Практический психолог

Права и обязанности педагога-психолога при оказании психологической помощи устанавливаются законодательством РФ, города Москвы и Положением о Службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы.

В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

— руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным законодательством и законодательством города Москвы, международными и российскими нормативными правовыми актами в области защиты прав детей, нормативными правовыми документа ми органов управления образованием, настоящим Положением;

—рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей;

— использовать в своей работе только психологические методы. Не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноза, медитативных техник, фармакологических средств и т.

Права и обязанности педагога-психолога образовательного учреждения

п.);

—знать новейшие достижения психологической науки в целом;

—применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;

—в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития;

—оказывать психолого-педагогическую помощь работникам образования, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений, родителям, законным представителям несовершеннолетних в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям;

—хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, по лученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению;

—вести запись и регистрацию всех видов работ;

—постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

Ответственность педагога-психолога:

—психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;

—психолог несет ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований, документации в установленном порядке;

—психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента.

В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

— самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий образовательных учреждений и т. п.;

—самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;

—отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

—обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка.

Психология Основные направления практической психологии

ГЛ А В А 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Психология, как и любая другая наука, делится на фундаментальную и прикладную. Дня обеих наук характерно стремление к получению нового знания и его обобщению. Фундаментальную психологию интересуют основополагающие проблемы психики, теоретический аспект рассмотрения этих проблем и их эмпирическая проверка (общая психология, психофизиология, социальная психология, психология развития и др.). В прикладной науке приоритет отдается изучению психических явлений в естественной обстановке и использованию полученных в фундаментальной науке знаний в конкретных ситуациях и условиях (эргономика, психология рекламы, психология менеджмента͵ организационная психология, юридическая психология и др.).

Наряду с этим существует еще одна сфера деятельности психолога — практическая психология, в которой решаются конкретные задачи, а получение нового знания является, как правило, необязательным приложением. Практическая психология — это особый вид деятельности психолога, направленный на решение конкретной практической задачи и предполагающий получение психологической информации о конкретном человеке или группе людей, анализ полученной информации на основе знаний, полученных в фундаментальной или прикладной психологии, разработку (планирование) и реализацию воздействия (как психологического, так и не психологического) на конкретного человека или группу людей с целью их изменения или изменения их поведения. Такая специфика работы практического психолога накладывает на него серьезные обязательства и предопределяет его действия в соответствии с этическими и моральными принципами. Перечислим наиболее существенные из них.

1. Практический психолог обеспечивает конфиденциальность личностно значимой информации, полученной от клиента на основе личного доверия. Он обязан предупреждать обследуемых о том, кто и для чего может использовать получаемую информацию и какие решения бывают вынесены на ее основе.

2. Практический психолог несет моральную ответственность за решения, принимаемые на основе предоставляемой им информации, и предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами в области психологии.

3. Практический психолог должен воздерживаться от действий, ухудшающих состояние клиента и наносящих ему вред, особенно при работе с больными людьми.

Направления практической психологии неразрывно связаны с решаемыми в их рамках задачами. Перечень задач, стоящих перед практическим психологом, крайне обширен и зависит от общего характера его работы.

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. — 248 с. 125

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru

126 of 147

Так, психолог может содействовать в достижении некоторой

более общей, не психологической цели. На этом основании различают сферы практического применения

психологического знания.

Психолог на предприятии содействует успешному ведению бизнеса:

— промышленный психолог;

— консультант по социально-психологическим вопросам;

— организатор и ведущий тренингов и т. п.); Психолог в образовательных учреждениях способствует образовательному процессу:

— школьный психолог;

— психолог центра профориентации и переориентации и т. п. Практический психолог в медицинских учреждениях принимает

участие в постановке диагноза (особенно психиатрических и психосоматических больных) и немедикаментозном лечении.

Существуют основные направления практической психологии. Это, прежде всœего, психотерапия, т. е. лечение при помощи психического воздействия. Этот метод используется для лечения психических, нервных и психосоматических заболеваний (Слободяник А. П., 1977; Рудестам К., 1993). Условно разделяют клинически ориентированную психотерапию, направленную на смягчение и ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную психотерапию, ставящую задачей содействие пациенту в решении его личностных проблем, изменении его отношения к социальному окружению и самому себе с целью успешной адаптации и преодоления возникающих затруднений. Психотерапия наиболее эффективна тогда, когда психическому фактору в лечении принадлежит определяющая или весьма существенная роль. По этой причинœе психологи чаще всœего работают с неврозами, пограничными психическими состояниями и психосоматическими заболеваниями.

Работая с неврозами, психолог анализирует причины, вызвавшие конфликты, определяющие состояние клиента͵ и пытается их разрешить. При психотерапии неврозов используются различные методы психотерапевтического воздействия, которые по количеству участников условно можно разделить на методы индивидуальной психотерапии и групповую психотерапию, а по характеру воздействия — на методы личностно ориентированной психотерапии, методы суггестивной психотерапии и методы поведенческой психотерапии.

Наиболее значимой представляется классификация направлений психотерапии по тому учению, на основании которого она возникла. К примеру, можно говорить о психотерапии, основанной на различных учениях, а именно:

— классическом психоанализе 3.

Права и обязанности психолога. Критерии деятельности. Документация. Этика психолога

Фрейда;

— неофрейдизме К. Хорни, Э. Фромма;

— психотерапии, основанной на преодолении травмы рождения, О. Ранка;

— психобиологической психотерапии А. Мейера;

— психодраме Я. Морено;

— трансактном анализе Э. Берна;

— логотерапии В. Франкла; 210

— индивидуально-психологической психотерапии А. Адлера;

— рациональной психотерапии П. Дюбуа;

— социальной терапии Б. Грейхема;

— дзен-психотерапии;

— гештальттерапии Ф. Перлза;

— телœесноориентированной психотерапии В. Райха. Отдельную группу составляют направления психотерапии, в основу которых положено лечебное влияние искусства:

— арттерапия,

— музыкотерапия,

— имаготерапия,

— натурпсихотерапия (воздействие природы).

Другой важной сферой практической психологии является психологическое консультирование. В самом общем виде консультирование — это оказание помощи в определœении, уточнении и решении задачи или проблемы, стоящей перед человеком, при условии, что сам консультант не несет ответственности за реализацию решения (но несет ответственность за принимаемые решения). Другими словами, консультант всœегда выступает в роли человека, дающего советы, оставляя за клиентом право воспользоваться этими советами по своему усмотрению. Между психотерапией и консультированием есть много общего, но существенным отличием является то, что консультирование изначально ориентировано на психически здоровых людей, способных взять на себя ответственность за свои поступки. Практика консультирования разнообразна и специализирована; она включает в себя несколько видов консультирования. 1. Семейное консультирование, применяющееся для решения проблем взаимоотношений супругов, а также родителœей и детей (Алешина Ю. Е., 1994).

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. — 248 с. 126

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru

127 of 147

2. Личностное консультирование, применяющееся для решения проблем обретения смысла жизни, определœения и изменения жизненного пути, проблем личностного роста и т. п. Этот вид консультирования часто соприкасается с психотерапией.

3. Управленческое консультирование, применяющееся преимущественно для психологической помощи менеджерам в решении их проблем и для решения проблем взаимодействий с персоналом, а также в вопросах профконсультирования и профориентации (как помощь в решении проблем профессионального самоопределœения и выбора профессии)1.

4. Специфическим видом консультирования является «телœефон доверия», позволяющий человеку обратиться за психологической помощью в наиболее трудные моменты его жизни и предупредить, а часто и предотвратить нежелательные поступки (вплоть до суицидов).

Различные виды психологических задач требуют специальной практической подготовки, вследствие чего различные виды консультирования существенно отличаются друг от друга по форме и по ме-1Тобиас Л. Управленческое консультирование. 1992.

тодам. По этой причине смена специализации требует серьезного дополнительного обучения. Важным видом психологической практики, основанным на использовании диагностических методик и позволяющим получать значимую (в том числе и личностно значимую) информацию о конкретном человеке или действии, является практическая психодиагностика, основной процедурой которой является психодиагностическое обследование («Общая психодиагностика», 1987). Особой задачей при проведении психодиагностического обследования является интеграция данных, полученных при использовании различных методик, и составление психологического портрета͵ отражающего индивидуальность человека. Другой, не менее важной задачей является прогнозирование поведения человека в различных ситуациях при взаимодействии с другими людьми, что бывает важно, к примеру, при формировании команды, выдвижении человека на руководящую должность, при деятельности в сложных и необычных условиях и т. п. Именно такие задачи решают психологи в диагностических центрах и лабораториях, проводя психодиагностические исследования. В случае если дополнительно требуется оценить степень соответствия данного человека занимаемой должности или возможность выполнения конкретным человеком тех или иных обязанностей, то такого рода задачи выполняются в ассессмент-центрах, проводящих, как правило, независимую оценку кандидатов. Об базовых видах психологической помощи, а именно о психологическом консультирований, семейной психотерапии, арт-терапии и психодиагностике, более подробно будет рассказано в следующих главах книги.

Особым видом психологической практики является психологическая коррекция. Особенно ярко она проявляется в нейропсихологии и в возрастной психологии. Психологическая коррекция является составной частью реабилитационного направления и предполагает восстановление высших психических функций человека при локальных поражениях мозга с помощью специальных методов и приемов восстановительного обучения (Лурия А. Р., 1973; Цветкова Л. С., 1972). В возрастной психологии усилия практических психологов, занимающихся коррекцией, направлены на устранение или компенсацию психических аномалий развития: эмоциональных, познавательных, психомоторных (Дубровина И. В., 1987).

Читайте также

  • — Основные направления практической психологии

    Этические стандарты деятельности практического психолога Психологическая наука и психологическая практика v Этические стандарты деятельности практического психолога v Основные направления практической психологииПсихология, как и любая другая наука,…

  • — Основные направления практической психологии

    Этические стандарты деятельности практического психолога Психологическая наука и психологическая практика v Этические стандарты деятельности практического психолога v Основные направления практической психологииПсихология, как и любая другая наука,…

  • — Основные направления практической психологии

    ГЛ А В А 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Психология, как и любая другая наука, делится на фундаментальную и прикладную. Дня обеих наук характерно стремление к получению нового знания и его обобщению. Фундаментальную психологию интересуют…

  • — Основные направления практической психологии

    ГЛ А В А 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Психология, как и любая другая наука, делится на фундаментальную и прикладную. Дня обеих наук характерно стремление к получению нового знания и его обобщению. Фундаментальную психологию интересуют…

  • — Основные направления практической психологии

    Направления практической психологии неразрывно связаны с решаемыми в их рамках задачами. Перечень задач, стоящих перед практическим психологом, крайне обширен и зависит от общего характера его работы. Укажем лишь основные. Так, психолог может содействовать в достижении…

  • Понятие о социальном заказе на работу практического психолога

    Кому она в первую очередь нужна, психологическая по­мощь? Кто сформулировал социальный, общественный за­каз, который привел к появлению этой профессии со всеми ее свойствами, атрибутами, профессиональными качествами и действиями?

    Мы уже отмечали, что XX век характеризуется возраста­нием влияния одного человека или группы людей на жизнь очень большого числа людей.

    Общественное осознание значимости одного человека, его уникальности и неповторимости в нашей стране происходит буквально на наших глазах. Как известно, осознание начинает­ся там, где возникает затруднение. Этот известный психологи­ческий закон применительно к социальной ситуации нашей жизни может быть представлен примерно так: возникли за­труднения в общественном управлении человеком; кризис всего общества в распаде семей, в неэффективности народного обра­зования, в неэффективности производства. Другими словами, человеку, людям предлагают делать «как надо», а они так не делают или делают с точностью до наоборот.

    Сколько уже сломано на сегодня публицистических копий, критикующих тоталитарную систему за подавление индиви­дуальности, за стремление сделать «всех равными». Совре­менная общественная ситуация позволила еще раз пережить ту связь «сознания» и «бытия», о которой А. Ф. Лосев в цити­рованной раньше работе писал: «Они не влияют друг на дру­га, но они изначально тождественны».

    Они тождественны и в плане психологическом, так как в индивидуальной жизни человека порождают множество образований, препятствующих проявлению его же автоном­ности, его же уникальности.

    Общественное осознание ценности человеческой индивиду­альности еще только происходит сегодня на наших глазах. «Все люди разные», «Каждому свое назначение в жизни» и т. п.- эти простые психологические реальности встречают огромное об­щественное же сопротивление идей о равенстве всех членов общества, о необходимости общественного обеспечения этого равенства, понимаемого по сути как тождество способностей и возможностей людей.

    Эта противоречивость общественного сознания будет со­провождать практического психолога на всем протяжении его работы как неконкретность представлений окружающих о содержании его работы, как абсолютизация его профессио­нальных возможностей, как сверхкритическое отношение к результатам и процессу его работы и т. п.

    К этому надо быть готовым, так как осознание обществом ценности индивидуальности человека осуществляется и через осуществление профессиональной деятельности практическо­го психолога. Для того чтобы четко ориентироваться в ней, практическому психологу надо уметь различать социальный заказ на его профессию и свои реальные профессиональные возможности, общественный статус своей профессии.

    Социальный заказ на профессию практического психо­лога формируется не в науке, мы уже отмечали в этом плане специфику научного психологического знания. Скорее со­циальный заказ на профессию практического психолога осознается и формулируется в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы совре­менного человека. О необходимости конкретного психоло­гического знания о человеке начинают говорить и предста­вители смежных практических областей: учителя, врачи, юристы. Им это знание необходимо, так как они не могут решать главную задачу своей профессии — целенаправленно воздействовать на человека.

    Вот в этих двух сферах и рождается доступное обществен­ному сознанию представление о содержании профессиональ­ной деятельности практического психолога, человека, кото­рый мог бы получить объективные данные об индивидуаль­ных особенностях внутреннего мира человека. Требование по сути дела одно — объективные, достоверные данные об инди­видуальности человека.

    При этом в общественном сознании критерии объективно­сти науки психологии — основы работы практического психо­лога — обсуждаются значительно реже и не так интенсивно, как вопрос о необходимости самой профессии практического пси­холога. В ней видится путь к проявлению и пониманию инди­видуальности человека и в ситуации обучения, и в ситуации

    производства, и в юридической практике, так как в этих облас­тях нашей жизни в большей степени осознаются затруднения, которые в общем виде могут быть сформулированы в виде запроса: «Что надо сделать, чтобы он был как все?»

    Распространенность в общественном сознании идей об­щественного же воздействия на человека, вплоть до идей прямого вмешательства в его жизнь, то, что Л. Н. Толстой называл «философией устроительства», делает социальные ожидания результатов его работы близкими к результатам деятельности волшебника. Феномен ожидания человека, устраивающего жизнь других людей, заботящегося об их благе за них самих — один из распространенных феноменов, в котором проявляется социальный заказ на профессию прак­тического психолога.

    Отсюда возникает множество сложностей в получении, пе­редаче и использовании психологической информации в ра­боте практического психолога. Сложностей, связанных с по­стоянным возвращением своим клиентам, представителям смежных специальностей и просто общественности, того со­держания психологической информации, в котором пред­ставлена ее уникальность и конфиденциальность. Если гово­рить кратко, то практический психолог своей реальной рабо­той возвращает нашему обществу утраченную ценность-общественную ценность индивидуальности человека.

    Чтобы понять это без новых потерь, с обретением долж­ного общественного статуса своей профессии практический психолог должен четко представлять, с кем и чем он имеет дело в своей работе. Это та реальность его профессиональ­ной деятельности, которая связана с понятием Заказчика, Клиента и Пользователя психологической информации. Кто они, эти люди? Общий ответ — это взрослые и дети.

    Права и обязанности практических психологов

    Чтобы этот ответ не остался таким неопределенно общим, вспом­ним, что в соответствии с юридическими нормами за ребен­ка его родители отвечают до 14 лет, с 14 лет подросток уже несет юридическую ответственность за свои действия. Это исходное положение для работы практического психолога с ситуацией получения и использования психологической информации, для решения вопросов об ответственности за психологическую информацию, которую он несет как про­фессионал.

    Это исходное юридическое положение позволяет с долж­ной степенью ответственности отнестись и к содержанию социального заказа, ориентированного на выявление инди­видуальности человека. Характеристики индивидуальности есть у всех людей, но не все люди могут ответственно отно­ситься к этой своей особенности. Практическому психологу надо четко представлять возможные варианты проявления индивидуальности человека, которые связаны с понятием нормы психического развития. Как известно, психически боль­ной человек несет ограниченную ответственность за свою индивидуальность. Психически здоровый взрослый человек в большинстве случаев обладает возможностью отвечать за проявление своей индивидуальности.

    Можно сказать, что социальный заказ на работу практиче­ского психолога ориентирован на те группы населения, кото­рые не являются психически больными людьми (ими занима­ются врачи-психиатры), а относятся к категории психически нормальных людей, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность. В то же время практический психолог не нужен аутентичной, свободной лич­ности, обладающей высокой культурной продуктивностью, способной нести юридическую и моральную ответственность за свою индивидуальность.

    Кто же является клиентом практического психолога? Кли­ентом является человек (взрослый или ребенок), который со­общает психологическую информацию, то есть передает прак­тическому психологу знание о себе или о других людях. При сообщении этого знания он предполагает или реально указы­вает свою роль в происхождении этого знания. Он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психо­логической информации.

    Если воспользоваться другим определением, то клиент-это человек, который включен в процесс получения психоло­гической информации. Эта «включенность» мешает ему уви­деть главное в психологической информации — критерии ее достоверности, отрефлексировать способы ее получения. Ра­бота практического психолога и направлена на изменение отношения клиента к содержанию и способам получения пси­хологической информации.

    Заказчик на работу практического психолога сообщает ему психологическую информацию. При этом он не видит своей роли в ее происхождении, он не считает себя ответст­венным за ее происхождение. Отчужденность от психологи­ческой информации приводит к тому, что заказчик стремит­ся переложить на психолога ответственность за возможное использование этой информации.

    Особенность работы практического психолога состоит в том, чтобы в ситуации принятия заказа на свою работу определить, с кем он имеет дело — с заказчиком или с клиен­том. Для решения этого вопроса психологу приходится вы­полнять одну очень важную роль, которую можно было бы обозначить как роль психолога — следователя. Суть ее со­стоит в том, чтобы с высокой степенью достоверности вос­произвести происхождение психологической информации, с которой он собирается работать. Для этого он должен об­ладать соответствующими профессиональными навыками, позволяющими определить происхождение психологической информации, среди этих навыков главный — это навык веде­ния интервью с клиентом или заказчиком. На его особенно­стях мы остановимся в следующих главах.

    Восстановление последовательности событий, порож­дающих психологическую информацию, предполагает вве­дение контекста и подтекста в текст, сообщаемый психоло­гу. Это структурирует ситуацию взаимодействия психолога и клиента и позволяет решить еще один важный вопрос -вопрос о пользователе психологической информации. Дру­гими словами, вопрос о том, кому и с какой целью может быть передана полученная информация.

    В отношении психологической информации о детях до 14 лет этот вопрос решается однозначно — психологическая информация сообщается людям, которые несут ответствен­ность за ребенка, то есть его родителям. Родители по своему усмотрению могут использовать эту информацию.

    В отношении взрослых людей вопрос о пользователе психологической информации решается так: взрослому че­ловеку сообщают содержание психологической информации и ее назначение, а также критерии оценки содержания пси­хологической информации с точки зрения заказчика на нее. Таким образом, клиент имеет возможность сопоставить свои данные с требованиями и может увидеть их соответст­вие или несоответствие.

    Сообщение психологической информации в любом слу­чае носит безоценочный характер, предполагает адекват­ный для клиента язык ее передачи, при этом соблюдается главный принцип работы практического психолога: «не навреди».

    Таким образом, социальный заказ на работу практиче­ского психолога отражает осознание в обществе ценности индивидуальности человека и отношение к ней как к соци­альной и психологической реальности. Своей практической работой психолог уточняет этот заказ и создает условия для осознания социального статуса своей профессии.

    Определение того, к кому относится этот термин, не является простой задачей. Трудности возникают из того, что так называют и тех, кто фактикуют в области психологии, и тех, кто ее применяют, и тех, кто ей обучается, и тех, кто ее исследуют. Формальное определение обычно дается так, чтобы ответить на некоторые частные практические и/или юридические вопросы. Например, многие правительственные органы, которые регулируют лицензирование психологов, требуют, чтобы индивид закончил поствузовское обучение (как минимум магистратуру, часто – аспирантуру) в признанном институте, прошел в течение одного или более лет супервизорскую интернату или практику и сдал письменный экзамен.

    Права и обязанности психолога и клиента

    Такого типа критерии чаще всего используются, когда психолог определяется как тот, кто считается выполняющим любые из профессиональных обязанностей, например, клинического психолога, психолога-консультанта, судебного психолога, школьного психолога и т.д. Однако при оценке того, может ли тот, кто преподает психологию и/или проводит исследования в этой области, называться психологом, эта проблема становится менее ясной. Например, стандартные характеристики психолога, которые обычно предлагаются, это тот, кто (а) имеет, по крайней мере, магистерскую степень или предпочтительнее кандидатскую (До, todckvio) и (б) исследуют психологические процессы. Требование в отношении степени вызывают проблемы. Как нам следует называть Эрика Эриксоиа великого аналитика и гуманитария, который никогда не получал университетскую степень или Герберта Саймона, Нобелевского лауреата в области экономики который является одним из ведущих теоретиков в когнитивной психологии, или Жана Пиаже, который переделал экспериментальную психологию несмотря на то что обучался биологии, или Уильяма Джемса, возможно самого великого из них всех, чьим первым курсом психологии был тот, который он преподавал? Другое требование – что психолог изучает психологические процессы — является столь же бесполезным, так как каждый новый шаг в развитии психологии подразумевает исследование тех процессов, которые раньше считались находящимися в ведении других областей. Этот словарь содержит сотни, если не тысячи, терминов, происходящих из социологии, антропологии, биологии, физиологии, медицины, философии, компьютерных наук, лингвистики, математики, химии и физики; ученые, исследовавшие эти процессы, часто не предполагали, что они проводили исследования в области психологии, но они делали это. Как мы должны их называть? В лексикографии этот термин употребляется в двух значениях. В первом случае юридически определено, кого следует называть психологом, согласно правительственно регулируемым стандартам, разработанным, чтобы защитить публику, гарантировать, что "психолог", предлагающий свои услуги, фактически имеет образование и квалификацию, которые от него требуются по закону. Во втором случае термин менее формален и относится к свободно сформированному сообществу ученых. Оно функционирует согласно имплицитным критериям, касающимся индивидуальных достижений. Здесь тот, кто преподает, пишет, читает лекции и/или проводит исследования те» явлений, которые попадают в рамки психологии, не только будет называться психологом, но, в конечном счете, определяет, что именно делают те, кто называются психологами (по вышеупомянутому набору критериев). Они обычно имеют докторскую (кандидатскую) степень, возможно по психологии, но это не является определяющим фактором для такого обозначения. Многие, кто претендует на это звание на основании последнего критерия, не соответствуют ему по вышеупомянутым критериям. Дополнительно об этих дефиниционных проблемах см. психотерапевт, психология, психиатр, психиатрия.

    Поделиться:

    Психолог

    Психологическая энциклопедия

    (psychologist) — специалист в области психологии, занимающийся научным изучением психики человека. и могут работать в университетах, на предприятиях, в школах или больницах. -клиницист (clinical psychologist) имеет специальную подготовку в области диагностики и лечения…

    Психолог

    Психологическая энциклопедия

    — специалист с психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать.

    Психолог

    Психологическая энциклопедия

    — 1. Ученый или специалист по психологии. 2. Знаток человеческой психологии, психики.

    Вам также может понравиться

    About the Author: admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *