Память человека

Память

Память представляет собой свойство человеческого мозга, которое позволяет записывать, хранить и воспроизводить информацию. Сегодня существуют различные теории памяти. Изучением этого свойства занимаются многие ученые мира. Однако до сих пор никому не удалось достоверно установить, как информация усваивается и запоминается нашим мозгом.

Если ученым все-таки удастся раскрыть все тайны памяти, это даст возможность бороться с ее различными нарушениями. Каждый человек имеет собственные способы запоминания. В науке сегодня существуют различные методики улучшения памяти. Их эффективность была доказана проведенными исследованиями. Нужно отметить, что каждому виду памяти соответствует свой способ.

Виды памяти

Традиционно память принято делить на визуальную, слуховую и моторную. Визуальная память – когда человек лучше всего запоминает увиденное, слуховая – услышанное, моторная – то, что он сам записал. По временной характеристике память разграничивают на непосредственную, оперативную и долговременную.

Непосредственная память хранит информацию только 0,25 секунд. Она дает возможность осуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.

Оперативная память работает в настоящий момент времени. Ее объем меньше, чем у непосредственной. Время обработки информации может доходить до 20 секунд.

Долговременная память длительное время хранит те образы явлений и предметов внешнего мира, которые человеку потребуются еще не раз. Долговременная память подразделяется на: генетическую и наследственную. Генетическая содержит информацию, накопленную предками. Наследственная – это память ближайших родственников.

В классификации психологов выделяют следующие виды памяти: двигательную, образную, словесно- логическую, эмоциональную, не произвольную и произвольную. Существуют и другие классификации видов памяти.

Нарушения памяти

Очень многие знания о механизме человеческой памяти были получены учеными в ходе изучения феноменов её нарушения. Нарушения памяти называются «амнезии». Они могут вызываться различными причинами. Русский психиатр С. С.

Развитие памяти

Корсаков в 1887 г. опубликовал свою работу «Об алкогольном параличе». В ней была впервые описана картина грубых нарушений памяти, причинами которых становится сильная алкогольная интоксикация. Данное открытие получило название «корсаковский синдром». Сегодня принято выделять несколько видов нарушений памяти. Гипомнезия представляет собой ослабление памяти. Она возникает с возрастом. Также может быть вызвана каким-либо заболеванием мозга: эпилепсия, склероз мозговых сосудов и т.п.

Гипермнезии — это аномальное обострение памяти. Она встречается достаточно редко. При этом человеку очень трудно забыть какое-либо событие.

Парамнезия — это ложные или искаженные воспоминания. При этом происходит смещение настоящего и прошлого, а также реального и воображаемого.

Выделяют и детскую амнезию. Она подразумевает то, что человек не помнит события раннего детства. Скорее всего, связана она с незрелостью гиппокампальных связей. Причиной может также быть использование в этом возрасте других методов кодирования «ключей» к памяти.

Что влияет на память

Самые разные факторы могут усиливать или ослаблять нашу память. Главным из них можно назвать степень важности информации. Чем важнее для человека информация, тем лучше он ее запоминает. Но бывают и исключения. По мнению психологов, если человек все время забывает что-то, то причины этого стоит искать в психологических проблемах, связанных с этой информацией. Большое влияние на человеческую память оказывают и гормоны. Так, при климаксе и ряде гинекологических заболеваний у женщин происходит снижение уровня эстрогена. Доказано, что это способствует ослаблению памяти.

На процессы запоминания сильнее всего воздействуют гормоны щитовидной железы. Это было установлено в ходе многочисленных исследований. Ухудшение памяти вызывается даже небольшим снижением их количества.

Для производства гормонов щитовидной железы нужны йод, витамин В2 и цинк. В нашей стране большая часть населения сегодня страдает нехваткой этих полезных веществ. Лучше всего память действует между 8 и 12 часами дня. После этого ее эффективность постепенно снижается и восстанавливается к 19 часам.

Питание и витамины для улучшения памяти. Меню для памяти

Установлено, что мозг человека нуждается в правильном питании не меньше, чем наш желудок. Память во многом зависит от полноценного питания. Клеткам мозга особенно необходимы некоторые витамины и микроэлементы.

Ненасыщенные жирные кислоты составляют около трети нашего мозга. При их нехватке нейроны перестают работать. Это даже может привести к стиранию воспоминаний. Эти кислоты заставляют кровь лучше циркулировать. Они поступают в наш организм из рыбьего жира, орехов, семечек, а также из соевого, подсолнечного, рапсового и оливкового масел.

Углеводы являются источником глюкозы, которая подпитывает нейроны. Лучше всего на память воздействуют медленные углеводы. Мы получаем их из круп и овощей. Исключение составляют только морковь и свекла. Такая пища заряжает умственной и физической энергией на целый день.

Белки (протеины) содержат аминокислоты, которые просто необходимы нашим нервам и мозгу. Лучше всего получать их из рыбы, а также злаковых и бобовых культур: бурый рис, чечевица и красная фасоль.

Витамины группы В являются главными витаминами для нашего мозга и нервной системы. Они играют наиважнейшую роль в механизме запоминания и необходимы организму постоянно. Нужны они и для правильного обмена белков.

Витамины Е и А обеспечивают нас энергией, защищают клетки мозга, отвечают за процесс жирового обмена. Могут даже привести к замедлению ослабления памяти при болезни Альцгеймера.

Из макро- и микроэлементов для нашей памяти важнее всего железо, магний, и цинк, которые нужны для эмоционального равновесия и концентрации внимания.

Память ухудшается

Автор: Верещагина Софья
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!

Теги: память, витамины, микроэлементы, хроническая усталость, фитнес

Развитие памяти: уроки запоминания

Активируйте PRO-подписку, чтобы проходить курс эффективнее

Память – это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом нашего образования и интеллекта. Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи. От того, как развита наша память, напрямую зависят многие наши ментальные характеристики. Например, без памяти не обойдется процесс овладения навыками скорочтения, ораторского мастерства и устного счета. В данном курсе-самоучителе представлены онлайн уроки, направленные на развитие памяти и способности целенаправленного запоминания материала. Среди дополнительных материалов в этом разделе сайта вы сможете найти развивающие игры и упражнения, скачать бесплатные книги и учебники, найти подходящие занятия, школы, курсы и тренинги – все то, что поможет улучшить вашу технику запоминания информации.

Что такое память и запоминание

Память — это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации (Википедия). Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей, как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала. Запоминание — это очень важный процесс памяти, развитию которого будет уделено ключевое внимание в данном тренинге. Однако этот процесс не является единственным.

Хранение — это процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека, кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.

Воспроизведение – это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению.

Забывание также является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы узнаете в четвертом уроке данного тренинга.

Особенности памяти человека

Все мы обладаем разной способностью запоминать. Кому-то это дается проще, кому-то сложнее.

Как работает память человека

Кроме того, разные вещи запоминаются нами по-разному. Например, один человек может хорошо запоминать имена людей и черты их лица, но плохо помнить, куда положил какую-то вещь в доме. А другой – наоборот, прекрасно помнит, где что лежит, но не помнит, как зовут его соседа. Одни предпочитают использовать слуховую и музыкальную память, другие — зрительную, а кто-то лучше запоминает тактильные ощущения.

Память – это способность, обладающая индивидуальными для каждого человека характеристиками. Но существуют закономерности памяти, универсальные для всех людей. И именно об этих закономерностях памяти и методах ее развития, а также о техниках и приемах запоминания и пойдет речь в данном онлайн тренинге.

Одним из первых специалистов, кто обратил внимание на проблемы развития памяти человека, был психолог Карл Эмиль Сишор. Он утверждал, что средний человек использует не более 10% своей памяти. Одним из доказательств этого является гипермнезия. Гипермнезия — это патология человека, связанная с повышенной способностью к запоминанию. Люди, имеющие эту патологию, могут помнить дословно и в подробнейших деталях многие вещи. Но особенность заключается в том, что запоминание происходит вне зависимости от желания человека.

Оцените, насколько хорошо вы запоминаете информацию в нашей игре Hostess: знакомьтесь с людьми и сажайте их за свои любимые места, чтобы получить максимальный балл. Вы можете использовать ее и для тренировки.

Cтатистика На весь экран

Методика развития памяти и запоминания

В уроках данного раздела вы сможете найти полезные приемы, правила и техники, направленные на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания (запоминания нужной вам информации). Методика обучения способам запоминания, используемая на данном сайте, очень проста. Она заключается в системном развитии навыков запоминания по четырем основным направлениям:

Урок 1. Внимание и впечатление. Запоминается лучше то, что нам интересно, на чем мы сконцентрированы. Эти условия запоминания можно тренировать и создавать специально в необходимый момент. Подробнее об этом читайте в первом уроке.

Урок 2. Ассоциации. Ассоциации помогают создать в вашей голове связь между тем, что вы хотите запомнить, и тем, что уже прочно там закрепилось. Правильное использование ассоциаций, о котором написано во втором уроке, поможет вам запоминать больше информации за меньшее время.

Урок 3. Структурирование. Структурирование материала является важнейшим фактором целенаправленного запоминания. Об умении правильно делить информацию, создавать тематические блоки на основе логики и ассоциативного мышления будет сказано в третьем уроке.

Урок 4. Повторение. Память человека является процессом динамическим, со временем что-то забывается. В четвертом уроке будут даны методики повторения, помогающие наилучшему запоминанию информации.

А также для развития способности к запоминанию информации полезно использовать мнемотехники и специальные приемы и упражнения тренировки памяти:

Урок 5. Мнемотехники. Существует ряд особенностей запоминания определенной информации. Это связано с тем, что иногда есть удобные ассоциации, использование которых в определенных случаях дает сильный эффект для запоминания. Такие способы и рекомендации называются мнемотехниками. Читайте об этом подробнее в пятом уроке.

Урок 6. Тренировка памяти. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать краткосрочную и долгосрочную память.

В результате прохождения уроков, при условии следования всем рекомендациям, а также при правильном выполнении заданий и упражнений, вы овладеете специальным навыком целенаправленного запоминания большого количества любой информации. А выполнив предложенные упражнения, вы сможете существенно повысить возможности вашей памяти.

Игры и упражнения

Также в рамках данного тренинга вы найдете полезные игры и головоломки, которые помогут вам развивать вашу память. Ведь, как уже было сказано выше, хорошо запоминается то, что нам интересно. А что может лучше пробудить в нас интерес, разжечь в нас азарт, чем игры и состязания?

Среди этих игр:

Полезные материалы

Кроме того, в данном разделе будет представлена и другая необходимая информация для совершенствования вашей техники запоминания.

Желаем вам успехов в развитии памяти!

1 Память и внимание →

1Мнемотехники

Определение памяти. Виды памяти

Определение памяти

Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит: память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память — это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память — это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.


Классификация основных видов памяти

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

Основные черты памяти 

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти — это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока — краткая характеристика черт продуктивности памяти:

1.  Объём — способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти — 7 элементов (единиц) информации.

2.  Быстрота запоминания — отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3.  Точность — точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

4.  Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5.  Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1.  По участию воли в процессе запоминания;

2.  По психической активности, которая преобладает в деятельности.

3.  По продолжительности сохранения информации;

4. По сути предмета и способа запоминания.

По характеру участия воли.

По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.


Схематическое изображение памяти

1)  Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

2)  Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

По характеру психической деятельности.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.

3)  Образная память — связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

По продолжительности сохранения информации:

1)  Мгновенная или иконическая память

Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.

Индивид воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

2)  Кратковременная память

Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память " включается", когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

—            Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой — римской или арабской — изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.

—            Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.

—            Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.

На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

3)  Оперативнаяпамять – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная " амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.

4)  Долговременнаяпамять — память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти.

Как работает память человека — просто о сложном

Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.

Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.



Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти.

Существуют несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и долговременную, а иногда и промежуточный вариант – оперативную, память. Во втором случае говорят о двигательной (память движений), зрительной, слуховой, словесно-логической (смысл события, логика доказательства и т.п.), эмоциональной (переживания).

Кроме названных существуют и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая.

Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в за поминании и воспроизведении материала память делят на произвольную (ставиться задача на запоминание и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (запоминание происходит автоматически, без особых усилий, без постановки задачи на запоминание).

1. Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. Это объясняется тем, что память обслуживает все формы многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):

• объект запоминания, то есть то, что запоминается;

• степень волевой регуляции памяти (с этой точки зрения различают про­извольную и непроизвольную память);

• длительность сохранения в памяти.

В соответствии с этими критериями бывают' следующие виды памяти:

• образная память;

• словесно-логическая память;

• двигательная (моторная) память;

• эмоциональная память.

Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведениеобра-зов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. В образной памяти различают следующие подвиды: зрительную; слуховую; осязательную;

обонятельную;

вкусовую.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку. Животные обладают остальны­ми тремя видами памяти, но словесно-логическая память у них отсутству­ет.

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроиз­ведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и форми­рования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и профессио­нальных навыков). Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными дви­жениями соответствующих мышц. Эмоциональная память — память на пережитые чувства. Пережитые челове­ком положительные и отрицательные эмоции не исчезают бесследно. Они запоминаются посредством эмоциональной памяти. Эмоциональная па­мять имеет очень большое значение в формировании личности человека. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению и отказу от того или иного поступка. Эмоциональная память — важнейшее условие духовного развития человека.

Характеристика основных процессов памяти.

Память — сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы, основные из которых — запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение и узнавание.

Запоминание с точки зрения физиологии — это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения. К тому же запоминание — это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Связь между отдельными событиями, фактами, предмета­ми или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нор­мальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.

Сохранение — это удержание заученного в памяти, то есть сохранение сле­дов и связей в мозгу. Забывание — исчезновение, выпадение из памяти, процесс угасания, ликвидации следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, представляют собой разные ха­рактеристики одного процесса: сохранение — это борьба с забыванием. Забывание — весьма целесообразный и естественный процесс. Если бы его не существовало, наш мозг был бы заполнен множеством ненужной ин­формации.

Как работает память у человека?

Поэтому, говоря, что сохранение — это борьба с забыванием, под сохранением мы подразумеваем сохранение нужной информации. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и вос­произведении.

Воспроизведение — процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений. Узнавание — появление чувства знакомости при повторном восприятии. Воспроизведение отличается от узнавания тем, что образы, закреплен­ные в памяти, "оживают" без опоры на вторичное восприятие.

Эти два процесса похожи, но все же различаются. Действительно, осоз­нать знакомость какого-либо факта, когда он становится известен, на­много легче, чем самому вспомнить этот факт.

Закономерности запоминания информации.

Законы запоминания:

Осмысливание.

Интерес.

Установки – длительность запоминания.

Первое впечатление – чем ярче первое впечатление, тем прочнее его запоминание.

Объем знаний – чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается.

Оптимальная длина запоминания ряда.

Повторение.

Применение.

Что такое "ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ"? И НУЖНА ли она?..

Эти вопросы мы не раз задавали людям разного возраста и профессий. Пессимистызаявляли, что хорошая память не нужна, были бы деньги. Оптимистынаоборот возбужденно доказывали необходимость и выгодность хорошей памяти. Кто из них прав, вам решать.

Мы лишь приводим часто встречающиеся ответы школьников, студентов, учителей, родителей и людей других профессий.

1. Мнения.

Родители ученика 11 класса Татьяна Викторовна и Валерий Иванович: "Хорошая память — это мечта абсолютно всех. Наш сын учится в 11 классе, и мы вместе с ним находимся в ежедневном стрессе. Нагрузки на детей просто бешеные, задают много, дома мы вместе с ним по 8 часов делаем домашнее задание. Да еще сын занимается с репетиторами. Сколько денег и сил уже истрачено, а результатов никаких не видно! Как учился на "3", так и учится! Неужели в школе не могут за 11 лет научить детей "учиться", развить хорошую память? Неужели никто не может помочь?"

Ученик 11 класса Михаил: "Хорошая память — это то, что мне так необходимо сейчас. Была бы у меня хорошая память, то я сдал бы единый экзамен на "отлично" и не переживал бы за свое будущее. Но, к сожалению, у меня плохая память и рассчитывать на чудо не приходится".

Ученик 7 класса Миша: "Хорошая память — это когда быстро запоминаешь домашние задания. Конечно, нужна, чтобы быстрее делать уроки, учиться на "5", тогда учительница будет хвалить и родители купят велик".

Мать ученика 7 класса Анна Николаевна: "Хорошая память — это мечта любого человека. Я хочу иметь хорошую память, чтобы помогать своему сыну в учебе и наладить с ним нормальные отношения. К сожалению, мы не понимаем друг друга, у нас возникают постоянные конфликты, он не хочет учиться, "скатился" на двойки, и я ничем не могу ему помочь".

Ученица 10 классаСветлана: "Хорошая память — это подарок природы, мало у кого она есть. Я, конечно, хочу иметь хорошую память, но ведь для этого нужно много заниматься, выполнять специальные упражнения, заставлять себя. А я на это не способна. Я и с такой памятью проживу. Я же красивая!"

Студент 1 курса Владимир: "Хорошая память — это способность быстро и качественно запоминать лекции и целые учебники. Иметь такую память очень здорово! Тогда лекции будут запоминаться сами собой, и на домашние задания не нужно будет тратить время! Что может быть лучше: прочитал книгу и сразу запомнил, послушал лекцию и запомнил! И учишься хорошо, и много свободного времени, и все тебя уважают! Красота!"

Учитель. 40 лет. Маргарита Сергеевна: "Хорошая память — это способность запоминать разную информацию. Учителю нужна хорошая память, чтобы больше знать и уметь, чтобы иметь уважение коллег и учеников, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно".

Ученик 9 класса Павел: "Хорошая память — это замечательная память, все запоминается быстро и легко. Человек с хорошей памятью может многого достичь в своей жизни. Я тоже хочу иметь хорошую память".

Ученица 8 класса Вероника: "Хорошая память — это классная вещь! Быстро все запоминаешь, много времени остается для тусовок с друзьями, и учишься хорошо. Это мечта!"

Менеджер. 27 лет. Станислав Романович: "Хорошая память — это профессиональная особенность менеджера. Мне приходится обрабатывать большие объемы разнообразной информации и много запоминать. Раньше я не справлялся со своей работой, и меня даже хотели уволить, но я вовремя понял свою проблему и стал изучать эффективные методы обработки информации и развивать память. Теперь я могу не переживать за свою карьеру и заработок".

Студент 5 курса Григорий: "Хорошая память — это память, приносящая успех в учебе и профессиональной деятельности. Обладать хорошей памятью — значит быть уважаемым и перспективным человеком".

Директор фирмы. 38 лет.

Плохая память, причины. Как улучшить память?

Константин Николаевич: "Хорошая память — это отличительная черта профессионала. Директор преуспевающей фирмы отличается от директора средней фирмы тем, что опирается на систематизированные знания, умеет быстро принимать правильные решения, анализируя информацию, имеет надежную память".

Главный бухгалтер. 36 лет. Марина Анатольевна: "Хорошая память — это хорошая зарплата! Кому как не мне знать это! Я помню огромное количество цифр и в любой момент могу отчитаться перед директором, поэтому я и главный бухгалтер".

Учитель. 29 лет. Людмила Владимировна: "Хорошая память — это успех во всех делах! Учитель с хорошей памятью может быть примером для подражания. Он любит и уважает своих учеников, проводит интересные уроки, его ценят коллеги, им гордится семья. Я хочу быть таким учителем!"

Родители ученицы 11 класса Ольга Петровна и Юрий Константинович: "Хорошая память — это способность, открывающая блестящие перспективы. Мы хотим, чтобы наша дочь поступила в университет и стала хорошим специалистом. Но для этого ей нужно уметь быстро читать, запоминать, конспектировать, а этому в школе не учат. Вот и приходится родителям думать о будущем своего ребенка и искать специалистов, способных развить память и научить быстро обрабатывать информацию".

Если проанализировать вышеприведенные высказывания, то можно прийти к выводу, что многие понимают важность и необходимость хорошей памяти, но не видят путей ее развития или не верят, что они могут быть обладателями этого "бесценного дара". Сам собой напрашивается вопрос: "Можно ли развить память?" Ответ: "Можно!" (Отметим лишь, что под понятием "развитие памяти" мы подразумеваем комплексное развитие всех психических процессов.)

2. Методик много, но…

На сегодняшний день существует много разных систем, приемов, методик, развивающих отдельные процессы памяти, что приводит к улучшению памяти. Например, йога развивает восприятие,ассоциативное мышление, образную память, а вот развитием логического мышления "не занимается". Человек, практикующий йогу, будет обладать хорошей зрительной и слуховой памятью, сможет запоминать большие объемы информации (в том числе и текстовой) в строгой последовательности. А вот запомнить текст "своими словами", проанализировать и ответить на вопросы он не сможет, потому что это требует логического мышления.

Аутогенная тренировка также улучшает восприятие, т.е. "качество записи" информации, формирует установки, которые повышают концентрацию внимания, но нет интеллектуальной работы с материалом.

Мнемотехника и эйдетика "специализируются" в основном на запоминании точной информации и развитии ассоциативного мышления, что не позволяет запоминать учебные тексты, требующие логической обработки информации.

"Скорочтение" направлено на развитие и повышение скорости восприятия текстовой информации (увеличение скорости чтения в 3-10 раз), развитие логического мышления, "работу" с кратковременной памятью, в которой остается 60-70% информации. Но чтобы запомнить текст на 100% и на долго, т.е. "отправить" его в долговременную память, нужны процессы интеллектуальной работы с материалом (формирование "ключа" к тексту, отдельное запоминание "плохо запомненных мест" или точной информации) и повторения. Как видим, известные системы, приемы, методики "специализируются" только на развитии отдельных процессов, а не комплексном развитии памяти, с учетом индивидуальных особенностей. Кроме того, только программа "Скорочтение" "работает" с запоминанием текстов и целенаправленным развитием логического мышления.

Получается, что сомнения учеников и студентов вполне обоснованны, и никто не может их научить запоминать учебники на 100%? Нет, и еще раз нет. Сегодня в России существует разные системы комплексного развития памяти. Программа "Суперпамять" доктора педагогических наук Е.Е.Васильевой отличается:
1) системным подходом к всестороннему развитию памяти;
2) доступностью и высокой эффективностью методики для дошкольников, школьников, студентов и взрослых, что позволяет увеличить скорость запоминания в 5 -10 раз и увеличить объем запоминания в десятки раз;
3) наличием большого количества методов запоминания текстов (20!!!), что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся и на 100% запоминать любые тексты;
4) наличием большого количества приемов (32), методов (15) и техник (40) запоминания точной информации, что позволяет запоминать любую точную информацию;
5) преемтсвенностью программ"Суперпамять", "Скорочтение" и "Скоростное конспектирование".

Подписаться

Бесплатные почтовые рассылки по саморазвитию.
Уже подписалось более 17 тысяч человек.

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *