают и ускоряют процесс овладения им. Эффективность данного процесса будет определяться степенью осознанности его учащимися.

Интерференция возникает тогда, когда:

· элементы ранее приобретенных умений применяются в усвоении новых действий без учета их особенностей (поэтому учителю обязательно необходимо акцентировать на них внимание, например, особенность выполнения крестообразного стежка — выполняется не справа налево, как все остальные стежки, а слева направо);

· при замене старого, хорошо усвоенного способа выполнения трудового действия новым, еще незнакомым способом осуществления этого же самого действия.

Причины интерференции умений и навыков заключаются в следующем:

1. В установившихся более прочных нервных связях по сравнению с вновь образующимися нервными связями. Этим собственно и объясняется то, что интерференция сказывается слабее, если усвоенные трудовые действия находятся на уровне умений, а не на уровне навыков.

Интерференция и психология

И именно поэтому переучивание, как правило, происходит значительно труднее, чем обучение вновь.

2. Другой причиной интерференции может быть слабое осознание различий в способе выполнения новых, усваиваемых трудовых действий, по сравнению со старыми, уже усвоенными. Поэтому одно из важных средств устранения и предупреждения интерференции – это достижение четкого понимания учащимися этих различий.

Вывод: таким образом, перенос и интерференция имеют место только при определенных условиях, которые можно и нужно учитывать при технологической подготовке учащихся, с целью повышения эффективности процесса формирования у них технологических умений и навыков.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

По Платонову К.К. процессы формирования умений и навыков происходят постепенно и включают в себя ряд этапов

Дата добавления: 2015-03-20; просмотров: 1405; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:


   Читать оригинал публикации на postnauka.ru   

Психолог Алексей Созинов об ассоциативной теории, механизмах запоминания и переключении между задачами

Интерференция в целом означает взаимоподавление оппонентных процессов, необязательно в психологии, а вообще в языке. Все знают про интерференцию в физике, интерференцию волновых процессов, но оказалось, что что-то подобное есть в психологии, в поведении людей и животных. Суть феномена заключается в том, что если навыки или слова запоминать с небольшим интервалом друг за другом, то они как бы друг другу мешают, то есть потом воспроизведение хуже либо их обоих, либо одного из них.

Феномен интерференции впервые был показан в 1894 году Мюллером и Шуманом. Но более известна работа 1900 года, в которой Мюллер и Пильцекер ввели понятие консолидации, и ввели они его благодаря феномену интерференции. Они варьировали интервал между заданиями, и выяснилось, что первый список слов забывался, если интервал времени между списками слов небольшой, и не забывался, если интервал между списками слов большой.

Также в рамках ассоциативной психологии появилось представление о реципрокном торможении Чарльза Осгуда, и оно предполагало, что когда человек запоминает какое-то слово, то это усиление ассоциативной связи подавляет противоположную по смыслу ассоциативную связь, то есть происходит реальное торможение. И, кстати говоря, интерференция тогда называлась ретроактивным торможением. Ретроактивным означает «действующее назад», то есть, когда я обучаюсь чему-то новому, я забываю что-то предыдущее.

После этого появились данные, противоречащие ассоциативной теории, и они заключались в том, что элементы, у которых сильные ассоциативные связи, вроде как все равно вспоминаются — это было противоречие. И в рамках когнитивной науки были уже использованы представления о том, что, по-видимому, вспоминаются или забываются слова целыми наборами и выбор этих наборов осуществляется каким-то дополнительным процессом — контрольным, исполнительным, короче говоря, высшим по отношению к ассоциативному.

И тогда Мюллер и Пильцекер предположили существование некого реверберационного механизма, который предполагает, что, когда мы что-то начинаем запоминать, эта информация как бы крутится у нас в голове, таким образом повторяется и постепенно запоминается. Если этот процесс прервать новым обучением, то тогда первая память нарушится. Но это предположение было забыто почти на 40 лет в связи с тем, что победила другая теория, теория конкуренции ответов — она чисто ассоциативная. Дальше она стала развиваться в двухфакторную теорию, потом появилась теория реципрокного торможения Чарльза Осгуда. Этот путь интерференции в рамках ассоциативной психологии был продуктивным, но в какой-то момент стало понятно, что некие данные не склеиваются, они не соответствуют друг другу.

Первое противоречие заметил Бентон Андервуд, который показал, что чем больше на человеке проводится экспериментов, тем хуже его результаты к концу эксперимента.

Таким образом, он показал наличие проактивной интерференции. Это выглядит как утомление, то есть чем дальше, тем хуже память. Но дело не только в этом, а дело в том, что чем больше предшествующей информации мы запомнили, тем хуже мы запоминаем последующую. Этот эффект называется эффектом проактивной интерференции, то есть действующий как бы в будущее, вперед. Он был, соответственно, обнаружен позже. И в связи с этим, кстати, в психологии ввели требование наивности испытуемых. То есть человек к моменту, когда проводится эксперимент, должен ничего про этот эксперимент не знать и не делать ничего похожего перед этим экспериментом. Потому что если мы проводим двадцать одинаковых серий, то мы не можем рассматривать результаты двадцатой так же, как первой.

В какой-то момент ассоциативная теория перестала работать применительно к результатам этих исследований, потому что оказалось, что элементы, которые ассоциативно должны были иметь слабую силу, все равно воспроизводятся, человек их вспоминает. И стали делать предположения относительно того, что элементы запоминаются не по одному, то есть ассоциация происходит не с одним элементом, а элементы запоминаются какими-то наборами. И выбор этих наборов осуществляется с помощью специальных селекторных механизмов, или исполнительных, как это было позже названо в когнитивной психологии. Это представление о том, что элементы запоминаются не по одному, а совокупностями, можно считать началом когнитивной эры, как ее называет Майкл Андерсон. И в его, и в других исследованиях эта тема стала развиваться, и на материале интерференции также стали изучать эти контрольные или исполнительные процессы, которые когнитивная психология предполагала.

Эти эксперименты переросли в популярную в 2010-х и последующих годах тему забывания, связанного с извлечением из памяти. Феномен заключается в том, что если человек вспомнил какое-либо слово, то снижается вероятность того, что он воспроизведет слова этой же категории. Например, если вы из фруктов вспомнили апельсин, то с меньшей вероятностью вы в последующем задании вспомните киви, ананас и какие-то еще фрукты.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ

Получается, что снова интерференция как феномен появилась в новой области исследований, которая может изучать эту категоризацию или какие-то другие вещи.

Персеверационная теория Мюллера и Пильцекера потерялась не навсегда. В 40-х годах начались эксперименты по консолидации памяти, уже нейрофизиологические, и эту теорию вспомнили также в связи с исследованиями и концепцией Дональда Хебба. И в настоящий момент феномен интерференции широко используется в исследованиях консолидации памяти.

С другой стороны, феномен интерференции также задействован в исследованиях переключения. Переключение — это смена деятельности, и замечено, что если мы резко меняем одну деятельность на другую, то предыдущая деятельность как бы имеет некоторую инерцию, она мешает нам поначалу выполнять новые действия. Исследования переключения в России проводятся группой Анны Борисовны Леоновой, и, как известно из литературы и их экспериментов, это переключение с одного дела на другое может лишать нас до 18% времени по сравнению с тем, как мы делаем эти дела по отдельности, не переключаясь с одного на другое. Поэтому эта тема очень важная, и в том числе практически. И также предполагается, что при этом переключении задействованы процессы, связанные с интерференцией, то есть они друг другу мешают вследствие того, что эти деятельности находятся близко друг к другу.

Получается, что, какую бы концепцию ни создавали об элементах памяти или о каких-то других психологических структурах, всегда можно использовать эффект интерференции.

Потому что их взаимодействие, их влияние друг на друга, возможно, вследствие их сходства или близости во времени всегда остается. И мне кажется, что в настоящее время, то есть в 2010-х годах, и в будущем актуально использовать для исследований, включающих феномен интерференции, во-первых, представления, развитые в теории деятельности, а во-вторых, представления, развитые в рамках теории функциональных систем и системно-эволюционного подхода.

То есть для того, чтобы анализировать какие-то связи или взаимодействия элементов памяти или любых других психологических структур, важно исследовать их формирование в развитии в какой-то реальной деятельности, используя несколько задач, которым человек или животное обучается. И таким образом можно будет использовать феноменологию интерференции, для того чтобы оперировать такими категориями, как действие, например, из теории деятельности, или рассматривать взаимодействие разных системогенезов, как это постулируется в системно-эволюционном подходе. На мой взгляд, это наиболее перспективно.

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *