Психическое отражение

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

Чувство — особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

Страсть — сильное, стойкое, длительное, доминирующее, всеохватывающее чувство, которое в решающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и приводит к сосредоточению на предмете С. всех ее устремлений и сил.

Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критическим изменением жизненно важных для субъекта обстоятельств при неспособности его найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас и т. д. Аффект может нарушать нормальное протекание психических процессов — восприятия, мышления, речи и др. Аффект фиксируются в сознании личности: следы пережитых аффектов могут актуализироваться при определенных условиях, усиливаться, проявляется эффект накопления аффекта с последующей их разрядкой, порой в более острых формах. Лица, склонные к аффекту, могут быть источниками возникновения паники.

Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств — тревоги, беспокойства и др. в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

Литература.

Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмо­ций. — М.: Наука,1981.

Максименко С. Д. Общая психология – М.: Рефл-бук, 1999.

Маклаков А. Г.

Психика как форма отражения. Специфические свойства психического отражения

Общая психология – СПб.: Питер, 2005.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы

Возникновение психического отражения

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

• возникновение и развитие психики в животном мире;

• возникновение и развитие человеческого сознания;

• развитие психики в онтогенезе человека, начиная от рождения и до конца его жизни.

Во всех трех аспектах исходным и определяющим является понимание развития не только как рост, но и как качественное изменение разных видов психической деятельности «как процесс, в котором усложнения и количественные изменения психических процессов переходят в качественные, коренные, существенные изменения, что ведет к скачкообразно выступающим качественным новообразованиям».

Возникновение психического отражения

Развитие психики в животном мире тесно связанос возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга.Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т.д. По мере ее усложнения и совершенствования (обособление от других тканей и органов, погружения под мышечную ткань, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление головного и спинного мозга, усложнение связи ЦНС с другими органами тела) шло развитие форм поведения и уровней их психической регуляции.

Развитие мозга — обязательное условие развития психики. Это, прежде всего, связано с изменением локализации функций и постепенным переходом их из стволовой части в кору. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое.

Психическое отражение. Особенности психического отражения

Наряду с ее развитием существенную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношений животного с окружающей средой и развитие органов чувств (появление термо, хемо, механо, фото и иных рецепторов).

Как известно, материя постепенно усложнялась и в своем развитии прошла две стадии:

I — неживая материя;

II — живая материя:

–растительный мир;

–животный мир;

–сознательная жизнь.

Вся материя, начиная от неживой и кончая самой высшей и сложной — человеческим мозгом, обладает отражением, т.е. способностью отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Ей присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе живой материи возникает психика, как качественно новая форма отражения.

Существовали различные точки зрения относительно того, как возникла психика.

· Среди них можно назвать теорию «панпсихизма», согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая.

· Теория «биопсихизма» приписывала психику всему живому, включая растения.

· Согласно теории «антропопсихизма» психика существует только у человека.

· Концепция «нейропсихизма» относила психику только к существам, обладающим нервной системой и т.д.

Во всех этих представлениях критерии психического были внешними по отношению к формам существования организма.

Другую группу теорий составляют те, которые исходят из внутренних, функциональных критериев. Выдвигаются такие критерии как способность к поисковому поведению, способность к«гибкому» приспособлению к среде, т.е. к индивидуальному обучению, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и пр.

Развитие психики в ходе эволюции психики животных и человека. (конспект из уч-ка А.В.Петровского)

Чтобы понять природу психики вообще или специфику психики человека, необходимо дать ответы на такие вопросы, как: когда и почему возникла психика? Или как развивалась и усложнялась психика?

Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу о ее объективном критерии – такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.

Поэтому если будут найдены такие свойства внешнего поведения животного, которые связаны с психикой, то можно будет сказать, где находится граница, разделяющая не психические и психические формы существования материи.

2 определения психики:

1. критерии психического были внешними по отношению к форме существования предмета. Психика приписывалась потому, что организм принадлежал к определенному классу. Наличие психики у этого класса доказывалось — аксиоматически (панпсихизм – живая и неживая природа; биопсихизм – живая природа; нейропсихизм – организмы, обладающие нервной системой).

2. исходят из внутренних, функциональных критериев. Не опускаются ниже животного мира. Но критерии и здесь приводят к разной локализации психического порога, например: способность к поисковому поведению, способность к “гибкому” приспособлению к среде, т.е. к индивидуальному обучению, способность к “проигрыванию” действия во внутреннем плане.

Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 1308;

Эмоции – это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему. Эмоциональные состояния психики – целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути. Чувства – это форма психического отражения действительности, выражающая отношение человека к окружающему миру. Настроение – эмоциональное состояние, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

Слайд 36 из презентации «Юридическая психология» к урокам психологии на тему «Отрасли психологии»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Юридическая психология.ppt» можно в zip-архиве размером 502 КБ.

Скачать презентацию

Отрасли психологии

краткое содержание других презентаций об отраслях психологии

«Инженерная психология» — Предмет инженерной психологии. Инженерная психология связана со смежными областями знаний. Эргономика. Официальное возникновение. Система объекта эргономики. Психофизиологические методы. Методы исследований. Этапы развития. Объект, предмет и задачи инженерной психологии. Инженерная (техническая) психология.

«Основы общей психологии» — Методология психологического знания. Общая психология. Сознание. Методы психологического исследования. Закон восприятия (ответ пропорционален логарифму степени воздействия). Вильгельм Вундт (1832-1920). Рецензенты. История развития психологического знания. Герман Эббингауз (1850-1909).

Формы отражения. Развитие форм отражения в живой природе. Особенности психического отражения

Предмет психологического знания.

«Предмет возрастной психологии» — Пути развития человека в период кризиса сорока лет. Нравственное становление личности старшеклассника. Ребёнок находится на сенсомоторном периоде развития интеллекта. Мышление. Критерии достижения взрослости. Одежда. Детство как предмет науки. Степени адаптации ребенка к обучению в школе. Социальная ситуация развития.

«Специальная психология» — Специальная психология. Во всем мире увеличивается количество детей и подростков. Тифлопсихология. Исследователи. Общетеоретические положения. Различные подходы к классификации и характеристике контингента. Группы аномальных детей. Отклонения в развитии очень различны. Задачи специальной психологии.

«Юридическая психология» — Психологические особенности осмотра места происшествия. Структура заключения судебно-психологической экспертизы. Психические (познавательные) процессы. Психология осмотра места происшествия. Индивидуально-психологические особенности личности. Социальная перцепция в преступном поведении. Физиологический механизм ощущения и его основные закономерности.

«Экзистенциальная психология» — Чувство вины. Мартин Хайдеггер. Экзистенциальная психология. Жан-Поль Сартр. Ролло Мэй. Серен Кьеркегор. Основное определение. Регулярные образовательные проекты. Понимание времени. Эдмунд Гуссерль. Истоки. Экзистенциальная психотерапия. Декламация экзистенциалистов. Экзистенциальный анализ. Экзистенция.

Всего в теме «Отрасли психологии» 10 презентаций



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

II. Понятие психики. Основы функции психики. Особенности психического отражения.

Психология как наука

I. Определение психологии как науки

Психология – это наука о психических процессах, психических состояниях и психических свойствах индивида. Она изучает закономерности развития и функционирования психической деятельности человека.

II. Понятие психики. Основы функции психики. Особенности психического отражения.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности

1) психика — это свойство только живой материи; 2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир.

2. Психическое отражение – это: 1) активное отражение мира; 2) при психическом отражениипоступающая информация подвергается специфической обработке, и на ее основе создается психический, т. е. субъективный по своей природе и идеалистический (нематериальный) по своей сути образ, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира; 3) это всегда субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психика – это субъективный образ объективного мира.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это «субъективный образ объективного мира».

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение – полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение – это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

· оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

· сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

· психическое отражение углубляется и совершенствуется;

· обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

· преломляется через индивидуальность человека;

· носит опережающий характер.

Важнейшей функцией психики является регуляция поведения и деятельности,благодаря чему человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность его преобразования в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом.

III. Свойства психики (психического отражения).

1.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Активность.Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно связано с поиском и выбором адекватных условиям способов действий, это активный процесс.

2. Субъективность.Другой особенностью психического отражения является его субъективность: оно опосредовано прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается прежде всего в том, что видим мы один мир, но предстает он для каждого из нас по-разному.

3. Объективность. В то же время психическое отражение дает возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности, и здесь необходимо отметить еще одно свойство психического – его объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается.

4. Динамичность. Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям. Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию.

5. Непрерывность. Психическое отражение – процесс непрерывный.

6. Опережающий характер. Еще одной важной особенностью психического отражения является его опережающий характер, оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определенным временно-пространственным опережением в отношении будущего.

IV. Структура психики человека (формы психического отражения).

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

1. Психические процессы –динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции.

1) Познавательные психические процессы: ощущение и восприятие, представление и память, мышление и воображение;

2) Эмоциональныепсихические процессы: активные и пассивные переживания;

3) Волевыепсихические процессы: решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

2. Психическое состояние –относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,

2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).

3) творческое состояние личности, которое называют вдохновением.

3. Психические свойства человека – устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

V. Психика и особенности строения мозга.

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпиреях.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: «Мысль изреченная есть ложь») и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искусства» (Бальзак).

Сознание – высший уровень психического отражения

Единство высших психических функций образует то, что человека отличает от животных: сознание – высший уровень отражения объективной реальности и высший уровень саморегуляции.

Сознание – высший уровень психического отражения действительности, который присущ человеку как общественно – историческому существу. Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом. Предпосылкой возникновения сознания выступает мозг, который сам является продуктом труда и общественной деятельности человека. Ведущими факторами возникновения сознания были: труд и язык. Трудовая деятельность: 1)основана на употреблении и изготовлении орудий труда, их сохранении для последующего использования; 2) осуществляется в условиях совместной коллективной деятельности, носит общественный характер; 3) направлена на общую цель и существенно отличается от любых действий животных, т.к. определяет продуктивный характер и способ трудовых действий; 4) направлена на преобразование внешнего мира. Благодаря сознанию человек занимает особое положение в природе.

Как обнаружить сознание? Эмпирически оно выступает как непрерывный поток состояний, совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте».

Выделяют следующие свойства сознания: активность (проявляется в том, что психическое отражение объективного мира носит не пассивный характер); интенциональность – направленность на предмет (сознание всегда – сознание чего-либо, без предмета оно не существует); способность к рефлексии (самопознанию); сознание имеет мотивационно – ценностный характер (почему я так поступаю, каковы у меня ценности?).

Сознание может иметь различную степень ясности. Сознание увеличивается или уменьшается, отчасти утрачивается во сне, полностью утрачивается при обмороке.

Сознание любого индивида уникально. В сознании выделяют: центральную область – фокус сознания и периферию. Движение сознания и его непрерывное изменение отражаются в понятии потока сознания. Его содержание определяется следующим законом: актуально сознаваемым является лишь то содержание, которое выступает перед субъектом как предмет, на который направлено то, или иное действие.

Выделяют следующие виды сознания: политическое сознание, религиозное, обыденное, научное, экстравертированное (поверхностное, оно меняется в течение дня).

Самосознание

Высшим уровнем развития сознания является самосознание. Оно является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием. Представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Выделяют следующие функции самосознания: познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни. Критериями самосознания выступают: выделение себя из среды, осознание своей активности, управление собой, осознание себя через другого, моральная оценка себя, рефлексия. Предпосылка возникновения самосознания – внутриутробное развитие ребенка (тактильная чувствительность). Выделяют следующие факторы психического развития: биологический, социальный, собственную активность человека. Самосознание – не изначальная данность, а продукт развития. После рождения ребенок начинает разделять, где – он, а где – окружающий мир (осознание тождественности). До года мать и ребенок составляют одно целое. После года ребенок начинает разделять себя и мать. В три года рождается «Я» ребенка. В семь лет рождается социальное «Я» ребенка. Окончательно самосознание формируется в подростковом возрасте – этот период не случайно называют вторым рождением личности. Но переосмысление жизни происходит всю жизнь, по мере накопления опыта.

Компоненты самосознания:

· сознание тождественности, зачатки которого возникают в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.

· сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности; оно появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фраза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…».

· сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.

· социально – нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе не всегда адекватно. Это находит выражение в самооценке индивида. Он оценивает себя двумя путями: путем сопоставления уровня своих притязаний с объективным результатом своей деятельности, путем сравнения себя с другими людьми. Как формируется самооценка? Во-первых, в сопоставлении образа реального «Я» и идеального «Я». Во-вторых, путем интериоризаци (человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие). В-третьих, через призму своей идентичности (он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо). Совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой, называется «Я – концепцией». Для нормального развития необходима позитивная «Я – концепция», постоянное положительное подкрепление. «Я – концепция» играет троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Однако, область психического шире области осознанного. Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание (надсознание). Сознание есть знание, которое может быть как-то передано другим, это возможность в речи или другим способом передать свое знание Другому. Два других уровня связаны с понятием неосознаваемых психических процессов.

Контрольные вопросы по теме:

1. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?

2. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека?

3. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом?

4. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека?

5. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему?

6. Как соотносятся психика и сознание?

7. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе и онтогенезе.

Литература:

1. Бернс Р. Развитие «Я- концепции». М., 1986.

2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Пед. общество России, 2001.

3. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник. 2-е изд., стереотип. М.: «Академия», 2002.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977

5. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1983.

6. Основы психологии / Под ред. Столяренко Л.Д. Изд. 4-е, перераб. и доп. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

7. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб.

Тема 1.2. Психика человека.

пос. для студентов пединститутов /Сост. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.,1989.

9. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.



№25 Отражение как  категория психологии.

Теория  отражения является единой методологической основой отечественной психологии. В отечественной психологии психические  явления рассматриваются как  различные формы субъективного  отражения объективной действительности.

Особенности процесса отражения

1. Отражение  субъективно и должно рассматриваться  в связи с познающим субъектом. Психические процессы, в которых  осуществляется процесс отражения,  существуют не сами по себе, изолировано и независимо от  субъекта, а напрямую зависят от свойств познающего.

2. Отражение  не статично. Образ трансформируется и существует только в процессе отражения, в котором психические процессы развертываются в направлении от нерасчлененного отражения действительности к структурированному целостному ее отражению.

3. Психические  процессы не изолированы друг  от друга, их разделение в  целостном акте отражения обусловлено  трудностями исследования. Психика  едина и целостна, только несовершенство  познающего субъекта заставляет  выделять в ней такие абстракции, как «мышление», «память», «внимание» и т.д.

 Отражение  имеет системную природу, должно  рассматриваться в разных аспектах:

  1. С точки зрения форм отражения отражение может быть моно- и полимодально, чувственно и рационально, конкретно и абстрактно и т.д.

2. С  точки зрения возможных механизмов, реализующих отражение  – психологических и нейрофизиологических, переработки информации, формирования картины мира и др.;

  1. С точки зрения возможных результатов отражения – сенсорно-перцептивный образ, образ воображения, мнемический образ, понятие, знак, символ и пр.
  2. С точки зрения функций отражения в деятельности и общении, поведении – уровень произвольности регуляции, ее эмоциональные и волевые характеристики и пр.

Б.Ф. Ломов  выделял три уровня психического отражения:

1.сенсорно-перцептивный (ощущения, восприятия): осуществляются при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом, предполагают воздействие стимулов на органы чувств, протекают в реальном времени. Их функция — регуляция выполняемого действия, его соответствие текущей ситуации.

2. "представленческий" (воображение, эйдетическая память, образное мышление): движение вторичных  образов, в отсутствие непосредственного  воздействия внешних предметов  на органы чувств. Эти образы  являются обобщенными, они трансформироваться и интегрируются. Функция процессов представления — формирование эталонов, планирование действий, их контроль и коррекцию.

3. речемыслительный (понятийное мышление, вербальная  память). Процессы речемыслительного  уровня нужны для отражения существенных связей и отношений объективной действительности. Они являются социально опосредствованными, благодаря им субъект выходит за пределы наличной ситуации поведения, что дает возможность планировать деятельность и регулировать жизненный путь личности.

Все эти  уровни психического отражения взаимосвязаны  и переходят друг в друга. В  реальной жизнедеятельности человека они осуществляются одновременно, в  зависимости от цели деятельности и  характера решаемых задач тот  или иной уровень оказывается ведущим.

Б.Ф. Ломов  на основе экспериментальных исследований дал развернутую характеристику процесса психического отражения.

  1. Процесс психического отражения проходит ряд стадий, или фаз, обеспечивающих все более полный и адекватный образ действительности.
  2. Процесс отражения реализуется во временном единстве прошлого, настоящего и будущего.
  3. Он обладает свойствами неаддитивности (несводимости целого к сумме частей), гетерогенности (разнородности) и недизъюнктивности (неделимости), а его результат – мультипликативностью (многообразности).
  4. Детерминация психического процесса носит множественный характер и меняется в ходе самого отражения.
  5. Конкретный результат психического отражения (образ, понятие и т.п.) становится предпосылкой его дальнейшего протекания.
  6. Каждый отдельно выделяемый в исследовании психический процесс представляет собой момент движения психики в целом.

Именно этой категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики: психические явления рассматриваются как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности.

Отражение — это простейшая форма копирования кого-либо как способ общения с ним. В человеческом поведении обычно наблюдают виды отражения: перенимание позыжестикулирование и выделение тоном голоса.

Такое копирование  или мимика включает в себя: жестикулирование, перемещения, язык тела, напряжение мускулов, выражениелицатон речи, движение глаз, дыханиеритмикаакцент(речи), отношение (психологическое), подбор слов, метафоры — всё доступное при общении.

Отражение происходит само собой во время разговора. Так, слушатели обычно улыбаются или хмурятся, когда с ними говорят. В спортивной аналогии это как если один человек бросает другому, а тот парирует в ответ.

№26 Психика как категория психологии.

ПСИХИКА (англ. — mind, psyche, нем. — Geist, Psyche) — основная категория и предмет психологии; совокупность психических процессов и явлений; психическое отражение действительности и преломление отражённого в поведении и деятельности. Психика человека представляют собой единство сознания, личности и деятельности; характеризуется активностью, целостностью, соотнесённостью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д. Психика — это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Психика является основной, базовой, исторически самой  ранней составляющей менталитета. Психику  следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его  способность к различным рефлексам, точнее, проявление им реакционных  способностей на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

Психика находится  во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается  по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики —сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психологиянейрофизиологияпсихиатрия.

№27 сознание как категория психологии

Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека.

Как теоретический термин сознание — высший уровень развития психики и саморе

гуляции, присущий только человеку. Признаки сознания, отличающие сознание от психики животных, таковы:

— сознание — система знаний о мире в понятиях (выражает внутренние, глубинные связи явлений, их причины и сущность);

— сознание связано с языком и речью, в них и проявляется;

— сознание носит общественный характер. Только жизнь в обществе рождает сознание;

— оно позволяет отделять субъекта от объекта (человека — от природы);

— сознание предполагает наличие у субъекта способности к целенаправленной деятельности;

— сознание связано с переживаниями, с чувственным отношением к миру.

Все эти свойства позволяют человеку более свободно регулировать свое поведение (понимать окружающий мир и себя, передавать следующим поколениям не только индивидуальный опыт, но и опыт прошлых поколений, общественный опыт).

Источником сознания является внешний мир, оно активно и направлено на предметный мир и самого себя, связано с внутренними условиями

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать  обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и  понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:  

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

№28 Деятельность как категория психологии.

Деятельность — это внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью.

Эмоции – это форма психического отражения окружающего мира

Внешняя деятельность-это предметная, материальная деятельность, а внутренняя — это деятельность памяти, мышления и т.п.

Рассматривая деятельность как предмет исследования, А.Н. Леонтьев выделял ее структуру, которая включает:

1. Предметное содержание:

а) потребность- нужда, состояние напряженности, которая побуждает к поисковой деятельности, в процессе которой находится (фиксируется) предмет потребности;

б) мотив — побудитель деятельности. С появлением мотива резко меняется все поведение, оно становится направленным;

в) цель — то, на что направлена деятельность. Цель всегда осознается личностью до начала самой деятельности (антиципация);

г) условия — внешние (материальные, предметные) и внутренние (уровень развития познавательных процессов), от которых зависят результат и качество деятельности.

Категория деятельности характеризует психику человека со стороны его повседневного бытия. Деятельность не аддитивна относительно своих составляющих, т. е. не является их простой суммой. Она имеет системное строение: внутренние взаимосвязи, иерархию, динамику. Деятельность — высшая, сознательно регулируемая (активная) форма взаимодействия с окружающей средой (социальной и материальной), в процессе которого человек творчески преобразует мир, а также познает свое место в этом мире. Творческий характер деятельности состоит в том, что: 
— в ней продуктивное (созидательное) начало преобладает над потребительским (человек нацелен на созидание, а не только на потребление); 
— она непрерывно расширяет пределы возможностей человека, преодолевая его природные ограничения (физические, интеллектуальные).

В деятельности различают: 
— субъект деятельности — человек, ее осуществляющий; 
— объект деятельности — фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта (например, на учебный процесс в вузе); 
— предмет деятельности — то, чего деятельность непосредственно касается (например, в учебной деятельности это знания, умения и навыки).

Страницы:12следующая →

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *