Нефертити

Содержание

Нефертити — это красивейшая и счастливейшая египетская царица, любимая и единственная жена фараона Эхнатона. Раскопки, которые были проведены в XX веке, привели к тому, что вокруг имении Нефертити легенд стало все больше. Но есть и достоверные сведения о ее жизни, любви и смерти.

Принято считать, что Нефертити не была египтянкой. Она была родом из Месопотамского государства Митанни, страны ариев. Можно даже сказать, что в Египет она явилась от самого Солнца, ведь ее народ — арии — поклонялись Солнцу. Как только на египетской земле появилась 15-летняя принцесса по имени Тадучепа, появился и новый бог — Атон.

Нефертити стала женой фараона Аменхотепа III, однако этот брак был чисто политическим. Юную красавицу обменяли на тонну украшений, золота, серебра и слоновой кости и привезли в египетский город Фивы. Там ее назвали Нефертити и отдали в гарем фараону Аменхотепу III. Когда фараон умер, Нефертити по наследству досталась его сыну Аменхотепу IV. Стоит отметить, что фараон не сразу полюбил красавицу. Однако спустя некоторое время это произошло, в результате чего молодой фараон решил распустить гарем отца и объявить жену своей соправительницей.

Супруга Нефертити иногда изображали слабым, странным и болезненным юношей, который стремился к равенству, миру и дружбе между людьми и разными народами. Именно Аменхотеп IV провел религиозную реформу, на которую не решался ни один из правителей, занимавших престол в Египте.

Был построен огромный храм Атона из белого камня. Новая столица Египта была заложена в долине между Фивами и Мемфисом. Город назывался Ахетатон («Горизонт Атона»). Супруга фараона сыграла в этом событии немалую роль, она была вдохновительницей. Самого фараона стали называть Эхнатоном, что значит «угодный Атону», а Нефертити — «Нефер-Нефер-Атон». Переводится это имя очень красиво — прекрасная красотой Атона, или ликом подобная солнцу.

Археологам из Франции удалось восстановить облик Нефертити: черные брови, волевой подбородок, полные, изящно изогнутые губы. Фигура царицы была достаточно хрупкой и миниатюрной, прекрасно сложенной. Носила она дорогие одежды, чаще всего белые прозрачные платья из тонкого полотна. Излюбленным головным убором ее был высокий синий парик, обвитый золотыми лентами и уреем, который был символом ее связи с грозными богинями, дочерьми Солнца. Нефертити воспевалась как нежная красавица, любимица Солнца, несущая мир всему на свете.

Эхнатон называл свою жену «усладой своего сердца» и желал ей жить «вечно-вековечно». Считалось, что у Эхнатона и Нефертити была идеальная семья, что они прожили в семейном счастье до самой смерти. Этот миф стал всемирным. Однако археологи все же докопались до трагедии, которой была омрачена жизнь прекрасной Нефертити. Оказалось, что у нее была соперница. Как им удалось это выяснить? Конечно же, в этом им помогли иероглифы и изображения на каменных плитах. Дело в том, что царь и царица обычно изображались как неразлучная пара. Они были символами взаимного уважения, вместе встречали знатных гостей, вместе молились диску Солнца, раздавали подарки подданным. А в 1931 году в Армане французы обнаружили таблички с иероглифами, на которых имя Нефер-Нефер-Атон кто-то тщательно соскреб, имя фараона было оставлено.

Потом находки стали еще более удивительными. Например, была найдена известковая фигура дочери Нефертити с уничтоженным именем матери, а также профиль самой царицы, у которой царский головной убор был залеплен краской. Только фараон мог приказать сделать это. Исходя из всего этого, египтологам ничего не оставалось, как предположить о том, что в доме фараона произошла драма. Семья распалась. Произошло это за несколько лет до смерти Эхнатона. Нефертити была изгнана из дворца. Она поселилась в загородном доме и воспитывала мальчика, который должен был стать мужем ее дочери — будущего фараона Тутанхамона.

Место под изображениями царственной четы не стало пустовать. Там появилось другое женское имя — Кийа. Именно так и звали соперницу Нефертити. В 1957 году археологи обнаружили и изображение новой царицы, у которой было очень юное лицо, широкие скулы, правильные дуги бровей, взгляд был невозмутим.

Нефертити: 5 тайн прекрасной царицы.

Удивительно, но за год до смерти Эхнатон удалил и эту свою жену.

Нефертити прожила в изгнании до восшествия на престол Тутанхамона. Она умерла в Фивах. А когда умер Эхнатон, жрецы Египта поспешили вернуться к старому богу. Имя Нефертити было проклято вместе с богом Атоном.

Согласно другой версии жизни Нефертити, царица предстает в совершенно другом образе. Она опытная в любви, сластолюбивая и жестокая. Эта Нефертити рассказывала влюбленному в нее юноше басню о женщине, которая не хотела быть «презренной». Поэтому за свою любовь она потребовала, чтобы влюбленный отдал ей все, что имеет, прогнал жену, убил детей и бросил их тела собакам. Царица воплощала в жизнь сюжет басни. Она прогнала несчастного. Эта Нефертити сама раздувала огонь вражды в своем муже Эхнатоне, она его ненавидела и желала смерти. Каждый год она рожала ему дочерей, обвиняя его в том, что это он не может иметь сына.

Нефертити — одна из самых известных Древне Египетских цариц

Как оказалось жизнь царя и царицы не была безоблачна. У Нефертити была соперница

Женские египетские имена.

Азенет — она принадлежит отцу
Акана — шар, судно
Алоли — виноград
Амизи — цветок
Асенат — она принадлежит отцу
Ати — подушка
Африкэйси — от египетских холмов

Банафрит — красивая душа
Баст — неприятный звук
Бастет — неприятный звук
Бахити — благосостояние
Бенну — орлица

Джезерит — святая женщина
Джейбнузири — Венера
Дендера — от дендера
Джендэйи — благодарная

Евс — кот
Ерби — принцесса

Залика — родовитая
Захра — цветок
Зезиро — близнец
Зэма — королева
Зэорис — большая

Ибони — черное дерево
Изис — королева трона
Иризи — вылепленная Изис
Ифе — любовь

Какра — близнец
Каника — черная
Кеби — мед
Кези — дочь обеспокоенного отца
Кепи — буря
Кисса — сестра близнецов
Кифи — грудь женщины
Кия — веселая леди
Клеопатра — слава отца
Куибила — мирная

Лэйла — рожденная ночью

Мазика — рожденная во время дождя
Мандиса — сладкая
Мези — вода
Мерит — возлюбленная
Мерт — любительница тишины
Мескэнет — судьба
Метит — справедливая
Мив-шер — котенок
Миу — мягкость
Монифа — удачливая
Мосвен — белая
Мукамутара — дочь Мутара
Мукантагара — рожденная во время войны
Мукаррамма — уважаемая
Мумина — набожная
Мут — мать

Набирай — мать близнецов
Назифа — чистая
Наима — доброжелательная
Нану — красивая
Нафретири — красивое создание
Нафретити — прибывающая с красотой
Нафрини — приносящая красоту
Нафрит — девственная
Небибит — леопард
Небит — леопард
Небт-хет — леди дома
Нери — цыган
Неру — рожденная днем
Нетикерти — превосходная
Нефертари — самая красивая
Нефертити — красивая прибыла
Нефтис — леди дома
Нима — рожденная богатым родителем
Ноербезе — замечательная
Нубит — золотая леди
Нубити — золотая леди
Нэйла — успешная
Нэйн — хорошая
Нэйфр — совершенство

Ода — от дороги
Одджит — злая
Озеай — счастливая
Олабизи — приносящая радость
Олуфеми — возлюбленная богов
Омороз — красивая
Они — требуемая

Паниви — та, которую принесли
Панья — мышь

Рабиа — рожденная весной
Разия — приятная
Рамла — предсказательница
Рашида — справедливая
Рехема — сострадательная

Саба — рожденная утром
Саджира — небольшая
Салама — мирная
Салидджи — плодовое дерево
Салиха — приятная
Санера — котенок
Сешафи — сердитая женщина
Сити — леди
Субира — терпеливая

Табия — талантливая
Танафрити — из красивой земли
Тахира — древние
Теймри — моя возлюбленная земля (Египет)
Тэйл — зеленая

Умм — мать
Умэйма — маленькая мать
Уолида — недавно рожденная
Уосерит — могущественная женщина

Феми — любовь
Фили — рожденная второй
Фукэйна — интеллектуальная

Хагар — оставленная
Хазина — хорошая
Хакика — честная
Халима — нежная
Харер — цветок
Хатшепсут — из благородных женщин
Хебони — черное дерево
Хекет — лягушка
Хепри — утреннее солнце
Хет-херу — дом Хорус
Хетшепсит — из благородных женщин
Хэйт — коронуемая

Шамиз — рожденная первой
Шани — замечательная
Шашэй — ожерелье
Шашэйти — ожерелье
Шемеи — желание
Шепсит — благородная леди
Шерити — маленькая девочка, дева
Шукера — благодарная
Шэй-Нефер — удача

Эбайо — мед
Эбе — замечательная
Экайб — грудь женщины
Эмуишер — котенок
Эш — жизнь

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.

Загадки истории

Царица Египта Нефертити

XIV век до н. э. в Древнем Египте примечателен реформаторской деятельностью фараона XVIII династии Аменхотепа IV (Эхнатона). Этот человек вступил на престол примерно в 1354-1352 году до н. э. Время его правления характеризуется провозглашением культа единого бога Атона. До этого высшим божеством считался Амон (бог Солнца). Кроме него существовало много других богов. Всем им и поклонялись египтяне. Новый фараон повелел забыть старых богов и отдавать почести лишь одному богу, олицетворявшему божественную силу небес в единственном лице.

У фараона-реформатора была жена необыкновенной красоты. В историю она вошла как царица Египта Нефертити.

Нефертити, странствие через пески вечности

Эта женщина не ограничивалась лишь выполнением супружеских обязанностей. Она была единомышленницей своего мужа и горячо поддерживала его во всех начинаниях.

Царицу называли "Совершенной". Её лицо изображали на стенах храмов, которые возводились в честь нового бога Атона. Она везде сопровождала мужа и вместе с ним олицетворяла новый культ единого божества. Вполне естественно, что у историков возник огромный интерес к этой прекрасной и загадочной женщине, жившей во времена сказочной древности.

Загадки царицы Нефертити

Происхождение

Первой загадкой является происхождение царствующей особы. По этому вопросу существует 2 мнения. Часть специалистов считает, что красавица была чистокровной египтянкой. Другие же учёные придерживаются мнения, что фараон взял в жёны иноземную принцессу.

Женщина считалась главной женой фараона, а, следовательно, в её жилах должна была течь благородная кровь египетских владык. Поэтому можно предположить, что красавица была дочерью Аменхотепа III (отца Аменхотепа IV). Отсюда следует, что она приходилась мужу родной или сводной сестрой.

Однако Аменхотеп III не имел дочери с таким именем. По-крайней мере не найдено ни одного древнего списка, в котором значилось бы это имя.

Можно допустить, что Совершенная приходилась мужу двоюродной сестрой. В данном случае превалирует версия, что она приходилась дочерью царскому вельможе Эйе. Это видная историческая личность того времени. Вельможа считался ближайшим единомышленником Эхнатона. Впоследствии он сам стал фараоном. Родственная же его связь с царствующей династией довольно отдалённая. Он считается родным братом главной жены Аменхотепа III. Стало быть, Эхнатону он приходился дядей, а его дочь двоюродной сестрой.

Компьютерная реконструкция лица царицы Нефертити

Но у Нефертити могло быть и иноземное происхождение. Некоторые специалисты считают её митаннийской принцессой. Древнее государство Митанни существовало в северных районах Месопотамии, а возникло в результате падения Вавилонского царства. В XIV веке до н. э. это была сильная держава. Союз с ней был желателен для Древнего Египта. В то время в Митанни царствовал Тушратта. С Аменхотепом III он поддерживал дружеские отношения. Царь отправил ко двору фараона 2-х своих дочерей. Одну звали Гилухиппой, в вторая носила имя Тадухиппа.

Именно вторая дочь должна была стать женой владыки Египта. Но тот вскоре умер, и молодая женщина вышла замуж за Аменхотепа IV (Эхнатона). Одни учёные идентифицируют эту женщину с Кийа – второй женой фараона. Другие же историки придерживаются мнения, что именно она и являлась совершенной красавицей. Ведь Нефертити переводится как "красивая пришла". То есть уже имя указывает на то, что царица вполне могла иметь иноземное происхождение.

Что же касается другой дочери Тушратта Гилухиппы, то она впоследствии стала женой перового фараона XIX династии Хорембеха. Он сел на царский трон приблизительно в 1320 году до н. э. Однако некоторые историки считают, что Тадухиппа всё-таки женилась на Аменхотепе III, а женой Эхнатона стала как раз Гилухиппа. Став женой фараона, она поменяла имя, что в то время считалось общепринятой практикой. С Хорембехом же связала себя брачными узами другая женщина.

Опала

Вначале красавица жена везде сопровождает мужа и играет огромную роль в политической и религиозной жизни Древнего Египта. На масштабных религиозных празднествах она в центре внимания. Её олицетворяют с богиней влаги и дочерью Солнца. Власть женщины безгранична. Её прекрасный лик изображают во всех храмах. По повелению Эхнатона построили новый город, который назвали Ахетатон. Он заменил прежнюю столицу Фивы. В нём царица Египта Нефертити стала полновластной хозяйкой.

Но проходит 12 лет, и женщина по каким-то причинам попадает в опалу. Она исчезает с политической арены страны, а её место занимает вторая жена Кийа. Что послужило причиной столь стремительного падения? Можно допустить, что венценосный супруг разочаровался в жене по вполне тривиальной причине. Она родила 6 дочерей, но не произвела на свет ни одного мальчика. То есть у владыки могучей страны не оказалось наследника.

Это был серьёзный повод для опалы. Но могли существовать и другие причины. Муж охладел к красавице жене. Такое случается, причём довольно часто. Фараон в данном вопросе был далеко не первым и уж тем более не последним. Мог быть какой-то и иной повод, связанный с дворцовыми интригами, амбициями и притязаниями. Факт же налицо. Все упоминания о царице полностью исчезли на 13-м году правления Эхнатона.

Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон)

Судьба Нефертити после смерти мужа

Владыка-реформатор правил 17 лет. Последние 5 лет его царствования прошли без красавицы жены. После смерти фараона на престол сел его младший брат или сын Тутанхамон. Известно, что он женился на Анхесенамон – 3-ей дочери от брака Эхнатона и его ослепительно красивой жены. Но новый фараон получил власть в 10-летнем возрасте. Поэтому страной фактически управлял вельможа Эйе. Он стал владыкой Древнего Египта после смерти венценосного юноши, который почил в возрасте 19 лет.

Чем же всё это время занималась вдовствующая царица? Сведения об этом периоде её жизни очень скудные. Никакой политической роли она уже не играла. Её жизнь проходила в стенах дворца, но это было скучное и однообразное прозябание далеко не молодой женщины, родившей 6-х детей. Когда умерла могущественная в прежние времена повелительница – неизвестно. Пережила она Тутанхамона или нет – также неясно. Память о ней с годами поблекла, и многие жители страны уже не могли вспомнить это имя.

Гробница царицы

Гробница царицы Египта Нефертити не найдена по сей день. Следовательно, нет и мумии, по которой можно было бы восстановить подлинный облик. Однако женских мумий в своей время было найдено много. Некоторые из них считали мумией Совершенной. Но генетическая экспертиза всё расставила на свои места и не оправдала надежд исследователей.

Существует легенда, в которой говорится, что в последние годы XIX века некие люди нашли золотой гроб в районе Великих пирамид. После этого в антикварных лавках появились реликвии из чистого золота. На них отчётливо просматривалось имя красавицы царицы. Но данные сведения больше смахивают на сказку, чем на серьёзную информацию. По-крайней мере, никаких фактов, подтверждающих подлинность данной находки, не зафиксировано.

Cтатью написал Максим Шипунов

Шесть дочерей

У Эхнатона и Нефертити не было сыновей. Воспринимали ли они это обстоятельство как личную драму? Были ли разочарованы отсутствием наследника? Может быть, но с уверенностью утверждать подобное нельзя. Наследник трона не обязательно избирался из числа царских сыновей.

Нефертити произвела на свет шесть дочерей. Три первые, Меритатон, Макетатон и Анхесенпаатон, родились в Фивах – до шестого года правления и, следовательно, до переезда в город Солнца. Четвертая, Нефер-неферу-Атон, родилась в Ахетатоне между шестым и девятым годами.

Жены фараонов Древнего Египта. Эхнатон и Нефертити

Две последние, Нефер-неферу-Ра и Сетеп-эн-Ра, родились между девятым и двенадцатым годами.

Уже простое прочтение этих имен позволяет констатировать, что до девятого года царских детей посвящали Атону. Магическим защитником имен тех девочек, что родились позже, является Ра. Такая эволюция заслуживает внимания и противоречит гипотезе, согласно которой «нетерпимый» и «фанатичный» Атон исключал присутствие всех других богов.

Во всех шести именах фигурирует божественный Свет – сначала Атон, потом Ра. Это – главный элемент каждого имени, который и гарантирует вечное существование его обладательнице.

С царскими дочерьми связано несколько тайн. Самая интригующая из них касается физического облика девочек. На некоторых изображениях маленькие принцессы обнаруживают характерную физическую черту: выраженную долихоцефалию, то есть совершенно необычную удлиненную форму черепа.

По этому поводу предлагалось много интерпретаций. Думали, например, что художники, движимые эстетическими побуждениями, намеренно преувеличивали анатомическую особенность, свойственную царской семье; говорили, что изображены, возможно, вовсе не удлиненные черепа, а большие тесно прилегающие шапки или какие-то иные модные головные уборы. Выдвигалась даже гипотеза о хирургической операции, делавшейся якобы в ритуальных целях, – искусственном удлинении черепа, который затем должен был бы символизировать высокую духовность своего обладателя. Некоторые африканские народы действительно производили подобные «растягивания», и именно по религиозным соображениям.

Мы не верим, что все дочери Эхнатона страдали патологической деформацией черепа; «хирургическая операция», как нам кажется, плохо согласуется с египетской ментальностью времени XVIII династии. Напротив, сама символика удлиненного черепа могла привлекать Эхнатона – что, вероятно, и побудило царя запечатлеть ее художественными средствами.

Со второй тайной, кажется, разобраться легче. Почти во всех текстах, где упоминаются дети царствующей четы, уточняется, что шесть принцесс являются дочерьми Нефертити, однако имя их отца не называется. Некоторые исследователи делают на основе подобных умолчаний грубый вывод: учитывая «патологическую» внешность царя, они утверждают, что Эхнатон был не способен иметь детей, и что имя настоящего отца шести принцесс тщательно скрывалось.

Однако амарнское искусство противоречит такой интерпретации, опирающейся на ложную гипотезу о болезни царя. Оно свидетельствует о непритворной нежности Эхнатона к его детям. Проявления отцовской любви фараона можно отнести к числу самых явных и искренних.

Рождение каждого ребенка в царской семье воспринималось как божественное благословение, как манифестация божественного Света. Потому даже жителям Ахетатона милостиво предоставляли возможность созерцать сцены так называемой «частной» жизни царственных супругов. Эхнатон и Нефертити всячески подчеркивали свои роли отца и матери. Художники должны были запечатлевать многочисленные счастливые моменты, когда родители выказывали глубокую нежность к своим дочерям.

До эпохи Эхнатона царская семья считалась воплощением священного достоинства; любая фамильярность или сентиментальность в ее изображениях или текстах о ней были совершенно неуместны. Эхнатон не отказался от древних ценностей, но изменил средства их выражения. Ведь если семья действительно священна, то почему не показать любовь мужа к своей жене, любовь отца к своим детям?

Амарнская формула клятвы хорошо передает подобное состояние духа. Чтобы подкрепить свои слова, царь говорит: «Это так же верно, как то, что мое сердце радуется царице и ее детям».

На одном поврежденном барельефе сохранилась трогательная сцена: царица, сидя на коленях царя, держит на руках одну из своих маленьких дочерей. Скромная статуэтка запечатлела другой интимный эпизод: Эхнатон ласково обнимает невысокую женскую фигурку. Долгое время исследователи видели в последней одну из его дочерей; но, может быть, правильнее было бы отождествить ее с самой Нефертити.

В гробницах влиятельных придворных встречаются изображения не только царственных супругов и их детей, но также родителей фараона, Аменхотепа III и Тийи. Сколь новаторскими ни были бы используемые здесь художественные средства, не стоит забывать, что сама тематика изображений – ритуальная и вполне традиционная для Египта.

На очень многих стелах концепция семьи выражена с помощью всего трех персонажей, поклоняющихся Солнцу: Эхнатон (самая большая фигура), позади него – фигура поменьше, Нефертити, и, наконец, самая маленькая фигурка – одна из их дочерей. Одна из рук, которыми заканчиваются солнечные лучи, подносит к устам царя и царицы знак жизни; другая рука «намагничивает» голову Нефертити. Подобные композиции имеют строго геометрическую структуру, что акцентирует идею божественного единства, которое воздействует на мир людей через посредство семейной триады.

Реконструкция фрагмента настенной росписи из центрального дворца в эль-Амарне. Принцессы играют у ног своих родителей. Пунктирными линиями обозначены предполагаемые восстановления. Именно эту сцену описал В. Набоков в «Лолите» (часть первая, глава 5): «Вот две из еще несозревших дочек Ахнатона и его королевы Нефертити, у которых было шесть таких – нильских, бритоголовых, голеньких (ничего кроме множества рядов бус), с мягкими коричневыми щенячьими брюшками, с длинными эбеновыми глазами, спокойно расположившиеся на подушках и совершенно целые после трех тысяч лет».

Маленькие принцессы получили традиционное образование, представлявшее собой чередование игр и работы. У Макетатон были примечательные игрушки: миниатюрная писцовая палетка, каламы для письма. Вообще в Египте девочки, как и мальчики, учились читать и писать. Некоторые из них даже осваивали «культуру» писцов.

Чересчур поверхностное знакомство с амарнским искусством может навести нас на мысль, что Эхнатон, этот крайний индивидуалист, отказался от блеска, окружавшего древних царей, и предпочел вести жизнь простого человека, банального отца семейства. Думать так – значит забыть, что Эхнатон был, прежде всего, фараоном, то есть царем, ритуальным образом возведенным на престол, инициированным в мистерии и облеченным всем духовным наследием своих предков. Эхнатон превосходно сознавал, что не является индивидом, как другие, и что все его действия имеют значение моделей поведения.

Обилие изображений царской семьи было обусловлено метафизической концепцией, а не субъективным вкусом: ведь, с точки зрения царя, божественный поток изливается на землю только через семейную общность.

Интимные сцены из жизни царской семьи, представленные на барельефах, носят чисто ритуальный, а не анекдотический характер. Изображается священная семья. Она обеспечивает присутствие на земле божественных сил, и потому, собственно, трудно говорить о каких-либо различиях между «семьей» богов и воплощающей ее царской семьей. В соответствии с ясно выраженной божественной волей граница между двумя мирами упраздняется. Утверждаются не подлежащие изменению отношения между фараоном и божеством – уже не силой и суровостью, которые были свойственны Древнему царству, а нежностью и умением радоваться жизни, присущими счастливой семье.

Остается упомянуть еще об одной смелой гипотезе, которую не следует безоговорочно отвергать: не может ли быть так, что в мире, где первенствующую роль играла символика, Эхнатон и Нефертити намеренно акцентировали женское начало и число шесть, на самом деле не отражавшее реальное количество их детей? У некоторых египтологов сложилось убеждение, подкрепленное пока достаточно скудными свидетельствами, что Тутанхамон был сыном Эхнатона от Нефертити или одной из второстепенных жен. Этот факт мог считаться не заслуживающим упоминания в официальных надписях – потому, например, что Атон пожелал возвеличить именно женское начало в лице царицы и ее женского потомства.

Эту женщину можно смело назвать одним из главнейших символов древнеегипетской цивилизации и самой известной царицей древности. Она почиталась своими современниками как богиня, и была провозглашена неизменным идеалом красоты и титулом «совершенная», она – Нефертити. В настоящее время ее имя стало нарицательным и, аналогично Венере, олицетворяет женственность, красоту и обаяние, что подтверждает «Нефертити скульптурный портрет».

Роль царицы в истории

Царица Нефертити была главной женой фараона Эхнатона, который правил в Древнем Египте в 14 веке до нашей эры. Нефертити играла немаловажную роль в религиозной жизни страны, она сопровождала своего мужа во время всех священнодействий и религиозных ритуалов и празднеств. Царица подарила фараону 6 детей – из них 6 дочерей и ни одного наследника.  Ее дочь Анхесенамон вышла замуж за знаменитого Тутанхамона. Эхнатон часто советовался со своей женой по политическим вопросам, ведь царица Египта обладала не только внеземной красотой, но и мудростью. 

Бюст:

  • Около 100 лет назад случилось очень значимое историческое событие –  немецкий археолог Людвиг Борхардт, участвовавший в раскопках в Тель-эль-Амарн, нашел бюст Нефертити, изготовленный из известняка. 
  • Найденный скульптурный портрет Нефертити в высоту составлял 48 сантиметров и был покрыт специальным сортом штукатурки Стукко.
  • Его обнаружили среди руин мастерской скульптора Тутмоса, в которой также был найден портрет фараона Эхнатона, его дочерей и других менее известных людей. После экспедиции велись активные споры и дискуссии о подлинности находки, является ли она действительно скульптурой египетской царицы Нефертити. Скульптурный портрет имеет всего несколько повреждений на ушах.                                       
  • Как видно на фото, на голове «совершенной» находится высокий парик синего цвета, линии глаз и бровей очерчены черным, а губы бордовым цветом, а кожа лица сохранила нежный, бежевый оттенок. 
  • Правый глаз, в отличие от левого, имеет специальную вкладку из горного хрусталя, который окрашен пигментом для того, чтобы обозначить зрачок.

В настоящее время большинство ученых сходятся во мнении, что отсутствие одного глаза могло быть сделано специально, по «магическим» причинам. В Древнем Египте скульпторы не делали точные копии лиц – они верили, что между изображением и человеком существует связь, через которую можно при желании нанести вред.

По древнему преданию, правый глаз – это ворота, через которые выходит энергия, а левый – это, наоборот, ворота внутри человека, которые поглощает энергию. Таким образом, скульптур защитил Нефертити. Скульптура, скорее всего, была сделана не после, а при жизни «совершенной».

Скульптурный портрет в Германии

Но как немецкий археолог Борхардт смог провести бюст из Египта и доставить его в Германию? На этот счет также существует множество гипотез. Дело в том, что в тот момент, когда голова древнеегипетской красавицы была обнаружена, Нефертити, как историческая личность, была еще неизвестна, так же как ее наследник Тутанхамон. Скульптура вовсе не представляла собой исторической ценности, и, поэтому, вывезти ее не составило труда.

Итак:

  • Сперва, бюст оказался в руках Джеймса Симона – доктора, который проспонсировал всю экспедицию археолога Борхардта. И лишь в 1920 году он передал скульптуру царицы Новому музею Берлина, в котором она сразу стала главным экспонатом.
  • Бюст была впервые представлен публике в 1924 году, после чего Египет не раз требовал ее назад, но Германия под разными предлогами всегда отказывалась  даже одолжить находку на время выставки, боясь не увидеть ее вновь.

К тому же, ведущие археологи того времени признали, что вывоз исторической ценности был в соответствии с правилами и предписаниями того времени. Таким образом, Нефертити, бюст которой по сей день находится в Новом музее в Берлине, не собирается возвращаться на свою историческую родину.

Статуэтка

Помимо бюста, археологами была также найдена статуэтка Нефертити, выполненная тем же скульптором – Тутмосом. На ней видно, что «совершенная» уже находится на склоне лет.  В красивом, но уже с отпечатками усталости лице, можно разглядеть загадочную Нефертити.  Статуэтка изображает египетскую царицу в движении, ее платье плотно прилегает к телу и не скрывает изменившуюся после рождения 6 дочерей фигуру.                              

В современном мире из-за распространившейся древнеегипетской моды, многие женщины дарят друг другу подарки с изображением древних Богов, фараонов и, конечно, Нефертити.

Но, следует помнить, что по некоторым поверьям, статуэтка Нефертити значение имеет не самое приятное.  Говорят, что украсив дом изображением египетской красавицы, у женщины всегда будут серьезные соперницы.

Загадка захоронения

Гробница Нефертити  так и не была обнаружена. Некоторые ученые высказывают догадки о том, что тело, погребенное вместе с фараоном Эхнатоном принадлежит именно ей (см.

Нефертити — тайна происхождения, власти и личной жизни.

Биография Нефертити).

Существует даже миф, что золотой гроб был найден еще в девятнадцатом веке, после чего у многих антикваров того времени появились золотые украшения и утварь с именем великой Нефертити. Впрочем, возникновение легенд вокруг великих произведений искусства – это самое естественное явление и проверить их невозможно.

Образ египетской царицы овеян множеством загадок, которые вряд ли когда-нибудь получится раскрыть полностью. Подробнее ознакомиться с загадочной историей о Нефертите вы сможете, посмотрев видео в этой статье.

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *