Л с выготский

Тест: Психология

1. ( — выберите один вариант ответа)
Факты, закономерности и механизмы психики являются предметом изучения в
1) когнитивной психологии
2) гештальтпсихологии
3) бихевиоризме
4) отечественной психологии +

2. ( — выберите один вариант ответа)
Основной задачей психологии является …
1) коррекция социальных норм поведения
2) изучение законов психической деятельности +
3) разработка проблем истории психологии
4) совершенствование методов исследования

3. ( — выберите один вариант ответа)
К психическим процессам относится
1) темперамент
2) характер
3) ощущение +
4) способности

4. ( — выберите один вариант ответа)
Одним из принципов отечественной психологии является принцип
1) учёта возрастных особенностей человека
2) единства мышления и интуиции
3) единства сознания и деятельности +
4) научения

5. ( — выберите один вариант ответа)
Специфической характеристикой тестирования является …
1) индивидуальный подход в подборе заданий
2) глубина полученных результатов процедуры
3) субъективность полученных результатов
4) стандартизация процедуры +

6. ( — выберите один вариант ответа)
Признаком, характеризующим понятие «тест» является …
1) валидность +
2) конформность
3) аттрактивность
4) ассоциативность

7. ( — выберите один вариант ответа)
Метод исследования, основанный на переходе от частных суждений к общему выводу, называется
1) регистрация
2) индуктивным +
3) ранжированием
4) наблюдением

8. ( — выберите один вариант ответа)
Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни – это:
1) интеракция
2) интерференция
3) интроспекция +
4) интуиция

9. ( — выберите один вариант ответа)
Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется_________ методам
1) опросными
2) тестовыми
3) проективными +
4) эмпирическими

10.
Одной из причин смены предмета психологии с сознания на поведение явилось
1) увеличение количества браков
2) урбанизация и производственный бум +
3) сокращение числа разводов
4) демографический взрыв
11.
Способы, посредством которых изучается предмет науки, называется
1)процессами
2)целями
3)методами +
4)целями
12.
Изучением индивидуальных различий между людьми занимается психология
1) интегральная
2) интегративная
3) личности
4) дифференциальная +
13.
Изучение психики посредством общения называется
1) метод беседы +
2) тестов
3) наблюдения
4) анкеты
13.( — выберите не менее двух вариантов ответа)
Установите соответствие между этапами становления и развития психологии как самостоятельной науки.
1. IV-V вв. до н.э. – 60-е гг. XIX в.

Выготский Лев Семёнович. Идеи педагогики и воспитания

Г
2. середина XVII в. – середина XIX в. А
3. 60-е гг. XIX – 10-е гг. XX в. Б
4. 10–30-е гг. XX в. В
А) формирование психологического знания в рамках других научных дисциплин
Б) формирование первых парадигм
В) кризис психологии
Г) учение о душе

14.( — выберите один вариант ответа)
Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания
1) в XIX в. +
2) в XX в
3) в XVIII в.
4) в XVI в.

15.( — выберите один вариант ответа)
Основы рефлекторной теории психики заложили работы…
1) Р.Декарта, И.М. Сеченова +
2) Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна
3) Аристотеля, Гиппократа, Платона
4) З.Фрейда, А.Маслоу¸К.Юнга

16.( — выберите один вариант ответа)
Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, — …
1) психоанализ
2) гуманистическая психология
3) психология сознания
4) бихевиоризм +

17.( — выберите один вариант ответа)
Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом
1) гуманистическая психология
2) глубинная психология (психоанализ) +
3) ассоциативная психология
4) когнитивная психология

18.( — выберите один вариант ответа)
Отечественный психолог Л.С. Выготский является автором …
1) стратометрической концепции
2) культурно-исторической концепции психического развития +
3) деятельностной концепции
4) концепции поэтапного формирования умственных действий

19.( — выберите один вариант ответа)
Психологией деятельности активно занимался
1) Э. Кречмер
2) З. Фрейд
3) В.М. Бехтерев
4) А.Н. Леонтьев +

20.Одним из основателей советской психологии является
1) Р.С. Немов
2)Л.С. Выготский +
3)А.В. Петровский
4) И.М. Сеченов

21.В.Вунд является первым кто создал
1) психокоррекционный центр
2) концепцию бессознательного
3)психологическую лабораторию +
4)еорию рефлекса

22.
Основоположник направления психологии, считающий источником активности личности неосознаваемые влечения и инстинкты
1) З. Фрейд +
2) К. Левин
3) Дж. Уотсон
4) И.М. Сеченов
23.
Направление в психологии, отрицающее сознание и сводящее психику к различным формам поведения называется
1)психоанализ
2)гештальт-психология
3) структурализм
4) бихевиоризм +

24.
То содержание психики, которое ни при каких условиях не может выйти в сферу сознания, З.Фрейд назвал
1) вытесненным
2) бессознательным +
3) сопротивляющимся
4) предсознанием

25.
( — выберите не менее двух вариантов ответа)
Что включает ЦНС…
1) Спинной +
2) Головной +

( — выберите один вариант ответа)
26.Структурно-функциональным элементом нервной системы является …
1) ганглий
2) нейрон +
3) синапс
4) аксон

27.( — выберите один вариант ответа)
Восприятие сигналов среды осуществляется нервной системой с помощью …
1) детекторов
2) рецепторов +
3) анализаторов
4) акцепторов

28.( — выберите один вариант ответа)
Система мозговых структур и органов чувств, обеспечивающая восприятие, переработку и хранение информации, называют
1) нейроном
2) импульсом
3) анализатором +
4) рефлексом

29.( — выберите не менее двух вариантов ответа)
И.П. Павлов, основываясь на степени преобладания второй сигнальной системы над первой, разделил высшую нервную деятельность человека на …
1) художественный тип +
2) синтетический
3) мыслительный тип +
4) аналитическо-синтетический

30.Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется
1)синестезией
2)адаптацией
3)взаимодействием ощущений
4)сенсибилизацией +

Lev Vygotsky
Psychologist
Born Nov. 17, 1896
Orsha, Russian Empire, now in Belarus
Died June 11, 1934 (at age 37)
Moscow, USSR
Nationality Russian

Lev Vygotsky was a famous Soviet Belarusian psychologist who was the founder of the idea of a cultural-historical psychology. During his lifetime, Lev’s theories remained controversial in the Soviet Union. His theories were introduced in the West in the 1930s, but they remained virtually unknown until the 1970s when they came into the foreront and became central part of development of new paradigms in educational and developmental psychology.

Early Life

Lev was born on November 17, 1896, in the Orsha town of Belarus, which was part of the Russian empire at that time. He was born into a non-religious Jewish middle-class family. His father was a banker and during his schooling years, he was raised in the city of Gomel in Belarus. After the schooling, Lev went to Moscow State University in 1913, where he was admitted based on the school’s Jewish quota.

Professional Years

Vygotsky studied law in Moscow and returned to the city of Gomel in 1917 after his graduation. He lived there while the city was under German occupation, until the Bolsheviks captured the city in 1919. Lev became an active member in social transformation under Bolshevik rule and he became one of the prominent representatives of Bolshevik government in Gomel.

Vygotsky married Roza Semkhova in 1924 and the couple went on to have two daughters. Lev attended the Second All-Russian Psychoneurological Congress held in Leningrad, soon after which he got an invitation to become a research fellow at the Moscow psychological institute. He moved to Moscow along with his new wife and began a new career as a staff scientist.

Personal Life and Problems

In 1925, Lev completed his dissertation and also went abroad to London for a conference on education of the deaf. After returning to the Soviet Union, he had a relapse of tuberculosis, which he managed to survive, but it kept him out of work until 1926.

In the 1930s, Vygotsky suffered a deep crisis, both at the personal and professional levels. After going through a period of self-criticism, he made radical revisions of his theory. The works of Gestalt psychology and others was instrumental in bringing this theoretical shift.

From 1932 to 1934, Lev was aiming to establish a psychological theory of consciousness. However his work remained very sketchy and incomplete as he again contracted tuberculosis. Unfortunately, this time he could not survive the disease and he died at the age of 37 in Moscow.

Work and Contributions

The work of Lev Vygotsky has become the foundation of much research and theory in cognitive development. Most of his theories emphasize the fundamental role of social interaction in the development of cognition. His extensive research into cognitive development led his theory to be one of the most important of its kind. He believed that learning is a necessary and universal aspect of the process of developing culturally organized, human psychologically functions.

He argued that language is the main tool that promotes thinking, develops reasoning, and supports cultural activities. He theorized that children develop their behaviors and habits from their cultures and through their interpersonal experiences. He coined this concept as cultural meditation. In essence, Lev recognized that learning always occurs and cannot be separated from a social context.

Lev Vygotsky also conducted extensive research in to play. He theorized that playtime serves as a major educational tool, and children often learn new concepts based upon make-believe play. He also said that play activities also help the child to modulate and control their own behavior.

Zone of Proximal Development

Another popular theory within the field of developmental psychology is the zone of proximal development. Vygotsky’s zone of proximal development is an important concept that elaborates the dimensions of school learning. He believes that learning and development can be improved by applying the other theory.

Ответы к тесту по психологии

The theory is described as the distance between a student’s ability to perform a task under adult guidance with peer collaboration. He categorized the zone of proximal development into two levels.

Level 1 is referred to as the present zone of development where the child performs his tasks without the help of others. Level 2 is called the “potential zone of development” where the child could potentially be capable of doing things with the help of other people (which we call the more knowledgeable person). He referred to this form of social support as “scaffolding.” Scaffolding practices help the child to realize his new potential abilities and to improve existing ones.

Books and Publications

Some of the famous works by Lev Vygotsky include Educational Psychology, Historical Meaning in the Crises of Psychology, Thinking and Speech, Thought and Language, and many more.

Психология ДЕ

Выготский Лев Семёнович (1896—1934), российский психолог.

Родился 17 ноября 1896 г. в Орше. Второй сын в многодетной (восемь братьев и сестёр) семье. Отец, банковский служащий, через год после рождения Льва перевёз родных в Гомель, где основал публичную библиотеку. Из семьи Выгодских (изначальное написание фамилии) вышли известные филологи, двоюродный брат психолога — Давид Выгодский был одним из видных представителей «русского формализма».

В 1914 г. Лев поступил в Московский университет на медицинский факультет, с которого позже перешёл на юридический; одновременно он учился на историко-филологическом факультете Народного университета имени А. Л. Шанявского. В студенческие годы публиковал рецензии на книги писателей-символистов — А. Белого, В. И. Иванова, Д. С. Мережковского. Тогда же написал свою первую большую работу «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира» (она увидела свет лишь через 50 лет в сборнике статей Выготского «Психология искусства»).

В 1917 г. вернулся в Гомель; принимал активное участие в создании школы нового типа, начал вести исследования в организованном им психологическом кабинете при педагогическом техникуме. Стал делегатом II Всероссийского съезда по психоневрологии в Петрограде (1924 г.). где рассказал о применённых им рефлексологических методиках при изучении механизмов сознания.

Выготский, Лев Семёнович

После выступления на съезде Выготского, по настоянию известного психолога А. Р. Лурия, пригласил на работу директор Московского института экспериментальной психологии Н. К. Корнилов. Через два года под руководством Выготского был создан экспериментальный дефектологический институт (ныне Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) и таким образом заложены основы дефектологии в СССР.

В 1926 г. вышла «Педагогическая психология» Выготского, защищающая индивидуальность ребёнка.

С 1927 г. учёный публиковал статьи, анализирующие направления мировой психологии, и при этом разрабатывал новую психологическую концепцию, получившую название культурно-исторической. В ней регулируемое сознанием поведение человека соотносится с формами культуры, в частности с языком и искусством. Такое сопоставление сделано на основе разработанного автором понятия о знаке (символе) как особом психологическом инструменте, служащем средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Труд «История развития высших психических функций» (1930—1931 гг.) был опубликован только в 1960 г.

Последняя монография Выготского «Мышление и речь» (1936 г.) посвящена проблемам структуры сознания. В начале 30-х гг. в адрес Выготского участились нападки, его обвиняли в отступлении от марксизма. Гонения, наряду с непрекращающейся работой на износ, истощили силы учёного. Он не перенёс очередного обострения туберкулёза и умер в ночь на 11 июня 1934 г.

Выготский Л. С.

Л.С.Выготский . Игра как социальное взаимодействие

Психология развития человека

Тема: Дети с трудностями в развитии и их

классификация в научном наследии

Выготского Л. С.(слайд 1)

(слайд 2) Л.С.Выготский — в работах «Развитие трудного ребенка и его изучение» (1928), «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»(1931) подробно рассматривает категории детей, нуждающихся в конкретной психологической помощи, и дает научно обоснованную классификацию типов и видов трудновоспитуемости с указанием приемов и способов осуществления практической помощи.

(слайд 3) Выготский выделил три категории «трудных» детей, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании: одаренные, дефективные и примитивные, — и описал особенности их развития.

(4 слайд) К одарённым детям — относил детей, талантливых выше нормы. Выделение одаренных детей объяснял педологическими соображениями, а именно быстрым темпом их развития и особенностями школьного обучения, своеобразными трудностями в школьной жизни. Говорил о необходимости различения одарённых, гениальных детей и вундеркиндов.

Отмечал, что в отношении этих детей существует такой общий признак: ребенок с ускоренным развитием, или, в крайних случаях, вундеркинд, поражает вас наличием симптомов, свойственных более старшему возрасту, а ребенок действительно одаренный, талантливый, гениальный поражает вас наличием симптомов, свойственных его собственному возрасту, но только доведенных до исчерпывающего, богатого, полнокровного, полносильного развития их. Если можно так сказать, вундеркинд характеризуется тем, что в его развитии наличествуют симптомы забегающих вперед возрастов, а настоящий, талантливый, одаренный ребенок характеризуется тем, что в его развитии доминируют признаки, характерные для данного возраста, но только возраст этот необычно творчески богато переживаем. Лекции по педологии/ Издательский дом "Удмуртский университет", Ижевск, 2001.

Лев Семёнович Выготский ввёл понятие «культурной одарённости», которая не зависит от способностей.

Он говорил о том, что культурная одаренность заключается, прежде всего, в том, чтобы, имея от природы средние или плохие данные, достигать с помощью их рационального использования таких результатов, каких другой, культурно неразвитый человек может достигнуть только с помощью натуральных данных, значительно более сильных. Умение владеть своим натуральным богатством, выработка и применение наилучших приемов их использования — вот в чем сущность культурной одаренности. Об этом писал он в Этюдах по истории поведения/ Выготский Л.С., Лурия А.Р., Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.

В своей работе «Проблема культурного развития ребенка/ Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. — 1136 с.; сс. 191-208 .» давал следующую трактовку понятию — ребенок-примитив (5 слайд) — это ребенок, не проделавший культурного развития или стоящий на относительно низкой ступени этого развития.

Детская примитивность, т. е. задержка в культурном развитии ребенка, бывает связана большей частью с тем, что ребенок по каким-либо внешним или внутренним причинам не овладел культурными средствами поведения, чаще всего — языком. Однако примитивный ребенок — это здоровый ребенок. Очень долгое время примитивизм детской психики принимали за патологическую форму развития и смешивали со слабоумием. В самом деле, внешние проявления той и другой формы часто чрезвычайно схожи. Обе выдают себя одинаковыми симптомами. Но в сущности это явления разного порядка. Примитивный ребенок при известных условиях проделывает нормальное культурное развитие, достигая интеллектуального уровня культурного человека. Это и отличает примитивизм от слабоумия. Последнее есть результат органического дефекта. Слабоумный ограничен в своем естественном интеллектуальном развитии, в развитии мозга и вследствие этого не проделывает полностью культурного развития, которое становится для него возможным, как и для нормальных детей, лишь на обходных путях. Об этом он писал в своём труде-// История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Примитивного человека в собственном смысле этого слова не существует сейчас нигде, и человеческий тип, может быть назван только относительно примитивным. Примитивность в этом смысле есть низшая ступень и исходная точка исторического развития поведения человека.

Ребенок рождается в уже готовой культурно-производственной среде, и в этом решающее, коренное отличие его от примитива. Но дело в том, что рождается он оторванным от нее и включается в нее не сразу. Первые годы жизни ребенка — это годы примитивного, замкнутого существования и налаживания самых элементарных, самых примитивных связей с миром.

Поэтому совершенно естественно, что у каждого ребенка необходимо должен быть свой докультурный примитивный период; этот период длится некоторое время, характеризуется своими особенностями в структуре психической жизни ребенка, своеобразными примитивными чертами в восприятии мышления. // Этюды по истории поведения/ Выготский Л.С., Лурия А.Р., Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 224 с.

Примитив отличается не меньшим объемом накопленного опыта, но иным (естественным) способом его накопления. С примитивностью можно бороться, создавая новые культурные орудия, пользование которыми приобщит ребенка, к культуре. // Основные проблемы дефектологии /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 5. Основы дефектологии М.: Педагогика, 1983. — 368 с.; с. 6-84.

Лев Семёнович Выготский к дефективным относил детей, имеющих органические и функциональные нарушения.(6 слайд)

Дефективные

Органические нарушения Функциональные нарушения
-слепые -нарушение поведения (психопаты)
-глухие -с недостатками характера (беспризорные)
-слепоглухонемые правонарушители
-логопаты

-калеки

-умственно-отсталые

Всякий дефект он рекомендовал рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железами) и центральная нервная система. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на развитие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: повреждение или не достаток воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухонемота), повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие). Органический дефект реализуется в поведении ребенка как социальное снижение его позиции. Эти вторично-психологические образования (чувство малоценности и т. п.).

Всякий дефект, т. е. какой-либо телесный недостаток, ставит организм перед задачей преодолеть этот дефект, восполнить недостаток, компенсировать ущерб, приносимый им. Таким образом, влияние дефекта всегда двойственно и противоречиво: с одной стороны, он ослабляет организм, подрывает его деятельность, является минусом; с другой — именно потому, что он затрудняет и нарушает деятельность организма, он служит стимулом к повышенному развитию других функций организма; он толкает, побуждает организм к усиленной деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения.

Воспитание ребенка с тем или иным физическим дефектом опирается обычно на непрямую, психическую, компенсацию, так как прямая, органическая, компенсация слепоты, глухоты и т. п. недостатков невозможна.

Процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, компенсаторного фонда, т. е. богатства отсталых органов и функций организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и, наконец, от воспитания, т. е. от того или иного сознательного направления, придаваемого этому процессу. Если компенсация не удается, перед нами обычно глубоко болезненный, резко ненормальный, тяжко дефективный ребенок. Если компенсация удается, она может повести к выработке компенсирующих функций, к выявлению способностей. Чаще всего мы наблюдаем средние степени компенсации, большее или меньшее приближение к определенному социальному типу личности; в этом случае перед нами социально полноценный, трудоспособный нормальный ребенок.

К трудновоспитуемым детям в собственном смысле слова Выготский относил функциональные случаи уклонения от нормы в поведении и развитии. Природа таких случаев большей частью заключается в психологическом конфликте между ребенком и средой или между отдельными сторонами и слоями личности ребенка.

Так же он обращал внимание на существование переходных форм между так называемым нормальным (массовым, средним) и трудновоспитуемым ребенком всех типов; говорил о существовании комбинированных или смешанных форм трудновоспитуемости.

Теория психического развития, которую Выготский разработал, изучая нормального ребенка, легла в основу исследований аномального детства. Ученый обнаружил, что общие законы развития ребенка прослеживаются и в развитии аномальных детей. Исследователь показал, что развиваются не только отдельные стороны личности и сознания, но и сами отношения между ними. У аномального ребенка все эти отношения весьма своеобразны. Они развиваются с иными сроками, темпом и качеством, сопровождаясь для каждого этапа и у каждого

типа аномального развития образованием специфической структуры.
Свои исследования в дефектологии Выготский противопоставил биологизаторской концепции, утверждающей особые законы развития аномального ребенка. (слайд 7)Обосновывая положение о том, что развитием нормального и аномального ребенка управляют общие законы, он подчеркивал, что и те и другие дети проходят одинаковые возрастные этапы развития(младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость и старость) как для тех, так и для других детей социальная обусловленность развития является общим и основным законом. Вместе с тем Выготский считал, что процесс развития личности обусловлен единством биологических и социальных факторов, и указывал, что оно не выступает в виде механического, статического сочетания наследственных и бредовых факторов, а представляет собой единство сложное, дифференцированное, динамическое и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития. Любой психический процесс несет в себе как наследственные предпосылки, гак и влияние среды. Но удельный вес этих влияний различен для разных сторон психики, в разном возрасте. Выготский, далее, подчеркивал, что развитие сложных психических процессов (произвольное внимание, активное запоминание, мыслительная деятельность), а также характера, поведения, которое проходит длительный путь формирования (дошкольный, школьный, подростковый, юношеский возраст), неизмеримо больше зависит от окружающей среды (от условий воспитания и обучения ребенка, культурно-бытового окружения, от характера общения, форм и способов деятельности и т. п.), чем от наследственности. При этом, по мысли

Выготского, для развития ребенка среда выступает не только как условие, но и источник его развития. Ребенок с первых, дней существования находится во взаимодействии и под влиянием окружающей социальной среды, которая определяет его развитие и как бы ведет его за собой. Однако наследственный компонент, как бы он мал ни был, участвует в формировании высших психических функций.

Выготский утверждал, что культурное развитие высших психологических функций проходит четыре основные стадии, как у нормальных, так и аномальных детей. (слайд 8)

Первая стадия-стадия естественно-примитивных, или самых примитивных, культурных форм поведения (выполнение арифметических операций дикарем или ребенком путем непосредственного восприятия количества). Вторая стадия-стадия так называемой наивной психологии, когда ребенок накапливает известный опыт в отношении средств культурного поведения, но не умеет пользоваться этими средствами.

На третьей стадии — внешне опосредованных актов — ребенок уже умеет правильно использовать внешние знаки для выполнения той или иной операции (счет на пальцах и т. п.).

Наконец, четвертая стадия характеризуется тем, что внешний знак заменяется внутренним, акт становится внутренне опосредованным (счет в уме). Таким образом, в процессе культурного развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы и способы культурного поведения и мышления: овладевает особыми, культурными средствами, созданными человечеством в процессе исторического развития, например языком, арифметическими символами и т. п.

Ребенок научается функционально употреблять известные знаки в качестве средств для выполнения той или иной психологической операции. Из этого следует, что элементарно-примитивные формы поведения переходят в опосредованные культурные акты и процессы.

Сам Выготский определял развитие высших психических функций, как “общий генетический закон культурного развития”.

Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности. Поскольку органическое развитие совершается в культурной среде, постольку оно превращается в исторически обусловленный биологический процесс.

У дефективного ребенка такого слияния не наблюдается; оба плана развития обычно более или менее резко расходятся. Причиной расхождения служит органический дефект. Дефект, создавая уклонение от устойчивого биологического типа человека, вызывая выпадение отдельных функций, недостаток или повреждение органов, более или менее существенную перестройку всего развития на новых основаниях, по новому типу, естественно, нарушает тем самым нормальное течение процесса врастания ребенка в культуру. Ведь культура приноровлена к нормальному, типическому человеку, приспособлена к его конституции, и атипическое развитие, обусловленное дефектом, не может непосредственно и прямо, как это имеет место у нормального ребенка, врастать в культуру.

Дефект создает одни затруднения для органического развития и совершенно другие — для культурного; поэтому оба плана развития будут существенно расходиться друг с другом.

Проанализировав вышесказанное, можем сделать вывод. (Слайд 9)

Нормальные и аномальные дети развиваются по одним тем же законам, все проходят единые возрастные этапы, для тех и других характерно единство биологических и социальных факторов, общий закон социальной обусловленности и общий генетический закон культурного развития.

Но аномальный ребёнок в силу тормозящей роли органического дефекта останавливается или задерживается более долгое время на одной из стадий культурного развития.

Раскрывая динамику, лежащую в основе своеобразия развития умственно отсталого, физически дефективного и трудновоспитуемого ребенка, Выготский показал и положительные стороны личности этих детей. Эта оптимистическая установка на поиск положительных возможностей развития аномального ребенка является ведущей во всех дефектологических работах Выготского, в частности в его работах, касающихся диагностики развития. Внимание Выготского, и в этом состояла новизна его подхода — привлекли те способности, которые оставались сохранными у таких детей и могли составить основу для развертывания их потенциальных возможностей. Именно возможности детей, а не их дефекты, прежде всего, заинтересовали Выготского.

Одним из важнейших достижений Выготского был анализ соотношения процессов развития и обучения в детском возрасте. Его последовательно диалектический подход к этой центральной проблеме детства выражался в раскрытии сложных динамических соотношений между процессами развития и обучения, в доказательстве ведущей, стимулирующей роли обучения и отсутствия между ними параллелизма. Он считал, что обучение всегда идет впереди развития и что у ребенка имеются сензитивные периоды, когда он особенно чувствителен к влиянию обучения, к восприятию той или иной учебной дисциплины и когда у него особенно эффективно формируются те или иные психические процессы.

Отмечая, что для развития психики человека характерно неодновременное и неравномерное формирование различных психических функций, Выготский показал, что каждая психическая функция в процессе формирования имеет оптимальный этап развития, который падает на период главенствующего положения этой функции в деятельности.

Вычленение уже достигнутого ребенком (актуальный уровень развития) и его потенциальных возможностей (зона ближайшего развития) оказалось исключительно продуктивным для понимания взаимосвязи обучения и развития. Выготский утверждал, что в обучении нужно опираться не столько на уже достигнутое ребенком, сколько на развивающиеся и еще не сформировавшиеся процессы. В дифференциации того, что доступно ребенку лишь в сотрудничестве с взрослыми, и того, что в результате

развития становится его личным достоянием, выражена одна из центральных идей Выготского: истоки развития психических процессов всегда социальны. Лишь впоследствии они приобретают индивидуально-психологический характер.

Таким образом, Выготским Л. С.было выдвинута и обоснована идея о необходимости ранней диагностики и коррекции аномального развития, учета зоны ближайшего развития и сензитивных периодов при обучении аномальных детей, в целях повышения их культурного развития и врастании в общество, то есть социализации.

(Слайд 10)

"По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, — говорит П. Я. Трошин. — Те и Другие — люди, те и другие — дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способе развития"

(слайд 11)-спасибо за внимание.Поделиться в соцсетях

Похожие:

История

ist.na5bal.ru

Словарь Льва Семёновича Выготского Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского включает все определения психологических понятий, данные в его опубликованных работах, а также фрагменты его текстов, где дается развернутая интерпретация таких понятий. Словарь рассчитан на широкий круг специалистов-гуманитариев, в особенности психологов (научных работников, преподавателей, практиков), в том числе студентов и аспирантов. Мышление и речь В эту книгу вошли наиболее известные работы великого ученого – «Мышление и речь», «Воображение и творчество в детском возрасте» и «Сознание и психика» – произведения, которые и в наши дни считаются едва ли не основополагающими трудами в области современной психологической науки. Этюды по истории поведения Книга классиков современной психологии Л. С. Выготского и А. Р. Лурия раскрывает основные положения теории культурно-исторического развития психики. С привлечением широкого материала из областей сравнительной психологии, этнопсихологии и генетической психологии авторы в яркой форме обсуждают три различных пути развития, из которых складывается история поведения человека. Для психологов и всех интересующихся проблемами человекознания. http://fb2.traumlibrary.net Мышление и речь Пятое издание главной книги Л. С. Выготского (1896–1934) принесшей ему посмертную мировую славу, воспроизводит первое (1934) издание. Восстановлены купюры, сделанные во втором (1956) и третьем (1982) изданиях, исправлены некоторые опечатки и неточности четвертого (1996) издания, возвращено первоначальное единство авторского замысла и стиля. Психология искусства Книга выдающегося советского ученого Л. С. Выготского «Психология искусства» вышла первым изданием в 1965 г., вторым – в 1968 г. и завоевала всеобщее признание. В ней автор резюмирует свои работы 1915-1922 годов и вместе с тем готовит те новые психологические идеи, которые составили главный вклад Выготского в науку.

Выготский Л.С.. Книги онлайн

«Психология искусства» является одной из фундаментальных работ, характеризующих развитие советской теории и искусства. Книга рассчитана на специалистов – эстетиков, психологов,…

Лев Семенович Выготский

7 кн.

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *