Лонгитюдное исследование

Содержание

Изучение сути лонгитюдного метода социологического исследования, история его возникновения и особенности. Рассмотрение примеров крупных лонгитюдных исследований, проводимых в России и других странах. Анализ главных преимуществ и недостатков метода.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение города Москвы

"Московское среднее специальное училище Олимпийского резерва №1"

Департамента физической культуры и спорта города Москвы

Реферат по психологии на тему:

"Лонгитюдное исследование"

Выполнила студентка 1 курса:

Громова М.А.

Проверил: Гржебина Л.М.

Москва 2013

Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет.

История и особенности исследования

Основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А. Н. Гвоздев ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье.

Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установить родственные связи между его этапами.

Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом известно, что за это время происходит некоторое событие (или несколько событий), и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после. При этом лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.

Лонгитюдные исследования также пригодны для наблюдения за изменениями внутри организаций в течение какого-то времени.

В России

В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведенно во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы..

В зарубежных странах

За рубежом лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития детей.

Преимущества исследования

Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта.

Их преимущество по сравнению с кроссекционными исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на основе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане).

Недостатки метода

Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя валидность по следующим основным причинам.

Высокая затратность (особенно на повторное изучение).

Техническая сложность осуществления мероприятия, вызванная постоянной необходимостью на каждой ступени исследования заниматься сбором данных — предисследовательских сведений о произошедших в жизни респондента событий в промежутке между двумя этапами, постоянный розыск и идентификация испытуемых в связи с переездами, обработка и оценка данных всех этапов исследования.

«Смертность» испытуемых. «Смертность» испытуемых означает, что люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, недоступны к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т. д.). В этом случае сокращается или пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.

Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны, если вообще проявятся.

Существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или влияние иных одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования) может погасить суть исследуемого.

Возникновение эффекта Хоуторна

социологический лонгитюдный исследование

Размещено на Allbest.ru

  • История метода «эксперимент» в психологии

    История метода «эксперимент» в психологии и в России в частности. История процесса оформления психологии как экспериментальной науки. Сущность и виды метода «эксперимент» в психологии. Мысленный эксперимент как объективный метод исследования.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2008

  • Особенности теории и практики метода холотропного дыхания

    Общая характеристика и история возникновения трансперсональной психологии и метода холотропного дыхания. Рассмотрение области применения и терапевтических эффектов упражнений; противопоказания и риски. Описание и анализ сессии дыхания выходного дня.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2014

  • Биографический метод в психодиагностике

    Изучение сути биографического метода, который представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Исследование дневниковых записей. Контент-анализ как метод исследования в психодиагностике. Каузальная атрибуция.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2012

  • Близнецы-дошкольники в психологической характеристике раскрытой с помощью метода наблюдения

    Сущность понятия "наблюдение", история возникновения метода наблюдения. Организация исследования индивидуальных отличий близнецов. Психологическая характеристика близнецов-дошкольников на основании предварительных наблюдений за особенностями их развития.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

  • Психология и педагогика

    Принцип объективного научного психологического исследования. Формы организации учебного процесса в высшей школе. Анализ преимуществ лонгитюдного способа. Оценка динамики развития ребенка. Аутогенная тренировка. Оказание психотерапевтической помощи.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2015

  • Методы психологии

    Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии. Сущность генетического метода в психологии, его значение в изучении развития психики.

    Часто задаваемые вопросы о социологических лонгитюдных исследованиях

    Сущность метода самонаблюдения. Понятие и основные преимущества метода объективного наблюдения.

    реферат , добавлен 19.09.2009

  • Близнецовый метод психогенетического исследования

    Рассмотрение метода близнецов и его основных разновидностей как одного из наиболее точных способов изучения генотипа человека. Трудности данного метода: относительно низкая частота рождения в популяции, сложности идентификации монозиготности близнецов.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2011

  • Понятие и особенности использования метода психодрамы в семейной психотерапии

    Понятие, история возникновения метода психодрамы. Мореновская классификация ролей. Функциональные, дисфункциональные и коупинговые роли. Структурные элементы аналитической психодрамы. Реальности, переживаемые участниками психодрамы по Я.Л. Морено.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2011

  • Психогенетика мозга

    Психогенетические исследования биоэлектрической активности мозга человека. Лонгитюдное генетическое исследование показателей интеллекта у близнецов. Изучение влияния наследственности, среды на электроэнцефалограмму в ситуации визуального внимания у детей.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2016

  • Психогенетические исследования темперамента

    Психогенетическое исследование темперамента человека. Критерии свойств формально-динамической характеристики поведения. Нью-Йоркское лонгитюдное изучение генетики трехкомпонентной (активность, эмоциональность, социабельность) структуры темперамента.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2011

  • Для исследования жизненного пути личности может быть использован лонгитюдный метод, который возник в связи с необходимостью изучения проблем генезиса психики, проблем психической эволюции личности и необходимостью научного обоснования психологического прогноза. Лонгитюдинальный метод и метод «поперечных срезов» предназначены для исследования жизненного пути личности в возрастно-психологическом аспекте. С их помощью выявляются общие закономерности возрастной динамики психических функций на протяжении жизненного пути. Формы лонгитюдинального метода (иногда его называют продольным, или методом длинника) весьма разнообразны. Общим у этих форм является то, что они сводятся к многократному, регулярному и систематическому изучению одних и тех же людей (или групп) в процессе их развития. Лонгитюды различаются по длительности, количеству показателей, регистрируемых в исследовании, величине выборки участников исследования. В детской и возрастной психологии распространены относительно короткие лонгитюды (1-,3-,5-,10-летние). Исследуются многочисленные переменные (не только психологические, но и антропометрические и физиологические). Такие исследования обычно направлены на установление взаимосвязи между различными стадиями развития. Более длинные лонгитюды (20-30 летние) проводятся на больших группах испытуемых, при этом прослеживается изменение небольшого количества переменных. Эта разновидность лонгитюда более типична для медицинской, клинической, промышленной и прикладной психологии.

    Безусловное преимуществом лонгитюдинального метода и его принципиальным отличием от методов поперечных срезов счмтается то, что он, будучи более чувствительным к оценке развития, даёт основание для прогнозирования хода психической эволюции и установления связи между ранними и более поздними фазами развития (Р. Заззо, 1966). Лонгитюдное исследование позволяет провести широкий индивидуальный анализ полученных результатов. Подробный индивидуальный анализ важен для монографического описания участников исследования. Длительное регулярное обследование одной и той же группы испытуемых даёт возможность проанализировать различия в темпе и путях развития и созревания различных психических функций и личностных характеристик на протяжении индивидуального жизненного пути и в связи с содержанием индивидуальной жизни личности. Таким образом, большие возможности лонгитюдинального метода обеспечиваются его высокой предсказательной валидностью, надёжностью результатов, возможностями проведения индивидуального анализа полученных данных и выделения на основе этого анализа типов развития психики и личности во времени и контексте содержания её жизни.

    Однако этот метод имеет и ряд существенных ограничений. С точки зрения Егоровой М.С., они состоят в следующем.Одно из них связано с планированием исследования и, в частности, — с выбором регистрируемых показателей. Как показывает опыт исследований, отбор показателей в подготовительный период не заканчивается. Это связано с появлением новых теоретических представлений, с созданием нового более чувствительного методического инструментария.

    Следующее ограничение связано с отбором участников исследования.

    Лонгитюдное исследование

    Как известно, выборка должна быть репрезентативной, однако, не ясно какие показатели наиболее важны для неё и в какой степени, при этом чем больше факторов включено в исследование, тем сложнее решается вопрос о репрезентативности выборки. Кроме того, выборка, которая в начале лонгитюдинального исследования была репрезентативна по ряду показателей населению страны (или некоторой менее широкой популяции), через несколько лет может потерять (и обычно теряет) это свойство, т.к. распределение этих показателей исследуемой популяции меняется. Тогда встаёт вопрос, насколько переносимы на всю популяцию полученные в исследовании результаты.

    Ограничения связаны и с размерами выборки: чем больше длительность исследования, тем более вероятно её сокращение. Это происходит по разным причинам; по причине отказа испытуемых от дальнейшего участия в эксперименте, переезда их в другие места жительства и т.д. Для предотвращения этого предпринимаются, как правило, меры по установлению контакта с испытуемыми и поддержанию интереса к проводимому исследованию.

    Существует также возможность научения и тренировки участников исследования в процессе многократного выполнения ими одних и тех же методических процедур. Для уменьшения вероятности этого важно установить оптимальный интервал между измерениями исследуемых параметров. Если эффект тренировки не исчезает даже при длительных интервалах, предлагается использовать контрольные группы и, используя сравнительный анализ, корректировать данные лонгитюдинального исследования.

    Имеет место и проблема, связанная с подбором экпериментаторов: для исследования важны квалифицированность и постоянство экспериментаторов, благодаря чему достигается лучший контакт с испытуемыми и большая чистота эксперимента .

    Перечисленные методические и организационные проблемы не исчерпывают всех, которые возникают при проведении лонгитюдинального исследования. Более того, они проявляются не изолированно друг от друга, а во взаимодействии, что усложняет исследование. Однако создание методов менее трудоёмких и имеющих достоинство лонгитюдинального пока не представляется возможным. Так, в редких случаях применяется ретроспективный метод, основанный на дополнении данных проводимого исследования информацией о характеристиках исследуемого в прошлом, которая получается из архивов, бесед с друзьями, родителями испытуемых. Получаемые данные нельзя считать надёжными. Так, например, обращаясь к архивам, исследователь вынужден полагаться на добросовестность, объективность и квалификацию составителей документов.

    Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 245 | Нарушение авторского права страницы

    Поиск Лекций

    ГЛАВА 2. ДОСТОИНСТВО И НЕДОСТАТКИ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    «Лонгитюдный подход имеет два основных преимущества:

    Во-первых, он позволяет установить общие паттерны, а также индивидуальные различия в развитии. Только этот подход дает возможность измерить непосредственно возрастные изменения. Это также единственный способ построить график индивидуального развития и оценить стабильность или изменчивость во времени и, кроме того, эффективно проследить непрерывные, постепенные трансформации, происходящие в процессе развития.

    Во-вторых, лонгитюдные исследования позволяют установить связи между предшествующими и последующими событиями и поведением, между каким-то аспектом окружающей среды человека и некоторым компонентом его развития в дальнейшей жизни. К примеру, можно выявить связь между спецификой воспитания детей в первые два года жизни и некоторыми особенностями личности в подростковом периоде. Это дает возможность перейти от простой констатации наблюдаемых особенностей к их объяснению».

    «Несмотря на свои преимущества, лонгитюдные исследования имеют ряд недостатков, которые могут поставить под сомнение валидность полученных данных.

    Один из них – возможные изменения, происходящие в области изучения развития, т. е. устаревание теорий и методов, на которых изначально строилось лонгитюдное исследование.

    Общей проблемой является также пристрастная выборка.

    ГЛАВА 2. ДОСТОИНСТВО И НЕДОСТАТКИ ЛОНГИТЮДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    Люди, согласные участвовать в эксперименте, главными условиями которого являются постоянное наблюдение и необходимость проходить тестирование в течение нескольких лет, скорее всего, отличаются специфическими характеристиками, по крайней мере особым отношением к научной ценности исследования. В результате нельзя с уверенностью распространять данные эксперимента на остальную часть населения.

    К недостаткам также относят избирательный отсев(или выбывание) испытуемых. Выход участников из эксперимента в процессе исследования может значительно снизить ценность полученных результатов. Причины такого выпадения могут быть разные (переезд, смерть, нежелание участвовать в эксперименте), однако зачастую выпадение не случайно (избирательно), т. е. выбывшие испытуемые закономерно отличаются от тех, кто остался. Например, при изучении интеллекта у выбывших обычно более низкий IQ при первых тестированиях.

    Другим недостатком является так называемый эффект тестирования– влияние на результаты тестирования выполнения одних и тех же методик. Дети и взрослые могут постепенно становиться более внимательными и восприимчивыми к своим чувствам, мыслям и действиям, размышлять о них и модифицировать их, и это будет иметь лишь незначительное отношение к возрастным изменениям. Более того, из-за неоднократного тестирования у участников может наблюдаться улучшение навыков прохождения тестов, что не связано с развитием, а объясняется эффектами практической тренировки.

    Наиболее широко обсуждаемая угроза валидностилонгитюдных данных – эффект когорты. Лонгитюдные исследования изучают развитие когорты – группы людей, родившихся и развивающихся в один период времени и находящихся под влиянием конкретных исторических условий. Результаты исследования одной когорты могут не подойти людям, живущим в другое время.

    Кроме того, неизбежно происходит смешение возраста и исторического времени измерения: если результаты повторного тестирования отличаются от результатов первого, то это можно объяснить либо возрастом, либо временем обследования. Например, изменение каких-либо мировоззренческих установок может быть объяснено либо возрастом испытуемых (к примеру, при повторном измерении они достигли 20 лет), либо переживаемой исторической эпохой (время измерения – 1991 г.).

    И наконец, лонгитюдные исследования требуют больших финансовых затрат, затрат времени и усилий, что, несомненно, объясняет относительно редкое их использование, а также повышает нерепрезентативность выборки».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    «Лонгитюдные исследования существенно обогащают наши представления о развитии личности, но одновременно ставят целый ряд новых вопросов. Прежде всего остается нерешенной проблема соотношения диалектики постоянства-изменчивости личностных черт и непрерывности- прерывности процесса развития личности, тесно связанная с проблемой соотношения качественных, структурных и количественных изменений».

    «Лонгитюдные исследования – особая группа методов, требующая от исследователя тщательного подхода к планированию схемы исследования и рассмотрения вопросов ее практической реализации, а также серьезной подготовки и скрупулезности в области применения современных статистических методов. Они позволяют выявлять скрытые тенденции, неочевидные кривые развития, которые не всегда можно репрезентировать диаграммами и обычными функциональными графиками. Лонгитюдный метод в современном его звучании предполагает такую спецификацию психологом целей своего исследования, при которой ему совершенно необходимо владеть современными способами многомерной статистики и современными программами, позволяющими моделировать изучаемые зависимости».

    Своеобразным итогом развития лонгитюдных исследований явилось возникновение особого предметно-методологического направления — психологии развития человека на всем протяжении жизненного пути. Ей специально посвящены две многотомные серии публикаций — "Психология развития на всем протяжении жизни" (с 1970 г.) и "Развитие и поведение на протяжении всей жизни" (с 1978 г.).

    Наиболее общие выводы этих исследований можно свести к четырем тезисам:

    1) существует достаточно высокая степень постоянства личности на протяжении всей её жизни;

    2) мера этого постоянства разных личностных свойств неодинакова;

    3) разным типам личности соответствуют разные типы развития;

    4) тип развития личности зависит как от её индивидуально-типологических черт, так и от многообразных исторических условий, в которых протекает её жизнедеятельность.

    ©2015-2018 poisk-ru.ru
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

    Изучение сути лонгитюдного метода социологического исследования, история его возникновения и особенности. Рассмотрение примеров крупных лонгитюдных исследований, проводимых в России и других странах. Анализ главных преимуществ и недостатков метода.

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Государственное образовательное учреждение города Москвы

    "Московское среднее специальное училище Олимпийского резерва №1"

    Департамента физической культуры и спорта города Москвы

    Реферат по психологии на тему:

    "Лонгитюдное исследование"

    Выполнила студентка 1 курса:

    Громова М.А.

    Проверил: Гржебина Л.М.

    Москва 2013

    Лонгитюдное исследование — научный метод, применяемый в социологии и психологии, в котором изучается одна и та же группа объектов (в психологии — людей) в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным образом поменять какие-либо свои значимые признаки. В самом широком смысле является синонимом панельного исследования, а в более узком смысле — выборочное панельное исследование любой возрастной или образовательной когорты в период от момента получения среднего образования до достижения возраста 28 — 30 лет.

    История и особенности исследования

    Основоположниками лонгитюдного метода исследования были Уильям Штерн и А. Н. Гвоздев ведшие различные дневники наблюдений за развитием ребёнка в семье.

    Первоначально лонгитюдное исследование (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития (в детской и возрастной психологии) в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Затем этим методом стали пользоваться в социологии, в инженерной психологии и психологии труда. Самостоятельная ценность лонгитюдного исследования связывалась с возможностью предсказать дальнейший ход психического развития исследуемого и установить родственные связи между его этапами.

    Лонгитюдные исследования применяются, если требуется проследить историю развития некоторого рода объектов или людей, и влияние на них определенных событий, и представляют собой эксперимент без контрольной группы с одной экспериментальной группой, в которой выполняются многочисленные наблюдения в течение достаточно продолжительного времени. При этом известно, что за это время происходит некоторое событие (или несколько событий), и цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть, как влияет наступление этого события (событий) на поведение экспериментальной группы. Для этого сравниваются наблюдения, сделанные до наступления исследуемого события и после. При этом лонгитюдное исследование предполагает одновременное использование и других методов: наблюдения, тестирования, психографии и др.

    Лонгитюдные исследования также пригодны для наблюдения за изменениями внутри организаций в течение какого-то времени.

    В России

    В России самым крупным лонгитюдным исследовательским проектом было всесоюзное, а позднее международное исследование «Пути поколения», которое было проведенно во временной промежуток 1983-1999 годы под руководством профессора М. Х. Титмы..

    В зарубежных странах

    За рубежом лонгитюдные исследования применяются, например, Национальным детским бюро Великобритании для документирования различных сторон развития детей.

    Преимущества исследования

    Преимуществами лонгитюдного метода по сравнению с обычным мониторингом, где на каждом этапе применяется новая выборка, состоит в возможности наблюдать за развитием во времени одних и тех же объектов или людей, точно описывать происходящие в их жизни перемены, включая изменения ценностных ориентаций, взглядов, мотивов и т. п. Жизненные события могут, хотя и со значительно меньшей точностью, отмечаться и в ретроспективном (обычном) исследовании, однако оно не позволяет изучать изменения в ценностно-мотивационной области, а также их влияние на жизненный путь отдельного человека или объекта.

    Их преимущество по сравнению с кроссекционными исследованиями состоит в том, что причинный фактор, содержащийся в последовательности изменений, изучается непосредственно на основе данных, собранных до и после изменений (например, анализ последствий изменений в школьном учебном плане).

    Недостатки метода

    Главными недостатками лонгитюдных исследований является их внутренняя валидность по следующим основным причинам.

    Высокая затратность (особенно на повторное изучение).

    Техническая сложность осуществления мероприятия, вызванная постоянной необходимостью на каждой ступени исследования заниматься сбором данных — предисследовательских сведений о произошедших в жизни респондента событий в промежутке между двумя этапами, постоянный розыск и идентификация испытуемых в связи с переездами, обработка и оценка данных всех этапов исследования.

    «Смертность» испытуемых. «Смертность» испытуемых означает, что люди, участвующие в исследовании на начальных этапах, недоступны к концу исследования (уезжают, умирают, отказываются от дальнейшего участия и т. д.). В этом случае сокращается или пропадает база для сравнения наблюдений, сделанных до и после интересующего нас события. «Смертность» является одним из основных источников невалидности для лонгитюдных исследований.

    Эффект исследуемого события может оказаться замедленным. Могут пройти годы, прежде чем результаты исследуемого события будут заметны, если вообще проявятся.

    Существует вероятность, что некоторое, оставшееся вне поля внимания, событие или влияние иных одновременно возникающих перемен (например, изменения в школьном учебном плане и в финансировании служб образования) может погасить суть исследуемого.

    Возникновение эффекта Хоуторна

    социологический лонгитюдный исследование

    Размещено на Allbest.ru

  • История метода «эксперимент» в психологии

    История метода «эксперимент» в психологии и в России в частности. История процесса оформления психологии как экспериментальной науки. Сущность и виды метода «эксперимент» в психологии. Мысленный эксперимент как объективный метод исследования.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2008

  • Особенности теории и практики метода холотропного дыхания

    Общая характеристика и история возникновения трансперсональной психологии и метода холотропного дыхания. Рассмотрение области применения и терапевтических эффектов упражнений; противопоказания и риски.

    7.2. Лонгитюдный метод

    Описание и анализ сессии дыхания выходного дня.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2014

  • Биографический метод в психодиагностике

    Изучение сути биографического метода, который представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Исследование дневниковых записей. Контент-анализ как метод исследования в психодиагностике. Каузальная атрибуция.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2012

  • Близнецы-дошкольники в психологической характеристике раскрытой с помощью метода наблюдения

    Сущность понятия "наблюдение", история возникновения метода наблюдения. Организация исследования индивидуальных отличий близнецов. Психологическая характеристика близнецов-дошкольников на основании предварительных наблюдений за особенностями их развития.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

  • Психология и педагогика

    Принцип объективного научного психологического исследования. Формы организации учебного процесса в высшей школе. Анализ преимуществ лонгитюдного способа. Оценка динамики развития ребенка. Аутогенная тренировка. Оказание психотерапевтической помощи.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2015

  • Методы психологии

    Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии. Сущность генетического метода в психологии, его значение в изучении развития психики. Сущность метода самонаблюдения. Понятие и основные преимущества метода объективного наблюдения.

    реферат , добавлен 19.09.2009

  • Близнецовый метод психогенетического исследования

    Рассмотрение метода близнецов и его основных разновидностей как одного из наиболее точных способов изучения генотипа человека. Трудности данного метода: относительно низкая частота рождения в популяции, сложности идентификации монозиготности близнецов.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2011

  • Понятие и особенности использования метода психодрамы в семейной психотерапии

    Понятие, история возникновения метода психодрамы. Мореновская классификация ролей. Функциональные, дисфункциональные и коупинговые роли. Структурные элементы аналитической психодрамы. Реальности, переживаемые участниками психодрамы по Я.Л. Морено.

    контрольная работа , добавлен 28.09.2011

  • Психогенетика мозга

    Психогенетические исследования биоэлектрической активности мозга человека. Лонгитюдное генетическое исследование показателей интеллекта у близнецов. Изучение влияния наследственности, среды на электроэнцефалограмму в ситуации визуального внимания у детей.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2016

  • Психогенетические исследования темперамента

    Психогенетическое исследование темперамента человека. Критерии свойств формально-динамической характеристики поведения. Нью-Йоркское лонгитюдное изучение генетики трехкомпонентной (активность, эмоциональность, социабельность) структуры темперамента.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2011

  • Методы детской психологии. Методы работы детского психолога (лонгитюдный эксперимент, метод срезов, тесты, проективные методы и др.

    12Следующая ⇒

    Билет №6

    Метод(греч. «путь к чему-либо») – это общий подход, способ исследования. Метод определяется предметом изучения и общими представлениями о нем. Одним из видов психологического эксперимента являются тесты. Тест – это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Предварительно для каждой возрастной группы определяются возрастные нормы выполнения каждого задания. Сравнение результатов, показанных ребенком, с возрастной нормой позволяет определить, нормально ли развит ребенок. С помощью тестов м. выявить результат решения той или иной задачи, но невозм. определить способ ее решения.

    Стратегию эксперимента называют стратегией срезов, так как здесь одномоментно снимается уровень возрастного или индивидуального развития какого-либо психического процесса. Иногда стратегия срезов соединяется со стратегией лонгитюдного исследования. У детей проводится несколько срезов после чего выявляется динамика того или иного процесса.

    Явным преимуществом обладает генетико-моделирующий или формирующий эксперимент. Исследователь, в зависимости от своих теоретических представлений, заранее формирует гипотезу о том, что лежит в основе психической способности и в чем условия ее развития. Затем создает эти условия в своем эксперименте и проводит ребенка через серию формирующих воздействий. Затем выясняет, изменились ли психические способности, развитие которых изучалось. Таким образом, проверяется гипотеза о психологических причинах и условиях психического развития ребенка.

    Кроме основных методов в детской психологии применяются и вспомогательные методы: анализ результатов детской деятельности (рисунок, сочинение сказок, поделка) и беседа. В детских рисунках отражается эмоциональное состояние ребенка и особенности восприятия окружающих людей и предметов. Вопросы, подобранные для беседы, должны быть понятны и интересны для ребенка и не должны содержать подсказки.

    2.Методика воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

    Разносторонность содержания обучения требует использования системы методов: наглядных, практических и словесных. Наблюдение как основной наглядный метод сохраняет свое ведущее значение. Наряду с эпизодическими наблюдениями широко используются длительные. Возрастает самостоятельность детей в процессе наблюдения, его планомерность. Воспитатель чаще пользуется постановкой перед детьми целостной задачи наблюдения, вопросом—заданием. Широко используются разного вида сравнения (по памяти, с помощью иллюстративного материала и т. д.), а также поисковые действия.

    Наиболее полно в обучении детей старшей группы используются: методы моделирования; элементарные опыты; беседы. Отличительной особенностью методов обучения старших дошкольников является наличие в них приемов поискового характера, обеспечивающих высокую умственную активность детей и вместе с тем формирование основных компонентов учебной деятельности. Своеобразие содержания обучения детей старших групп детского сада требует использования системы занятий, где каждое занятие занимает определенное место в формировании знаний и умений :трудовое воспитание; нравственное; эстетическое, физическое ,экологическое воспит-е дошкольников, развивать моторику рук, речь, ценность познавательных занятий; игра как один из способов обучения в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста очень много времени проводят в игре. В жизни дошкольников игры занимают одно из ведущих мест. Воспитатели и педагоги д. заботиться о правильном выборе игрушек, о созд. для детей такой обстановки, чтобы они могли играть в разнообр. интересные игры. Игра имеет огромное значение для интеллектуального, эмоционального, творческого и физического развития ребенка дошкольного возраста. Она позволяет наиболее полно развить его коммуникативные качества, координацию движений, способность к нестандартному мышлению, творчеству. В отдельных случаях с помощью игры можно привить интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Общение со взрослыми также очень важно для разнообразия детских игр. Среди многообразия игр, используемых для обучения и развития детей старшего дошкольного возраста, можно выделить спортивные, ролевые, сюжетные, игры—хороводы, развивающие и многие другие. Каждая группа игр решает определенные воспитательные задачи, влияет на общее и интеллектуальное развитие ребенка, позволяет разнообразить его навыки и умения. Так, развивающие игры повышают внимательность, способность ребенка к самоконтролю, развивают память, мышление. Ролевые дают общее представление о социальных ролях, профессиях, различных событиях. Подвижные и спортивные развивают реакцию, дают общую физическую подготовку, выносливость. Нельзя также забывать о творческом элементе, присутствующем в большинстве игр. Очень важно помнить о таком средстве воспитания, как игрушка. Она является неотъемлемой частью самых разнообразных игр. Игрушка должна быть в первую очередь безопасной для ребенка и соответствовать современным гигиеническим требованиям. Разнообразие игрушек обусловлено неоднородностью самих детских игр.

    3.Методы и приемы обучения детей основным движениям. 1. Наглядный метод создаёт зрительное, слуховое, мышечное представление о движении 2. Словесный метод обращён к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения. 3. Практический метод закрепляет на практике знания, умения и навыки в основных движениях, способствует созданию мышечных представлений о движении

    Наглядный.

    Наглядный метод
    Наглядно-зрительные приёмы – это показ воспитателем образца движения или элемента, использование наглядных пособий . Наглядно-слуховые приёмы — это звуковая регуляция движений: музыка, песня, стихотворения. Тактильно-мышечные приёмы – это непосредственная помощь воспитателя.

    2.Словесный: Объяснения. Пояснения. Указания. Подача команд. Вопросы к детям.

    Сюжетный рассказ. Беседа. Словесная инструкция.

    Практический

    • Повторение упражнений без изменения и с изменениями

    • Проведение упражнений в игровой форме Взаимосвязаны с наглядностью и словом

    • Проведение упражнений в соревновательной форме

    Специфические методы.

    Метод круговой тренировки заключается в том, что ребёнок продвигается по кругу, выполняя определённые упражнения, задания. ( бывает: Ребёнок переходит по кругу от одного снаряда к другому, или с одним снарядом, но разные упражнения.).

    Соревновательный метод не преследует цель состязания в борьбе за первенство, способствует воспитанию коллективных чувств, умения радоваться успеху других

    12Следующая ⇒

    Дата добавления: 2017-01-28; просмотров: 277 | Нарушение авторских прав

    Рекомендуемый контект:


    Похожая информация:


    Поиск на сайте:


    ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    исследование одного и того же объекта на протяжении длительного времени (см. исследование пролонгированное).

    Оцените определение:

    ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    от англ. longitude — долгота) — длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса одних и тех же пед. явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы.

    Оцените определение:

    Лонгитюдное исследование

    от англ. lonqitude – долгота) – длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса одних и тех же пед. явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы.

    Оцените определение:

    Лонгитюдное исследование

    от англ. Longitudinal -продольный) — вид непрерывного научного исследования, рассчитанного на достаточно длительный срок, исчисляемый месяцами или годами. В лонгитюдном исследовании изменение одного и того же объекта рассматривается, прежде всего, как функция времени.

    Оцените определение:

    Лонгитюдное исследование

    отангл. longitude — долгота) — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л.

    и. (как метод "продольных срезов") складывалось в детской и возрастной психологии в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам "поперечных срезов"). Самостоятельная ценность Л. и. связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития (см. Развитие психики) и установления генетических связей между его фазами.

    Оцените определение:

    ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    от англ, longitudinal — продольный) — исследование одного и того же объекта на протяжении длительного времени, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека (русский перевод термина — «метод продольных срезов»). Применяется при изучении развития социальных отношений, складывающихся в группе учащихся, в классе в течение нескольких лет, исследовании информационных запросов специалистов по мере роста их квалификации и т. п. В лонгитюдном исследовании изменение одного и того же объекта рассматривается прежде всего как функции времени. В педагогическом исследовании объект может сохраниться лишь частично, и изменения могут быть интерпретированы как связанные с изменением внешних условий.

    Оцените определение:

    Вам также может понравиться

    About the Author: admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *