Педология это наука

Поиск Лекций

История психодиагностики

История психодиагностики

1. Запрет на использование тестов в СССР был связан с:

а) отсутствием квалифицированных психологов

б) нарушением этических норм при тестирование

в) с отсутствием контроля за использованием тестов

г) все ответы верны

2. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джемсом

б) П. Эббингаузом

в) В. Вундтом

3. Первая педологическая лаборатория была создана:

а) А. П. Нечаевым в 1901 г.

б) С. Холлом в 1889 г.

в) У. Джонсом в 1875 г.

г) Н. Н. Ланге в 1896 г.

4. Ассоциативный эксперимент для изучения неосознаваемых аффективных образований разработал и предложил:

а) П. Жане

б) 3. Фрейд

в) И. Брейер

г) К. Юнг

5. Автором естественного эксперимента является:

а) Р. Готтсданкер

б) А. Ф. Лазурский

в) Д. Кэмпбелл

г) В. Вундт

6. Кто предложил исследование памяти методом пик­тограммы:

а) С. Я. Рубинштейн

б) А. Р. Лурия

в) Т. Рибо

г) Б. В. 3ейгарник

7. Работы каких двух исследователей стояли у истоков метода тестирования:

а) Э. Крепелина и А. Бине

б) П. Жане и Ф. Гальтона

в) Ф.

Вопрос № 106678

Гальтона и Дж. Кеттелла

г) Ф. Гальтона и А. Бине

Кто из перечисленных психологов в 1884-85 годах впервые применил психологические тесты для оценки психических свойств человека?

а) Ч. Осгуд

б) Ф. Гальтон

в) Д. Кэттелл

г) В. Вундт

д) Г. Мюнстерберг

Кто из названных психологов и когда предложил метод дифференциации людей по шкале умственного развития?

а) Ф. Гальтон в 1884 году

б) Дж. Кэттелл в 1890 году

в) Г. Мюнстерберг в 1891 году

г) А. Бине и Т. Симон в 1905 году

д) С. Холл 1910 году

Кто из перечисленных психологов впервые предложил факторный анализ как инструмент для исследования способностей?

а) Ч. Спирмен

б) Дж. Кэттелл

в) Г. Мюнстерберг

г) Э.Торндайк

д) С. Холлу

Основные понятия в психодиагностике

1. Психодиагностика — это:

а) наука и практика постановки диагноза

б) метод психологического исследования

в) наука и практика постановки психологического диагноза

г) область психологии, связанная с использованием на практике интеллектуальных тестов

2.Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего наблюдения, называются:

а) L-данными

б) Q-данными

в) Т-данными

г) Z-данными

3. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других мето­дов самооценок, называется:

а) L -данными

б) Q-данными

в) T-данными

г) Z-данными

4. Тест это:

а) соответствие диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемых

б) стандартизированная методика психологического исследования, предназначенная для точных количественных оценок и строгих качественных определений психологии и поведения человека с ориентации на установленные нормы оценок

в) психологическое исследование личности

5. В качестве специально разработанной методики, интроспекция наиболее последовательно использовалась в психологических исследованиях:

а) А. Н. Леонтьева

б) В. Вундта

в) В. М. Бехтерева

г) 3. Фрейда

Психометрические показатели в психодиагностике

1. В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:

а) внутренней

б) внешней

в) операциональной

г) конструктной

2. Мера соответствия экспериментальной процедуры объективной реальности характеризует валидность:

а) внутреннюю

б) внешнюю

в) операциональную

г) конструктную

3. При лабораторном эксперименте в наибольшей степени нарушается валидность:

а) внутренняя

б) внешняя

в) операциональная

г) конструктная

4. Понятие «экологическая валидность» чаще используется как синоним понятия «валидность»:

а) внутренняя

б) внешняя

в) операциональная

г) конструктная

5. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте называется эффектом:

а) плацебо

б) Хотторна

в) социальной фасилитации г) ореола

Деонтология

1. Найдите наиболее верное определение деонтологии как науки:

а) этическое учение

б) учения о моральных ценностях

в) формы выражения долженствования, путем которого нравственность; выражает требования социальных законов, принимает различные формы в частном поведении, общих нормах и требованиях

г) это совокупность правил, разрабатываемых какой-либо профессиональной организацией, которая следит за их соблюдением

Термин «деонтология», как учение о нравственности в целом, был введен английским философом

а) Иеремией Бентамом

б) Максом Люшером

в) Зигмундом Фрейдом

г) Френсисом Гальтоном

Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит, что исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации?

а) принцип этической и юридической правомочности

б) принцип квалифицированной пропаганды психологии

в) принцип ответственности

г) принцип благополучия испытуемого

д) принцип морально-позитивного эффекта обследования

Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит, что использование полученной информации осуществляется в рамках действующего законодательства?

а) принцип этической и юридической правомочности

б) принцип квалифицированной пропаганды психологии

в) принцип ответственности

г) принцип благополучия испытуемого

д) принцип морально-позитивного эффекта обследования

Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшить свое психологическое и соматическое состояние, а также материальное положение, и ему не должен быть нанесен вред?

а) принцип этической и юридической правомочности

б) принцип квалифицированной пропаганды психологии

в) принцип ответственности

г) принцип благополучия испытуемого

д) принцип морально-позитивного эффекта обследования

Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит, что организация психодиагностической работы должна иметь целью создание в результате исследований у испытуемого благоприятного впечатления о психологической диагностике?

а) принцип этической и юридической правомочности

б) принцип квалифицированной пропаганды психологии

в) принцип ответственности

г) принцип благополучия испытуемого

д) принцип морально-позитивного эффекта обследования

Диагностическая беседа

1. Как называется та часть интервью, в которой выясняется история жизни клиента:

а) стандартная часть

б) исторический раздел

в) анамнестическая часть

г) оценка статуса

2. В каком типе интервью психолог использует заранее сформулированные вопросы:

а) неструктурированное интервью

б) психодиагностическое интервью

в) семейное интервью

г) структурированное интервью

3. Каков из перечисленных вариантов направлений работы является лучшим для понимания состояния клиента:

а) проверить его интеллект

б) выслушать его отчет

в) использовать разные техники исследования

г) провести стандартное диагностическое интервью

4. Какой тип вопросов НЕ входит в диагностическое интервью:

а) прямые

б) косвенные

в) проективные

г) конфронтационные

д) суггестивные

5. С какой целью, когда для этого есть возможность, клиент может привлекаться к выбору теста:

а) чтобы уменьшить его сопротивление

б) подчеркнуть его ответственность

в) улучшить интерпретацию результатов

г) минимизировать побочные эффекты процедуры тестирования

Методы шкалирования

1. Ограничением применения методов шкалирования является:

а) возраст

б) уровень развития понятийного аппарата

в) ситуативная самооценка

2. Методика семантического дифференциала используется в целях:

а) исследование восприятия мира в целом

б) изучение уровня интеллектуального развития

в) исследование личностных установок и отношений к определенному кругу объектов

3. Такое присвоение чисел объектам, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям измеряемого признака или свойства объекта, предполагает наличие шкалы:

а) наименований

б) порядка

в) интервалов

г) отношений

4. Шкала порядка соответствует измерению на уровне:

а) номинальном

б) ординальном

в) интервальном

г) отношений

5. Ранжирование объектов по выраженности определенного признака составляет суть измерений на уровне:

а) номинальном

б) ординальном

в) интервальном

г) отношений

6. Крайне редко в психологии применяется шкала:

а) наименований

б) порядка

в) интервалов

г) отношений

7. В наиболее общей форме шкалы измерений представлены шкалой:

а) наименований

б) порядка

в) интервалов

г) отношений

Интеллектуальные тесты

1. Психологические приемы, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками, известны как тесты:

а) достижений

б) интеллекта

в) личности

г) проективные

2. Оценка возможностей личности по овладению знаниями, умениями и навыками, носящими общий или специфический характер, осуществляется с помощью тестирования:

а) достижений

б) интеллекта

в) личности

г) способностей

3. В каком пункте верно описана цель использования психологического тестирования:

а) для выбора вида психотерапии

б) для выбора типа лекарственного препарата и его дозы

в) для построения прогноза

г) для диагностических целей

4. В каком пункте указаны методики, лучше всего позволяющие выявить разноплановость мышления:

а) классификация и сложение фигур

б) сложение фигур и исключение предметов

в) пиктограмма и сложение фигур

г) классификация и исключение предметов

д) пиктограмма и классификация

5. Целевые установки пробы Бурдона и матриц Равенна соотносятся как:

а) предпосылки интеллекта — интеллект

б) интеллект — мышление

в) ригидность – гибкость

6. Какая из проб НЕ входит в набор заданий теста школьной готовности Керна-Йерасека:

а) рисование человека

б) предметный счет

в) срисовывание букв

г) срисовывание групп точек

7. Для какой цели был создан тест Ф. Гуденаф «Рисунок человека»:

а) для исследования интеллектуального развития детей

б) для проективного исследования личности у детей

в) как способ выявления внутриличностных конфликтов у детей

г) для оценки эффективности психотерапии

8. Тесты способностей показывают:

а) уровень предшествующей подготовки

б) степень вклада наследственности в способности

в) возможности успеха в той или иной области

г) общий уровень умственных способностей

9. Какие психологические тесты обеспечивают получение информации о когнитивных возможностях и недостаточностях:

а) проективные

б) поведенческие

в) интеллектуальные

г) опросники

10. Какой из тестов позволяет сопоставить вербальные и невербальные интеллектуальные способности:

а) тест Роршаха

б) тест Векслера

в) тест Бендер

г) тест Кеттелла

Личностные тесты

1. На данные личностных опросников не должно влиять:

а) использование обследуемыми неверных эталонов;

б) отсутствие у обследуемых навыков интроспекции;

в) несоответствие интеллектуальных возможностей респондентов требованиям опросной процедуры;

г) личностное воздействие исследователя.

2. Какое из приведенных утверждений НЕ отражает основных правил оценки профиля MMPI:

а) профиль должен оцениваться как единое целое

б) при оценке профиля наиболее существенно значение Т-нормы по каждой шкале, сравнение с которой отражает степень выраженности психопатологии

в) профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние

г) при оценке профиля наиболее существенно отношение уровня каждой шкалы к среднему уровню профиля в целом и, особенно, по отношению к соседним шкалам

3. Какое из утверждений правильнее определяет, что такое тесты самоотчета:

а) способы оценки динамики состояния клиента на разных этапах работы

б) изучение индивидуальных случаев на основе письменных или устных сообщений клиента

в) отчеты о своем состоянии, в которых процедура проведения, форма ответов и измеряемые параметры стандартны

4. Разновидностями стандартизованного самоотчета являются все тесты кроме одного:

а) шкала самоуважения М. Розенберга для подростков

б) шкала детской «Я-концепции» Е. Пирса и Д. Харриса

в) шкала «Я-концепции» В. Фиттса

г) тематический апперцепционный тест Г. Мюррея

5. Так называемый круг Айзенка построен на следующих осях (выбрать правильное):

а) ригидности-гибкости и пессимизма-оптимизма

б) нейротизма-стабильности и экстраверсии-интроверсии

в) экстернальности-интернальности и нейротизма-психопатизации

г) пассивности-активности и рассудочности-эмоциональности

6. Факторы первого и втoрого порядка, выявляемые по опроснику Р. Кеттелла, соотносятся как:

а) наследственное и приобретенное

б) темперамент и характер

в) стабильность и изменчивость

г) личностные черты и типы личности

7. Какое утверждение описывает значение индекса «В» в патохарактерологическом диагностическом опроснике (ПДО) А.Е. Личко:

а) показатель надежности полученных данных

б) мера индивидуальной валидности

в) указание на возможность резидуально-органической обусловленности особенностей характера

г) отражение реакции эмансипации

Проективные тесты

1. Какой из цветов в тесте Люшера НЕ относится к основным:

а) синий

б) желтый

в) фиолетовый

г) сине-зеленый

2. Ниже перечислены явления и процессы; исследование какого из них осуществляется при помощи ТАТ:

а) мотивация достижения

б) интеллектуальные способности

в) неврологические проблемы

г) когнитивный дефицит

3. Проективные тесты чаще всего связаны с подходами, сосредоточенными на одном из перечисленного:

а) поведение испытуемого

б) неосознанная детерминация поведения

в) нарушения познавательных процессов

г) гуманистические исследования

4. Каким из перечисленных терминов определяются тесты, при проведении которых испытуемому предъявляют неопределенные стимулы и просят ответить так, как кажется важным ему самому:

а) интроспективные тесты

б) самоотчет

в) поведенческие тесты

г) проективные тесты

5. Какой из перечисленных тестов предполагает формирование реакций по механизмам фантазий и проекций:

а) ТАТ

б) MMPI

в) тест Бендер

г) тест Векслера

6. Методика незаконченных предложений Сакса-Леви относится к группе:

а) стандартных опросников

б) патопсихологических методик

в) проективных тестов

2 вариант

История психодиагностики

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Возникновение и развитие педологии

Педология – наука о комплексном подходе к изучению физического и умственного развития ребенка в связи с его конституцией и особенностями поведения. Педология включала сведения о конституции ребенка, его биологическом возрасте, особенностях поведения и систему тестов, оценивающих уровень развития и профессиональную направленность (профиль) способностей.

Основателем педологии признан американский психолог С.Холл, который создал в 1889 г. 1-ю педологическую лабораторию; сам термин придумал его ученик — О. Крисмент. Но еще в 1867 г. К. Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление педологии: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях».

На Западе педологией занимались С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мейман, В. Прейер и др.

Основоположником российской педологии явился блестящий ученый и организатор А. П. Нечаев. Большой вклад внес В.М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический институт в Петербурге. Первые 15 послереволюционных лет были благоприятными: шла нормальная научная жизнь с бурными дискуссиями, в которых вырабатывались подходы и преодолевались неизбежные для молодой науки болезни роста.

Предмет Педология., несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки ее руководителей (А. Б. Залкинд, П.П. Блонский, М.Я. Басов, Л.С. Выготский, С.С. Моложавый и др.), четко определен не был, и попытки найти специфику педологии, не сводимую к содержанию смежных с ней наук, успеха не имели.

Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Блонский определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. То, что педология была еще далека от идеала, объясняется не ошибочностью подхода, а огромной сложностью создания междисциплинарной науки. Безусловно, среди педологов не было абсолютного единства взглядов. Все же можно выделить четыре основных принципа:

1. Ребенок — целостная система. Он не должен изучаться только «по частям» (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией).

2. Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Генетический принцип означал принятие во внимание динамики и тенденции развития. Примером может служить понимание Выготским эгоцентрической речи ребенка как подготовительной фазы внутренней речи взрослого.

3. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Педологи много и достаточно успешно работали с трудными подростками, что в те годы длительных социальных потрясений было особенно актуально.

Педагогическая психология.rtf

Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В Ленинграде и Москве действовали институты педологии, где представители разных наук пытались проследить развитие ребенка от рождения до юности. Педологов готовили весьма основательно: они получали знания по педагогике, психологии, физиологии, детской психиатрии, невропатологии, антропологии, социологии, причем теоретические занятия сочетались с повседневной практической работой.

В 1901 г. – Нечаев А.П. организовал лабораторию экспериментальной психологии при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Он развернул экспериментально-психологическое исследование основ школьного дела. В 1904 г. при его лаборатории были открыты педологические курсы (директор – Н.Е. Румянцев). По его инициативе в 1906 и 1909 гг. были организованы Всероссийские съезды по педагогической психологии и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916).

После 1917 г. педология бурно развивается. Неблагоприятная социальная обстановка в стране приводила к деморализации, росту числа самоубийств, росту агрессивности детей и подростков, утрате цели. Что с этим делать? Педология возникла с необходимостью, запросы практики породили ее.

Методы педологии:

  • Наблюдение
  • Эксперимент
  • Естественный эксперимент
  • Статистические методы
  • Тесты

Границы педологии и психологии:

Педология опирается на общую психологию и играет методологическую роль по отношению к детской психологии (общаяY®педология®детскаяY)

Границы педологии и педагогики:

педология изучает законы развития, а педагогика занимается научной организацией развития на основе знаний о законах развития. Законы детского развития были сформулированы Л.С.Выготским.

В 20е гг. Нечаев, Басов, Блонский, Арямов, Залкинд и Выготский выпускают труды по педологии. В конце 1928 – начале 1929 г состоялся первый педологический съезд под председательством Залкинда. На повестке дня стояли следующие задачи:

  1. Ликвидация безграмотности.
  2. Развитие детского и юношеского коммунистического движения, в том числе среди умственно отсталых и больных детей.
  3. Борьба с представлением о психической неполноценности пролетариата и национальных меньшинств.

Теория педологии характеризовалась в первую очередь отсутствием единого определения науки. Вот несколько разных определений:

Педология – это

— Сумма наук о ребенке (эклектическая точка зрения – Басов).

— Наука о росте, конституции и поведении типичного массового ребенка в различные фазы и периоды детства (Блонский).

— Наука о симптомокомплексах (Блонский).

— Новая наука, грани и содержание которой еще не определились, но это наука о развивающемся ребенке (Выготский).

Ребенок изучается как единое целое, как целое ребенок имеет высокую ценность. Целб педологии – формирование активной творческой личности. Важен индивидуальный подход к каждому ребенку.

В педологической науке было 2 основных направления – социогенетическое (Залкинд) и биогенетическое (Блонский). Выделялись разные критерии периодизации: Выготский (социогенетический подход): младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный, возраст полового созревания, юношеский возраст. Блонский (биогенетический подход): утробное детство, беззубое детство, молочнозубое детство, смена молочных зубов на коренные (все о дентация).

За что критиковали педологов?

  1. отсутствие квалифицированных психологов практиков в учебных заведениях.
  2. механистичность, эклектический подход к переработке психологических (особенно зарубежных) теорий.
  3. цель, поставленная педологией (см. выше), не была актуальной в условиях той социальной действительности.

Толчком послужило массовое тестирование детей (неадаптированные переводные методики), которое показало устрашающие результаты. В 1936 г. вышел указ «О педологических извращениях в системе наркомпросов», педология была «закрыта», педологов увольняли и арестовывали. Прочитав указ, Залкинд скоропостижно скончался от инфаркта.

Прямые и косвенные последствия разгрома «педологии»

Кульминация наступления на психологию на «идеологическом фронте» – разгром педологии в связи с принятым ЦК ВКП(б) Постановлением 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». Трагические последствия этой акции сказывались на судьбах психологической науки многие годы и определили ее взаимоотношение с другими смежными отраслями знания.

Уничтожение педологии как феномен регрессирования науки в эпоху сталинизма получило значительный резонанс и отозвалось тяжелыми осложнениями и торможением развития ряда смежных областей знания и, прежде всего, во всех отраслях психологии, в педагогике, психодиагностике и других сферах науки и практики.

Обвинение в «протаскивании педологии» нависало над психологами, педагогами, врачами и другими специалистами, зачастую никогда не связанными с «лженаукой». Типична и показательна в этом отношении судьба учебников по психологии.

Несмотря на содержащееся в постановлении указание на необходимость создать «марксистскую науку о детях», так и не была разработана теоретическая платформа, которая могла бы обеспечить интегрирование знаний о ребенке, добываемых возрастной психологией, возрастной физиологией, социологией и этнографией детства, педиатрией и детской психопатологией. До сих пор не обеспечен системный подход к развивающемуся человеческому организму и личности. Перерыв в становлении науки о детях длительностью в 50 лет, даже если она на первых порах была весьма несовершенной, является немаловажным обстоятельством и нам приходится преодолевать его негативные последствия.

После разгрома педологии должна была быть «восстановлена в правах педагогика». Однако, победив педологию, педагогика одержала пиррову победу. Она не сумела воспользоваться полученными правами. Не в «педологобоязни» ли кроется одна из причин обвинений педагогики на протяжении уже многих лет в ее «бездетности», в тенденции видеть в ребенке всего лишь точку приложения сил, не то мальчика, не то девочку, а не думающего, радующегося и страдающего человека, развивающуюся личность, с которой надо сотрудничать, а не только лишь поучать ее, требовать и муштровать? Педагогика, покончив с педологией, выплеснула вместе с «педологической» водой и ребенка, которым та, когда плохо, а когда и хорошо, но направленно начала заниматься!

Опасения по поводу возможных обвинений в попытках реставрации «педологических извращений» долгое время сдерживали развитие детской и педагогической психологии не только непосредственно после 1936г., но и в дальнейшем, в особенности после августовской (1948) сессии ВАСХНИЛ, на которой был окончательно «определен» статус генетики как следующей после педологии «лженауки», а трехэтажное слово «вейсманист – менделист – морганист» стало таким же ругательным, как и слово «педолог». Причины этого очевидны – в центре внимания сессии ВАСХНИЛ вновь оказалась проблема наследственности и среды.

Изучение того, что есть ребенок, все более заменялось декларированием того, каким он должен быть. В результате складывалось (и сейчас препятствующее решению многих практических педагогических задач) положение, при котором представление о том, каким должен быть ребенок, превращается в утверждение, что таков он и есть. Установки, идущие от плохо знавшей реального ребенка или подростка педагогики воспитания, в настоящее время начинают преодолеваться, но долгое время они были господствующими. Реальные достижения психологов, а их отрицать невозможно, возникали не благодаря, а вопреки разгрому педологии.

Драматические последствия разгрома педологии сказались на судьбах всей прикладной психологии в СССР, интенсивно развивавшейся в 20-е годы и оказавшейся пресеченной в середине 30-х годов, в период ликвидации еще одной «псевдонауки», в роли которой на этот раз выступила психотехника — особая ветвь психологии, видевшая свою задачу в осуществлении практических целей психологическими средствами, в использовании на производстве законов человеческого поведения («субъективного фактора») для целесообразного воздействия на человека и регулирования его поведения.

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *