Негативизм это в психологии

Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция. Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения. Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.

В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.

С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов. Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все».

Сущность и виды негативизма

В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».

С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.

Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.

Причины негативизма

Негативизм, как черта характера, может сформироваться под влиянием разных факторов. Наиболее распространенными считаются влияние гормонального фона и генетическая предрасположенность. Вместе с тем, специалисты считают необходимым учитывать и ряд следующих психологических факторов:

  • беспомощность;
  • недостаток сил и умений для преодоления жизненных трудностей;
  • самоутверждение;
  • выражение мести и неприязни;
  • недостаток внимания.

Признаки

Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

  • мысли о несовершенстве мира;
  • склонность к переживаниям;
  • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
  • неблагодарность;
  • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
  • мотивация посредством негативной информации;
  • акцентирование внимания на негативном.

Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

  • боязнь напороться на неприятности;
  • чувство вины;
  • страх утратить имеющееся;
  • недовольство своими результатами;
  • отсутствие личной жизни;
  • желание доказать что-то окружающим.

При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.

Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм — внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

Негативизм и возраст

Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление. Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

Частым проявлением такого состояния у дошкольника является мутизм — речевой негативизм, который характеризуется отказом от речевого общения. В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет. Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.

Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста. Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрасте 15-16 лет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения. С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.

В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений. В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрасте 20-22 лет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию. Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.

Читайте также:

Негативизм. Проявления у Гексли признаков Рейнина

Итак, мы продолжаем писать про индивидуальные признаки Рейнина, и на очереди негативизм. Признак этот уже оброс легендами и стереотипами, нередко, как и другие признаки Рейнина, он воспринимается очень буквально, а потому ошибочно.

Негативизм часто воспринимается как пессимизм, стремление найти плохое. На самом деле отличие негативизма и позитивизма в том, что позитивисты судят о предметах и явлениях по тем качествам, которые у них есть, а негативисты по тем качествам, которых нет. К примеру, негативисты, рассуждая о человеке в хороших тонах, обычно говорят, что у человека нет каких-то плохих качеств, он не совершал плохих поступков и т.п. В то же время позитивисты будут говорить о том, какие качества у человека есть, и какие поступки он совершил.

Проявление негативизма характерно для кризисалет

Можно даже сказать, что негативист действительно скажет, что стакан наполовину пуст, если увидит полупустой стакан 🙂 Однако, это будет не пессимизм, а взгляд немного поверх тех вещей, которые уже есть.

И всё таки, негативизм же не зря был назван именно так?) Дело в том, что восприятие того, чего пока ещё нет, открывает большой простор для фантазии и приводит к тому, что негативисты регулярно задаются вопросами и сомнениями вроде «а вдруг?» и «а что будет, если?», то есть в принципе делают то, что положено по данному признаку – заостряют внимание на том, чего нет, по крайней мере нет сейчас. Отнюдь не всегда это делается негативно, но со стороны это действительно похоже на подготовку к худшему и желание обезопасить себя от будущих проблем. Поэтому негативизм часто внешне соответствует нашим представлениям о пессимизме, хотя по сути им не является.

Поскольку негативизм-позитивизм это индивидуальный признак, то есть у дуалов он различается, то в рамках дуализации существует определённое взаимодополнение ТИМов по этому признаку. Взаимодополнение это заключается в том, что вместе позитивист и негативист получают как бы целостную картину – позитивист воспринимает то, что уже есть, а негативист воспринимает то, что из этого ещё может быть. Например, в той же диаде Гексли-Габен позитивист-Габ отвечает за «исходные данные» а негативист-Гек за то, что из них может выйти. Впрочем, это не самый удачный пример, влияет то, что Гек этик-интуит, а Габен логик-сенсорик. Но, в других диадах такое распределение подчиняется все же именно этому признаку. Например, в диаде Штирлиц-Достоевский позитивист-Дост смотрит на то, что есть, находит изъяны, недостатки в мире, а негативист-Штир смотрит, что в этом мире можно изменить, сделать нового, таким образом они друг друга взаимодополняют, хотя здесь негативист уже Штирлиц, логик-сенсорик.

Для конкретно Гексли нужно сказать, что негативизм у Геков не просто есть, он ещё и сочетается с Базовой Чёрной Интуицией со знаком «минус». Такое термоядерное сочетание приводит к тому, что предчувствие, что надвигается тотальный трындец, для Гексли это практически обычное состояние. Настолько обычное, что Гексли к нему привыкает, и потому внешне не производит впечатление такого уж негативного, хотя те, с кем Гек общается близко, обычно в курсе, насколько Гековский мозг забит всякими «всё пропало», «ахтунг», «мы все умрём», «всё тлен» и другими негативными прогнозами 🙂

Кроме Гексли, негативистами являются ещё 7 ТИМов, а именно Дюма, Робеспьер, Гамлет, Жуков, Бальзак, Драйзер и Штирлиц. Все они делают акцент более на то, чего нет, чем на то, что есть, хотя делают это со спецификой своего ТИМа. Например, болевой ЧС-ник Робеспьер видит опасность там, где её нет, сильные Белые Сенсорики Дюма и Штирлиц видят необходимость проявить осязаемую заботу там, где этой необходимости нет, и тому подобное.

В конце скажу о том, что существуют так называемые кольца ревизии, то есть четвёрки ТИМов, в которых они по кругу являются друг другу ревизорами. Так вот, эти четвёрки объединяют сочетания признаков негативизм-позитивизм и статика-динамика. Соответственно Гексли вместе с Драйзером, Жуковым и Робеспьером входит в кольцо статиков-негативистов.

Негативизм это не синоним как такового пессимизма, хотя и бывает на пессимизм похож. Прежде всего, негативизм это взгляд обращённый на то, чего ещё не существует, но что может произойти или что мы в силах сделать.

Артём Охотников — Группа: «О Гексли и для Гексли!»

ГекслиОхотников

Негативизм

лишенное разумных оснований сопротивление военнослужащего оказываемым на него воздействиям.

Оцените определение:

НЕГАТИВИЗМ

немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп .

Оцените определение:

НЕГАТИВИЗМ

от лат. negatio — отрицание) — внешне не мотивированное поведение человека, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих людей. Как правило, формирование Н. связано с особенностями воспитания и чаще всего возникает у детей в периоды возрастных кризисов в ответ на игнорирование их потребностей.Существуют две формы Н.: пассивный, к-рый выражается в отказе выполнить предъявляемые требования, и активный, при к-ром производятся действия, противоположные требованиям. Н. может стать устойчивой чертой характера. Н. может выступать непосредственной причиной конфликтов учащихся с учителями, окружающими.

Оцените определение:

Негативизм

лат. – отрицающий) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, склонной к пессимизму, непризнанию достоинств жизни и людей, к разочарованию, к отрицанию очевидного и явного. Негативизм проявляется в частой печали, недоверчивости, нетерпимости, частых жалобах и обидах, упрямстве, подозрительности. Негативизм, как качество личности, ведет человека к сопротивлению любым, в том числе и добрым, доброжелательным и искренним влияниям, уводит его в оппозицию, самозащиту. Люди с таким качеством нередко бывают тщеславны, высокомерны. Такие люди плохо встраиваются в коллектив, в систему управления. Они нередко одиноки, мрачны, неприветливы и бывают прямолинейно грубы. В детстве негативизм проявляется как упрямство, неразумное, немотивированное сопротивление родителям, воспитателям и учителям.

Оцените определение:

НЕГАТИВИЗМ

лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям; форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников. Может проявляться в различной форме: в капризах, грубости, либо в замкнутости, отчужденности. Пассивный Н. выражается в отказе выполнять предъявляемые требования; при активном Н. дети производят действия, противоположные требуемым. Чаще всего Н. встречается по отношению к требованиям, предъявляемым взрослыми без учета потребностей ребенка. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком к.-л. из существенных для него потребностей социального характера: в общении, эмоциональном контакте, одобрении, уважении и т.п. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку преодолевать трудную для него жизненную ситуацию. Слабой формой Н. является упрямство. Однако в отличие от подлинного Н., оно часто возникает из стремления к самоутверждению. Его не следует отождествлять с настойчивостью — стремлением добиться поставленной цели даже вопреки препятствиям. Н. может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера. Своевременная диагностика эмоциональных отклонений, переживаний ребенка, а также активное включение его в жизнь детского коллектива может устранить или значительно смягчить Н. Важную роль играет индивидуальный подход в воспитании с учетом особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сферы конкретного ребенка. См. также Запущенность педагогическая,Кризисы возрастные, Самостоятельность, Упрямство

Оцените определение:

Проявление негативизма характерно для кризиса

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *