Кто такой альтруист

Кто такой альтруист?

Итак, давайте разберемся, что значит быть альтруистом. Как говорят в простонародье, альтруист – это человек, в характере которого присутствует неутолимое желание всем помогать и угождать в ущерб даже своим личным желаниям и потребностям. В психологии, альтруизм (от лат. alter — другой) описывается как жертвенность и безвозмездная любовь к другому человеку.

И все бы казалось прозаично понятно – на таких индивидуумах должен держаться социум, но не так все просто.

Какие качества личности характерны для альтруиста?

Альтруист всегда подаст руку помощи: он примчится посреди ночи, чтобы поддержать друга, переведет бабушку через дорогу, купит плачущему ребенку леденец, и, в конце концов, ссадит с дерева запуганного котенка.

Такие люди мягкие и спокойные, они не пытаются много говорить о себе – чаще слушать. Их выделяет из толпы чрезмерная скромность. Они всегда радуются успехами других, и эта заинтересованность в судьбе окружающих – неподдельная, искренняя. Они никогда не повысят голос. Они укажут на свою вину, если ее там и близко не было.

Когда дают обещания, всегда их выполняют, не зависимо от того, удобно это им или нет. Такой человек никогда не подведет и не предаст.

И, как ни печально, но такими людьми очень часто пользуются.

Эгоист и альтруист – две противоположности

Используют альтруистов эгоисты – сильные личности, которые как раз таки на подсознательном и сознательном уровне желают удовлетворить свои потребности любыми доступными способами. Эгоисты не учитывают интересы других. Они, правда, могут завуалировать, что делают что-то во благо ближнего, но конечная цель – это добиться своего в ущерб чужим желаниям и возможностям. Эгоист берет свое, не спрашивая. Эгоист переступает через принципы и мораль, шагает семимильными шагами по карьерной лестнице, оставляя позади доверчивого альтруиста. Самое интересное то, что альтруист еще и поможет такому человеку и будет искреннее радоваться его взлетам.

Главное отличие таких личностей в том, что альтруист бескорыстно отдает, а эгоист без зазрения совести – принимает, забирает и возвращать добро не хочет.

Синдром альтруиста

Когда человек всю душу отдает, лишь бы угодить близкому – это хорошо. Но когда альтруист забывает о себе – это уже опасно, опасно для него самого. Альтруисты жертвуют всем: силами, временем, деньгами и даже здоровьем. Они не задумываются о своих искренних желаниях. Такое состояние можно смело назвать «синдромом альтруиста».

Как стать альтруистом?

Бывает и так, что после длительной борьбы на карьерной лестнице, частого жестокого обращения с подчиненными или многолетнего корыстного использования своих друзей и родственников приходит понимание, что все это не приносит счастья.

Хочется сделать что-то доброе и приятное ближнему своему. Дать шанс показать, что ты не плохой человек. Начать можно с мелких добрых поступков: повесьте кормушку, помогите перейти кому-то дорогу, дайте денег нуждающемуся.

Дальше будет проще. Важно просто понять, что чужая благодарность многократно возвратится хорошим настроением и позитивным настроем.

Мы рассмотрели вопрос, кто такой альтруист, но непонятен момент о том, стоит ли ним быть. Наш мир диктует такие условия, что если вы полностью отдадитесь этому чувству, то вас просто начнут использовать. Необходимо найти грань между вынужденным эгоизмом, когда важно отстоять свои интересы, и теми моментами, когда действительно можно принести добро ближнему.

Кто такие нудисты?

Эта статья расскажет о том, кто такие нудисты и в чем разница между нудистами-натуралистами и реальными нудистами. Также вы узнаете, где отдыхают нудисты и почему женщины и мужчины этого мировоззрения не стесняются своего тела.

Кто такой нуб?

На просторах интернета, особенно на специализированных форумах, часто можно встретить, как один участник общения называет другого «нубом».

Альтруист — его характер, мотивы, преимущества и недостатки

Под этим термином подразумевается то, что человек под таким прозвищем некомпетентен в каком-либо вопросе. Насколько верно такое выражение?

Кто такой дилетант?

В наше время слово «дилетант» используется в сторону тех людей, у которых в какой-то сфере еще недостаточно опыта. Насколько это оправданно? Можно ли назвать дилетантом того, у кого все получается, но он до этого никогда ничем подобным не занимался?

Кто такой анархист?

Анархистами, чаще всего, называют тех людей, которые вносят беспорядок в ту или иную ситуацию. При этом данный термин носит довольно негативный смысл. Насколько правильно люди применяют это слово, и каков его истинный смысл?

Альтруизм — что это такое и выгодно ли быть альтруистом

Кто такой альтруист?

Термин «альтруизм» (от лат. alter другой) был введен впервые О. Контом, сформировавшим принцип «revile pour outrе» — жить для других .

На сегодняшний день нет общепринятой дефиниции альтруизма. Биологический взгляд на проблему альтруизма нашел отражение у Г. Спенсера, рассматривавшего альтруизм как адаптивное качество, возникающее в ходе естественной эволюции; в психоаналитической концепции З. Фрейда, считавшего, что альтруистические побуждения являются невротической компенсацией побуждений противоположной направленности — первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению; у генетика Ф.Г. Добржанского, полагавшего, что альтруистические чувства «генетически запрограммированы» в индивиде и содействуют тем самым выживанию вида в борьбе за существование; у В. Эфроимсона, понимавшего под альтруизмом «всю группу эмоций, которая побуждает человека совершать поступки, лично ему непосредственно невыгодные и даже опасные, но приносящие пользу другим людям» . По мнению В. Эфроимсона, эмоции человечности, доброты, бережного отношения к детям, старикам и женщинам неизбежно развивались под действием естественного отбора и входили в фонд наследственных признаков . В зарубежной психологии широко распространенным является определение данного феномена, в основе которого лежит «интенция создать облегчение или улучшение ситуации нуждающемуся другому», а под альтруистическим поведением понимается такое поведение, при котором «человек действует, предполагая, что благодаря его действиям у реципиента будет устранено нежелательное состояние» .

В зависимости от того, какие цели преследует человек, оказывающий помощь, она делится на корыстную и бескорыстную (альтруистическую). Под альтруистическим (просоциальным) следует понимать поведение направленное на благо других и не рассчитанное на какую-либо внешнюю награду. Это поведение обусловлено наличием у человека ряда личностных диспозиций: сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности и отсутствием качеств, не способствующих проявлению альтруизма, подозрительности, жадности, скептицизма.

Диапазон помощи весьма широк: от мимолетной любезности до оказания помощи человеку в опасной для него ситуации ценой собственной жизни. При этом, принимая решение об оказании услуги или помощи, человек учитывает такие факторы, как затраты времени, прилагаемые усилия, денежные расходы, отсрочку с их планов, неудовлетворение своих потребностей, опасность для своего здоровья и жизни.

Факторы альтруистического поведения :

  1. Данные исследований Б. Латанее и Дж. Дарли указывают на соблюдение этических норм, правил морального поведения.

    Кто такой альтруист и чем он отличается от других людей?

    Действенность этих правил зависит от того, насколько человек интериоризировал их, насколько они стали для него внутренними стандартами, насколько поведение в соответствии с ними является для него ценностью. Чем более интериоризованы нормы в качестве стандартов поведения личности, тем сильнее поведение определяется предвосхищением его последствий для самооценки и тем меньше оно зависит от внешних обстоятельств. Альтруистическое поведение характеризуется переживанием субъекта своего деяния как продиктованного внутренней необходимостью и не противоречащее его интересам.

  2. Л. Берковитц, Л. Даниэльс указывают на взвешивание субъектом затрат (последствий поступка для себя) и польз (последствий для обратившегося с просьбой). Человек тем меньше готов оказать помощь, чем дороже она ему обходится, как материально, так и духовно (например, возможность вступления в конфликт с кем-то из-за принятия на себя ответственности.

  3. Порог пробуждения желания проявления альтруистического поведения зависит от наличия образца для подражания.

  4. При принятии решения проявления альтруистического поведения, по Б.Латанее, Дж. Родин, каждый участник ситуации руководствуется наличной у него степенью ответственности.

Альтруист реагирует на ситуацию спонтанно, в соответствии со своими этическими правилами и нормами. Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому поведению, является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи (эмпатия). Чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае. По мнению Дж. Браун и других психологов, эмпатия может проявляться в двух формах сопереживания и сочувствия. Сопереживание это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т.п.). Первое, считает Т.П. Гаврилова, основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами, второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие. Сочувствие не всегда отражает эмпатию, оно может выражаться даже бесстрастно, просто из вежливости («да, я понимаю, что это неприятно, но меня это не касается, не трогает»). Кроме того, Л.П. Калининский с соавторами считают, что при разделении эмпатических реакций вернее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей, сколько о степени эмоциональной вовлеченности своего «Я» во время такой реакции. Они полагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, так как связано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, а сочувствие силой воли, степенью успешности социального обучения.

С. Шварц и Г. Клаузен показали, что готовность к оказанию помощи более выражена у людей с внутренним локусом контроля, воспринимающих себя как активных субъектов действия.

Е. Стауб отмечает положительную роль уровня морального развития и отрицательную роль макиавеллизма (пренебрежение моральными принципами ради достижения цели) для готовности оказать помощь.

В связи с этим можно констатировать, что проявление альтруизма связано с двумя мотивами: морального долга и морального сочувствия. Человек с моральным долгом совершает альтруистические поступки ради нравственного удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки (избегание или устранение искажения моральных аспектов Я-концепции представления о себе), относясь при этом к объекту помощи совершенно по-разному (и даже, иногда, отрицательно). Помощь носит жертвенный характер («отрывает от себя»). Люди с выраженной степенью морального долга (а это в основном лица авторитарного типа) характеризуются повышенной личной ответственностью.

Человек с морального сочувствия проявляет альтруизм в связи с идентификационно-эмпатическим слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не доходит до действия. Его помощь не имеет жертвенного характера, альтруистические проявления неустойчивы из-за возможного уменьшения идентификации и повышения личной ответственности. Условием проявления альтруизма является направленность на состояние объекта помощи и сочувствующее отношение к нему. В данном случае происходит совпадение мотива и цели деятельности. Мотив морального самоуважения является дериватом нормативного воспитания, связан с самооценкой и идеалами личности. Альтруистическое поведение, осуществляемое в соответствии с этим мотивом, является одним из средств достижения морального самоуважения, сохранения чувства собственного достоинства, причем субъект или стремится избежать возможного нарушения моральной самооценки в случае неосуществления альтруистического действия (в этом проявляется профилактическая функция мотива), или стремится ликвидировать уже возникший моральный диссонанс (компенсаторная функция мотива) .

Альтруистические проявления позволяют определить направленность совершаемых человеком действий, а следовательно, и его нравственного сознания, отграничить случаи, когда за кажущейся альтруистичностью действий скрывается достижение собственных узкокорыстных целей. Б.И. Додонов установил, что, например, при гностической направленности личности ее свойства располагаются в следующем порядке: интеллект, трудолюбие, отзывчивость. При альтруистической же направленности они располагаются иначе: отзывчивость, трудолюбие, интеллект. Это отнюдь не означает, как справедливо замечает Т.П. Гаврилова, что человек с альтруистическими устремлениями не работает и не познает. Он чаще всего находит дело, в котором реализует свои альтруистические склонности .

Альтруизм, как феномен, связан с определенными альтруистическими переживаниями человека, участвующими в своеобразной регуляции его деятельности, внося коррективы в ее протекание. В ряде работ установлена неразрывная связь между наличием в иерархии мотивов альтруистического мотива и устойчивой, специфической формой эмоционального реагирования. Доминирующий альтруистический мотив порождает и соответствующие ему специфические эмоциональные переживания, носящие характер устойчивого эмоционального реагирования. Это положение хорошо согласуется с данными, полученными в исследованиях Л.И. Божович , Б.И. Додонова , Я.З. Неверович и других авторов. Так, Б.И. Додонов утверждает, что устойчивая потребность человека во благе другого отражается в тенденции к переживаниям альтруистических эмоций. Если эта потребность не удовлетворена, человек испытывает тягостное состояние.

Резюмируя, все выше сказанное можно сделать вывод о том, что:

1) альтруизм является следствием эмоциональной реакции — эмпатии, при этом последняя понимается как аффективная связь с другим человеком, как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого человека, разделяя его переживания;
2) альтруизм возникает в результате воздействий на субъекта общественных моральных норм. Они представлены человеку главным образом в виде ожиданий других людей относительно его возможного поведения. Будучи неразрывно связанным с обществом, субъект даже в отсутствии наблюдателей будет вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения;
3) альтруизм побуждается так называемыми личностными нормами, под которыми понимается реальность, предстающая в форме ценностных ориентаций, при которых центральным критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности;
4) альтруистическое (просоциальное) поведение направленно на благо других и не рассчитано на внешнюю награду. Это поведение обусловлено наличием у человека ряда личностных диспозиций: сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности и отсутствием качеств, не способствующих проявлению альтруизма, подозрительности, жадности, скептицизма. Альтруистическое поведение характеризуется переживанием субъекта своего деяния как продиктованного внутренней необходимостью и не противоречащее его интересам.

Литература

  1. Альтруизм // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С.21

  2. Антилогова Л.Н. Альтруизм и его роль в профессиональной деятельности социального работника / Л.Н. Антилогова // Социальная работа в Сибири / Ответственный редактор Н.И. Морозова. — Кемерово, 2004. — С.35 — 45.

  3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. — М., 1986.

  4. Додонов Б.И. Эмоции как ценность/Б.И. Додонов. — М., 1978.

  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2004. — С.174 — 221.

  6. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. — СПб.: Питер, 2000. — 528с.

  7. В.П. Эфроимсон. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) / В.П. Эфроимсон // Интернет: www.follow.ru/article

Джус К.Я.,

Статья опубикована в сборнике «Вестник Кемеровского Государственного Университета» №2 (22). Кемерово: «Компания ЮНИТИ», 2005.
Публикация осуществляется по согласованию с редколлегией и составителями сборников.
Оригинал публикации на портале Социально психологического факультета Кемеровского государственного университета.
По вопросам приобретения сборника обращаться: Серый Андрей Викторович (mail: spf@kemsu.ru).

Зачем творить добро?

В современном мире не все до конца понимают, зачем творить добро. Ведь чаще случается, что на добро отвечают злом или вовсе не отвечают. Но на самом деле настоящее добро должно быть бескорыстным и идти от души.

Зачем нужно делать добро?

Если обратиться к святым писаниям и религии, то, например, православие объясняет, зачем творить добро следующим образом. Во-первых, добро идущее от души возвращается во сто крат. Во-вторых, такими поступками мы обретаем благословение Господа. Только праведные люди могут бескорыстно делать добро и не ожидать такого же в ответ.

Кто такой альтруист

Им становится хорошо именно от своего поступка.

Сейчас большинство людей считают, что добро нужно делать только тем людям, которые это могут оценить и ответить тем же. Это тоже является своего рода эгоизмом – человек хочет знать, что его поступок будет оценен и когда он попадет в подобную ситуацию, ему помогут таким же образом. Конечно, такое добро должно иметь право на существование, оно тоже приносит удовлетворение человеку. Но самым искренними являются поступки, которые делаются не для чего-то, а просто так и без привлечения внимания. Так, например, некоторые предпочитают помогать людям инкогнито, без привлечения к себе лишнего внимания. Они радуются своим поступком искренне и им приятно, что они могут помочь близким.

Добро принесет добро

Существует несколько пунктов, объясняющих, зачем нужно творить добро:

  1. Для собственного успокоения. Дело в том, что добро чаще всего возвращается и хороший поступок может вернуться сторицей.
  2. Нужно поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  3. Добрые поступки приносят истинное наслаждение.
  4. Чем больше добра, тем меньше будет зла.
  5. Добро – это самое лучшее средство устранить чувство ненужности и повысить свою значимость перед самим собой.
  6. Добрые дела, даже те о которых не знают, помогают влиять на судьбу человека и делают его более успешным.

При этом стоит помнить, что добро, которое не идет от души никогда не принесет удовлетворения. Показные добрые дела будут только напоминать человеку о его корыстных целях, эгоизме и еще больше мучить его. Поэтому добро лучше делать при душевном порыве и желании помогать. Это не должно являться средством получения всеобщего одобрения или признания. Так, например, подаяние нищим милостыни с мыслями, что деньги вернуться в двойном или тройном размере не оправдают себя и не принесут радость.

Как стать уверенным в себе человеком?

Уверенный в себе человек способен добиться поставленных целей, так как абсолютно не зависим от чужого мнения, полностью уверен в своих силах и точно знает, что успех неизбежен. Эта статья расскажет, как стать спокойным и уверенным в себе человеком.

Как перестать чувствовать боль?

У каждого человека свой болевой порог, но при желании можно повысить его показатели и сделать чувствительность к боли минимальной. Эта статья расскажет о способах снизить болевую чувствительность как в физическом, так и душевном плане.

Даосские секреты любви

Восточные философские направления всегда интересны, а нередко и эффективны, если применять их на практике.

Эта статья расскажет о секретах дао-любви – технике, способной сделать любые отношения долгими и счастливыми.

Как тренировать силу воли?

Сила воли не берется ниоткуда и требует тренировки и развития, также, как, например, мышцы. Эта статья расскажет об эффективных способах тренировки волевых качеств человека.

Определение понятия «альтруизм»

Примеры альтруизма

Понятие альтруизм определяет собой особый нравственный принцип, который заставляет людей бескорыстно помогать другим, причем нередко принося в жертву этому собственные интересы, желания и потребности. Огюст Конт, французский философ, который сформировал это определение, главным девизом альтруиста считал фразу «живи для других».

Проблема альтруизма

Часто можно услышать противопоставление альтруизма как высшей степени отказа от собственных интересов, и эгоизма, как высшей степени концентрации на себе. Однако на самом деле эти два понятия нередко путаю, подменяя одно другим, ведь альтруист считает, что он совершает поступки, руководствуясь лишь желание помочь окружающим, а ведь на самом деле он может преследовать личную выгоду, что само по себе противоречит понятию альтруизма.

Эгоизм и альтруизм в психологии нередко дополняют еще одним понятием – эготизм. Здоровый эготизм – это удовлетворение собственных интересов не в ущерб другим людям, что считается наиболее логичной, правильно и здоровой позицией, в то время как эгоизм критикуют за игнор социальных норм в угоду собственным интересам.

Однако проблем альтруизма тоже достаточно много, ведь альтруистами становятся люди с неудовлетворенными моральными потребностями. Их может быть множество, но одна из самых важных – потребность быть кому-то нужным, которая реализуется таким образом.

С другой стороны, альтруизм — помощь другим, исходящая из духовных мотивов и интересов личности, то есть конструктивная практика, позволяющая личности достигать удовлетворения собственных потребностей через помощь другим.

Примеры альтруизма

Взглянуть на это явление можно с совершенно разных точек зрения, и проще это сделать, рассмотрев примеры альтруизма.

  1. Женщина ухаживает за мужем и детьми, помогает соседям, дает пожертвования нищим, но при этом совершенно не находит время для себя, своих интересов, увлечений и внешности.
  2. Жена запойного алкоголика, которая терпит нетрезвого мужа, стремится чем-то ему помочь, или смирившись просто ухаживает за ним, забывая о себе.

В этих двух примерах альтруистическое поведение связано с реализацией потребности в нужности, в которой обычно человек даже не признается себе сам. Однако есть и другие примеры, где, как ни крути, а выгоды для самого человека нет. Например, солдат, закрывающий своим телом мину, чтобы его товарищи могли пройти. В итоге герой умирает, совершив подвиг, и помогая своей отчизне одержать победу – и это истинный альтруизм, в котором нет ни доли его выгоды.

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *