Расист

Содержание

На главную книги, на страницу текущей главы

Источник

СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

СЕКТОР АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ИНФОРМАТИКИ

ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ СО РАН

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЭТНОГРАФИИ. Токарев С. А. Новосибирск 2003
http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/index.html?id=1550

ГЛАВА 6 
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В ЭТНОГРАФИИ. РАСИЗМ

http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/TOKAR/?html=ch6tok.htm&id=1550

Биологизм в этнографии

Наряду с диффузионизмом было еще одно направление, сторонники которого пытались увести этнографию от историчекого рассмотрения явлений. На место исторических факторов развития они ставили саму биологическую природу человека.
Такая неправомерная подстановка "биологического" на место "исторического" ("социального") прослеживается в той или иной мере у многих авторов, принадлежащих к весьма различным идейным течениям. Мы видели элементы биологизма у эволюциониста Спенсера (гл. 2), у диффузиониста Фробениуса (гл. 5); в дальнейшем увидим крен в сторону биологизма у Фрейда и его школы (гл. 7), у функционалиста Малиновского (гл. 9). Но в своем самом "чистом", беспримесном виде биологическая точка зрения проявлялась в идейном течении, которое, доведя до крайности, до абсурда этот биологизм и заключив открытый союз с самой реакционной шовинистической и колониалистской политикой, поставило себя тем самым вне науки. Это расизм. Нам необходимо кратко ознакомиться и этим лженаучным направлением в этнографии.

Ранние проявления расизма
Под расизмом понимается обычно теория, согласно которой человеческие расы неравноценны в смысле способности к умственному и нравственному развитию. Расизм утверждает, что есть высшие и низшие расы и что именно расовые различия являются факторами, определяющими ход исторического развития нарожов, особенности их культуры и уровень ее развития.
Когда-то эта теория представляла собой наивную попытку понять и объяснить различия в культурном облике народов. В таком виде расистская точка зрения выражена, например, в чрезвычайно путаном сочинении Христофа Мейнерса (1786) 1. Позже, в XIX в., расизм выступает уже как откровенно реакционная и эксплуататорская идеология, употребляемая для оправдания рабства и всякого вообще социального гнета.
Так, в США в годы борьбы аболиционистов за уничтожение рабства негров некоторые антропологи (Мортон, Нетт, Глиддон) пытались "научно" подкрепить позиции рабовладельцев, доказывали необходимость и справедливость сохранения рабства негров на том основании, что негры-де — низшая раса, не способная жить без посторонней опеки. Почти одновременно (в 1850-х годах) в Европе на почве обострения классовой борьбы и шатания буржуазного строя проявилась та же тенденция теоретического подкрепления позиций господствующего класса при помощи расистской теории. В 1853 г. Жозеф Артюр Гобино, французский аристократ, дипломат и публицист, издал свою ставшую печально знаменитой книгу "Опыт о неравенстве человеческих рас" — своего рода евангелие расистов.

Гобино
В этом обширном сочинении Гобино пытается на материале истории всех времен и народов доказать, что главной и основной причиной различий в исторических судьбах разных стран были расовые различия между людьми и что именно расовый (или "этнический", как Гобино весьма неправильно иногда выражался) фактор всегда был и остается важнейшей движущей силой культурного прогресса Не условия географической среды, не общественные учреждения, не нравственные понятия, а именно и только расовые качества людей влияют на развитие культуры определяют задержку развития и упадок.
Гобино — последовательный сторонник полигенизма отрицающего единство человеческого рода (он пытался даже как-то согласовать при помощи сложных вывертов полигенизм с церковно-христианским учением о единстве происхождения всех народов от прародительской пары) 2. Человеческие расы различаются между собой, по мнению Гобино, не только по "красоте" и разным физическим признакам, но и по психологическим качествам и по различной степени способности к развитию и даже к усвоению культуры. Мало того, культура (цивилизация), созданная одной расой, даже и не может проникнуть в среду людей другой расы. Народы дикие в настоящее время были такими всегда и впредь такими останутся 3.
Низшей расой Гобино считал "черную" ("меланическую"), несколько более развитой — "желтую", а высшей и единственно способной к прогрессу — "белую" расу, в особенности ее элиту — "арийскую" расу 4. Свой важнейший тезис Гобино старался обосновать путем обстоятельного обзора истории всех тех десяти (по его счету) цивилизаций, которые известны в человеческой истории (индийская, египетская, ассирийская, греческая, китайская, римская, германская, аллеганская, мексиканская и перуанская, перечисляемые именно в этом по)рядке). Все они, по убеждению Гобино, созданы белой расой, притом высшей ее разновидностью — арийцами5.
При помощи каких "научных" фокусов Гобино "доказывает" это свое более чем странное утверждение — это уж не стоит и излагать. Достаточно сказать для примера, что он приписывает создание египетской цивилизации какой-то арийской колонии на Среднем Ниле, подкрепляя это заявлением о родстве египетского языка с санскритским (!) 6. Китайская цивилизация была создана "ветвью белых людей", которых на то уполномочило "провидение"; они прибыли-де некогда из Индии, поселились в Хунани и там смешались с местным населением 7. Даже в создании доколумбовых цивилизаций Америки дело не обошлось ‘без каких-то "белых элементов", хотя откуда они там взялись, Гобино и сам толком не знает, ‘подозревая в этом скандинавов Исландии и Гренландии Х в. — ведь без них культура все равно же не могла развиться 8!
Из арийцев же на первое место Гобино ставил германцев — цвет человечества, вдохновителей всякой высшей культуры. Они создали настоящую славу Рима (ибо не античный Рим, а средневековый, "германский" Рим стал подлинным культурным центром) 9 и образовали ряд государств в новой Европе, в том числе Русь, ибо "без них (германцев-норманнов) Россия не существовала бы" 10.
Но создавая повсюду цивилизацию, белая раса, в том числе арийцы, постепенно смешивалась с другими расами, теряла свою чистоту, а потому и свою первоначальную энергию. Это вело и ведет постепенно к общему застою, унылому однообразию. А впереди еще более мрачная перспектива. В будущем Гобино рисует себе такую малоутешительную картину: "Нации — нет, стада человеческие, погруженные в угрюмую дремоту, будут жить, оцепенелые в своем ничтожестве, как буйволы, жующие свою жвачку на стоячих лужах Понтийских болот" 11.
Исчезновение "арийской расы", смешение ее с низшими расами неминуемо повлечет за собой своего рода тепловую смерть человечества. Но и это состояние не будет еще концом, дальше будет хуже. По мнению Гобино, численность населения Земли непрерывно сокращается, прежнего многолюдства нет нигде. И кончится дело неизбежно тем, что род человеческий, дошедший до полного животного отупения, попросту вымрет, "и земной шар, онемевший, будет уже без нас продолжать описывать свои бесстрастные круги в пространстве…" 12.
Таково вкратце содержание этого "евангелия" расизма — книги, написанной блестящим языком, но поразительной по своему полнейшему игнорированию элементарных исторических фактов. Своеобразная эрудиция сочетается здесь с круглым невежеством, публицистический накал — автора с воспаленной ‘бредовой фантазией 
Если расистская историческая концепция Артюра Гобино представляла собой в сущности реакционно-романтическую фантазию, не имевшую никакой солидной актической основы, то продолжатели и последователи эбино постарались запастись именно такой основой. этой основой послужила им не более и не менее как юлогическая теория эволюции, дарвиновская теория тественного отбора как фактора развития видов.

Социальный дарвинизм 
Использование дарвинизма реаккционными антропологами и социологами-расистами — любопытный пример того, как оровая научная идея, примененная без серьезного эретическогю обоснования в некоей новой области, получает искаженный вид и приносит прямой вред.
Мы уже видели выше, что позитивист Спенсер, слишком прямолинейно понимавший идею эволюции, изобразил в карикатурно-клеветническом виде особенности внеевропейских народов, которые будто бы по самой сврей природе уступают и в физическом, и в моральном отношении европейцам. Некоторые видные немецкие антропологи и биологи-эволюционисты — Геккель, Фохт, Бюхнер и др. — также считали расовые типы европейских народов низшими. Отсюда ведет свое начало целое течение в антропо-ической науке (отразившееся и на этнографических дставлениях), которое получило впоследствии название "социального дарвинизма", или "политической антропологии", или "антропосоциологии". Наиболее известными деятелями этого реакционного направления считаются: в Германии-Отто Аммон, Людвиг Вольтман; в Англии-Хаустон Чемберлен; во Франции — Ваше де Ляпуж.

Отто Аммон и Ваше де Ляпуж

Отто Аммон и Жорж Ваше де Ляпуж первыми выдвинули предложение (и попытались подкрепить его цифрами) о зависимости психических качеств и вообще характера людей,, а также и их социального положения от величины головного указателя. Чем ниже головной указатель, т. е. чем "длинноголовое" человек, тем он, как правило, одареннее, энергичнее, жизнеспособнее, а потому и социальное положение его выше. Аммон сделал такой вывод, обследовав 30 тыс. новобранцев в Бадене, Ляпуж — измерив 20 тыс. французов.
Оба автора обобщили свой материал таким образом, что получилась прямая корреляция — по их мнению — между антропометрическими данными (головной индекс) и социальным положением человека. По Аммону, брахикефалы — это потомки древнего местного населения Европы, занимающие ныне в целом более низкое общественное положение, в большинстве своем крестьяне; долихокефалы — это потомки германских завоевателей; последние селились в городах; туда же тянулись позже более активные (длинноголовые) элементы из деревни. Господствующие группы замыкались в привилегированные сословия, и сословный строй становился орудием естественного отбора. Обратного потока из города в деревню никогда не было, не было и фактов социального понижения людей высшего сословия; но вследствие феодальных войн и из-за слабого прироста населения среди длинноголовой элиты относительное количество короткоголовых в стране все возрастает 13.
По Ляпужу, головной указатель тоже служит и показателем, и фактором, определяющим социальное положение людей. Головной указатель у горожан в среднем ниже, чем у крестьян; в равнинных местностях ниже, чем в горных; среди богатых ниже, чем среди бедных. Иными словами, длинноголовость — признак и даже причина более высокого социального, материального и культурного положения. "Длинноголовые" люди принадлежат к "европейской" расе (Homo europaeus, иначе — к "арийской"), а "короткоголовые" — к "альпийской" (Homo alpinus); последняя имеет к тому же менее выгодные психические свойства 14.
В отличие от Гобино (и отчасти от Аммона) Ляпуж объяснял господствующее положение людей "европейской" ("арийской") белокурой и длинноголовой расы не древними завоеваниями, а "социальным отбором", который действует всегда в пользу более одаренных, энергичных, сильных, отбрасывая назад менее приспобленных. Бедные классы в современных государствах это не потомки покоренного местного населения, а люди с наследственными неполноценными физическими и психическими свойствами (связанными, как правило, с брахикефалией); неполноценные личности из высших классов беднеют, опускаются и смешиваются с массой неимущего люда. Наоборот, более энергичные личности из бедноты могут пробиться в верхи. Иначе говоря, главный фактор истории Ляпуж и Аммон видели в отборе, называя его то естественным, то социальным.
Если расистская концепция Гобино представляла собой грустно-романтическое воздыхание о безвозвратно ушедших героических временах господства "арийской" расы, то расистская концепция антропосоциологов была проникнута более бодрым духом прогресса. Только какого прогресса? Они верили в улучшение человеческой породы через естественный (или социальный) отбор, через выталкивание "неприспособленных", а "неприспособленными" оказывались все малоимущие слои населения.
У Гобино элита человечества — это благородное дворянство старого времени, потомки белокурых и длинных германских завоевателей, но, к сожалению, все более и более вырождающиеся; у антропосоциологов элита — это преуспевающие богачи, современная буржуазия, зажиточная и образованная верхушка кого общества. Но у всех расистов, прежних и новых налицо одинаково пренебрежительный и высокомерный взгляд на обездоленные слои европейского населения, а еще более — на "цветное" население внеевропейских стран. У всех расистов — последовательная и убежденная защита и оправдание социального и национально-колониального угнетения.

Людвиг Вольтман
Наиболее последовательная концепция "политической антропологии" изложена у немецкого антрополога Людвига Вольтмана. В этом сочинении красной нитью проходит мысль о зависимости социально-политического строя и культуры людей от их биологических особенностей, точнее — от расовых различий.
"Биологическая история человеческих рас есть истинная и основная история государств". Автор поставил себе задачей "обосновать, каким образом политические правовые учреждения и правовые представления выросли из биологического процесса рас"15.
Вольтман исходит из биологической доктрины Дарвина о всеобщей борьбе за существование и распространяет ее на историю людей. В человеческом обществе действует тот же закон выживания ‘более приспособленных, как и во всем органическом мире. У отсталых народов, полагает Вольтман, как у обезьян, нет сочувствия’к слабым, больным, им не помогают, а бросают их на произвол судьбы, и это есть "гигиенический отбор".
Как заправский расист, Вольтман убежден в духовном превосходстве европеоидной ("кавказской") расы над остальными. Из "кавказской" же расы он отдает всяческое предпочтение североевропейской ("германской") ее разновидности. Подобно Гобино, он считает гибельным смешение этой расы с другими, менее полноценными. По его мнению, вполне законен и полезен для человечества институт рабства, ибо рабство содействовало выработке "понятия социального труда", аристократия же была .необходима для выработки "понятия о социальной свободе".
Господствующие сословия развивались из благородных родов, из групп завоевателей, из родовой знати. Позже на смену сословиям приходят экономические классы. Капитализм, по мнению Вольтмана, есть наилучшая из всех существующих социальных форм в смысле способствования социальному отбору, но и он ограничен и со временем, думает Вольтман, будет заменен другим, более целесообразным (уж не корпоративным ли фашистским?-С. Т.) строем.
Что касается неевропейских рас, то к ним Вольтман относится с полным пренебрежением, не считая их способными к культуре. "Вообще, — пишет он, — стремление сделать негров и индейцев способными к настоящей цивилизации не имеет шансов на успех"16. Вольт-ман убежден даже, что даровитость расы обратно пропорциональна ее пигментации: чем светлее кожа, тем даровитее народ. Вершину же человечества составляет, конечно, одареннейшая германская раса, именно она создала всю европейскую цивилизацию. Впрочем, никаких фактов Вольтман, естественно, не приводит. Этот автор доходит до утверждения, под которым охотно подписался бы и Гитлер: "Германская раса призвана охватить земной шар своим господством, -использовать сокровища природы и рабочей силы и включать пассивные расы как служебный член своего культурного развития" 17.
В целом, несмотря на наукообразную форму, несмотря на размещенные там и сям цифровые таблицы, придающие книге видимость объективности, в трудах Ляпужа, Вольтмана и других "антропосоциологов" и "политических антропологов" налицо тот же самый расистский бред, что и у Гобино, только без его романтики и без пессимистической концовки. В смысле же общественно-политической направленности нетрудно заметить, что концепция Гобино представляла собой попытку идейно оправдать господство европейцев над внеевропейскими народами, а концепция антропосоциологов, наряду с этим, — также и господство правящих классов над народными массами в европейских странах.

Начало расизма в Германии 
Неудивительно, что прямые политические выводы из расистских концепций были сделаны именно в Германии. Подобные концепции очень пришлись ко двору самым агрессивным, империалистическим кругам этой страны — милитаристам и колониалистам.
Как известно, с 80-х годов XIX в. в Германии усилилось движение за участие в империалистическом дележе мира. Германия спешно строит военный флот, пытаясь догнать и обогнать "владычицу морей" — Англию; Германия захватывает колонии в Африке и Океании. Лозунг "Deutschland uber Alles" все шире распространяется среди разных слоев населения Германии, вплоть до мелкой буржуазии и части рабочих. Естественно, что шовинистические и империалистические круги с радостью ухватились за расистскую теорию, которая так "научно" оправдывала их агрессивные устремления. Немцы — носители благородного "северного" ("арийского") расового типа, который самой природой предназначен господствовать.
Самое любопытное, что это идейное оружие было дано немецким шовинистам иностранцами. Книга француза Гобнно, переведенная на немецкий язык, стала очень популярна в Германии; француз Ляпуж в своих работах тоже подтверждал превосходство "гения белокурой расы". И уже совсем курьезное явление-литературно-общественная деятельность Хаустопа Чемберлена. О ней надо сказать несколько слов.

Хаустон Чемберлен
Этот аристократ-англичанин, сын британского адмирала, сделался неожиданно убежденным германофилом. Страстный поклонник музыки Вагнера, он женился на дочери композитора, поселился в вагнерианском центре — Байрейте и совершенно онемечился. В 1899 г.

Значение слова «арийцы»

он издал большое двухтомное сочинение "Основы XIX столетия", где провозгласил идеал "германизма" как воплощение всего лучшего, что создала европейская культура18. Немцев он считал лучшими представителями благородного "западноарийского" расового типа; резко выступал против евреев, считая их чуждым европейской культуре элементом19. В годы первой мировой войны Чемберлен держал сторону Германии против своей родины. В том же году вышла в свет его книга о "Немецкой сущности" 20. Литературная деятельность Хаустона Чемберлена — идейная подготовка гитлеровского нацизма.
В годы гитлеровской диктатуры расизм в Германии сделался официальной и единственно разрешенной в антропологии и этнографии доктриной. Антропология и этнография вместе были сведены к единой "науке" — "расоведению" (Rassenkunde). Все ученые, не согласные с расистской точкой зрения, отстранялись от работы, подвергались преследованиям, многие эмигрировали. Из "официальных" антропологов-расистов наиболее выдвинулся Ганс Гюнтер, который в своих многочисленных книгах доказывал превосходство "нордической" высокорослой белокурой и длинноголовой расы над всеми другими. Несмотря на наукообразную видимость, книги эти представляют собой самую дикую расистскую фантазию 21.

Научная несостоятельность расизма
Научную несостоятельность расистской концепции давно видели все бoлee добросовестные ученые — и антропологи-натуралисты и историки-этнографы. Расистские бредни едко высмеивал Н. Г. Чернышевский. Миклухо-Маклай своими многолетними исследованиями в Океании и Юго-Восточной Азии опроверг многие обывательские мнения о какой-то расовой неполноценности темнокожего населения. Видные антропологи в России и зарубежных странах — Богданов, Нидерле, Анучин, Боас, Лушан и др. — решительно отвергали расистские тезисы.
С точки зрения современной антропологической методики приемы работы антропологов-расистов крайне примитивны. Те соматические признаки, которым расисты придают такое большое значение, особенно головной указатель, оказываются на поверку, во-первых, очень изменчивыми, а во-вторых, они не стоят ни в каком соотношении с социальными явлениями, классовыми отношениями, психическими свойствами людей. "Психотехнические" опыты, которыми расисты пытались не раз подкрепить свои тезисы о неодинаковой умственной одаренности людей разных ,рас, ставились -обычно совершенно неправильно, тенденциозно, с заранее подготовленными выводами 22.
Что касается неодинакового уровня культурного развития народов разных стран и разных частей света, то такая неодинаковость, конечно, существует, но она зависит не от расовых особенностей населения, а от меняющихся исторических условий. Например, культурная отсталость народов Африки сравнительно с современными народами Европы создалась в сущности лишь за последние 3-4 века и была следствием, с одной стороны, массового вывоза рабов из Африки, а сг другой, — ускоренного развития капитализма в Европе; в раннее средневековье Африка в целом вовсе не-была отсталой по сравнению с Европой.
Народы монголоидной расы, особенно китайцы, задолго до европейцев достигли высокого уровня культуры; отсталость Китая от Европы — это дело последних 3-5 веков и объясняется политическими причинами. Принадлежащие к той же расе японцы в течение-нескольких десятилетий догнали и обогнали самых передовых жителей Запада. Великие цивилизации Древнего Востока — египетская, шумеро-вавилонская и др. — ‘были созданы людьми отнюдь не "северной", а средиземноморской и балкано-кавказской рас в ту эпоху, когда люди "благородной" белокурой северной расы были еще настоящими дикарями. Таких примеров-можно привести множество 23.
Хотя упрощенные и по большей части грубо тенденциозные выводы расистов оказались ошибочными, собранный ими фактический материал (Аммон, Ляпуж,, Вольтман) возбуждал научный интерес. Сама же критика расистских концепций настоящими учеными — антропологами, этнографами, историками — привела к" положительным результатам, позволила уточнить наши представления об исторических связях: раса — язык,. раса — культура, раса — этнос 23.

Сноски к главе 6.
1 См.: Meiners С. Grundrifi der Geschichte der Menschheit. Hannover. -1785, S. 17, 35. 37, 43-44, 64, 67, 75 и др.
2 См.: Gobineau Ie Conte de. Essai sur 1’inegalite des races hurnai-nes. 2-meidition, t. 1-2. Paris, 1884, t. 1, pp. 137-144.
3 См. Ibid., p. 179.
4 См. Ibid., pp. 214-220.
5 См. Ibid., pp. 220-223.
6 См. Ibid., pp. 304-305, 308-310, 349. , 
7 См. Gobineau le Conte de. Essai sur linnegalite des races nu-maines, t. 2, pp. 466-468, 477, 491-493.
8 См.: Gobineau Ie Conte de. Essai sur 1’inegalite des races hum-"^es, t. 2, pp. 517-523.
9 См.: Ibid., pp. 298-300, 408-447.
10 Ibid., p. 451.
11 Ibid., p. 561.
12 Gobinean Ie Conte de. Essai sur 1’inegalite des races humnines, t. 1, pp. 137-144.
13 См.: Ammon О. Die naturliche Auslese beim Menschen. Jena, 1893, S. 313-315.
14 См.: Vacheude Laponge. Race et milieu social. Paris, 1909, pp. 177-179, 183, 186,187-188. В несколько ироническом стиле Пенниман так резюмировал взгляды Ляпужа на состав населения Европы. Оно делится на три группы: "Самая лучшая-нордический длиноголовый протестант, который смел, белокур и стремителен, любит ь за себя. Менее хорош альпийский короткоголовый католик, смуглый и спокойный, он любит сидеть на своей земле и подчиняться правительству, ненавидит прогресс. За ним следует средиземноморец, низкорослый, темнокожий, мезокефал; он хуже альпийца" (Реnniman T. К. Ор. cit., p. 97).
15 Вольтман Л. Политическая антропология. СПб., 1905, с. 3-4.
16 Вольтман Л. Политическая антропология, с. 210.
17 Там же, с. 307.
18 См.: Chamberlain H. St. Die Grundlagen des 19 Jahrhunderts, 1-2. Munchen, 1899.
19 См.: Чемберлен Г. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе, изд. 3-е. СПб., 1907.
20 См.: Chamberlain H. St. Deutsches Wesen. Munchen, 1916.
21 См.: Gunther Н. Rassenkunde des deutschen. Volkes, 1922; Ras-senkunde Europas, 1924; его же. Der nordische Gedanke unter den Deutschen, 1926 ; его же. Die nordische Rasse bei den indogermanen Asiens, 1934.
22 См.: Рогинский Я. Я. О психотехническом исследовании разных племен и народов.-В кн.: Наука о расах и расизм. М.-Л., 1938.
22 Критику расизма с исторической и антропологической точек: зрения см.: Лушан Ф. Народы, расы и языки. Л., 1925; Боас Ф. Ум первобытного человека. М.-Л., 1926; Рогинский Я. Я. и Левин М. Г.. Основы антропологии. М., 1955.
23 О расизме см.: Расовая проблема и общество. Сборник переводов с французского. М., 1957.

Доклад: Расизм

План
Введение
1 Определения термина
2 История
3 США
3.1 Чернокожие
3.2 Европа
3.2.1 Германия
3.2.1.1 Объединенная Германия
3.2.1.2 Италия

3.3 Южноафриканская республика

4 Критика расизма
4.1 Критика понятия человеческой расы
4.2 Идеология

5 Борьба с расизмом и расовой дискриминацией
5.1 Положительная дискриминация

6 Скандалы и обвинения в расизме
6.1 Кристофер Бранд
6.2 Джеймс Уотсон

Список литературы

Введение

Расизм — совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас, исходя из объективных антропологических различий, и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на практике порой находит свое выражение в политике расовой дискриминации.

1. Определения термина

Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение неизменно, но в политическом дискурсе иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными.В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбера Мемми.

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации расовая дискриминация определяется следующим образом:

любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни

2. История

Представления об изначальном неравенстве различных рас появились достаточно давно. Так, ещё в XVI—XVII веках появилась гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство..

Но основателем «научного расизма» (и в частности — нордизма) принято считать французского историка Жозефа де Гобино, предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1853—1855 гг.) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге — на их цивилизационную успешность. Нордическая раса, по мнению Гобино, на протяжении истории проявляла превосходство над другими в организации общества и культурном прогрессе. Величие же древнегреческой и древнеримской цивилизаций он объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками.

После Ж.Гобино расистские идеи получили довольно широкое распространение. Они, в частности, развивались французским социологом и психологом Гюставом Лебоном в работе «Психология толпы». Идею неравенства человеческих рас также отстаивал известный французский антрополог Арман де Катрфаж.

Расистские концепции также разрабатывал переселившийся в Германию английский аристократ Хьюстон Стюарт Чемберлен в книге «Основы девятнадцатого столетия» (1899), в которой прославлялась «тевтонская» раса, книге «Арийское миросозерцание» (русск. перевод. М., 1913) и ряде других работ.

3. США

Расизм в США существовал с самого основания государства. Общество, основанное белыми людьми, различающимися по своим национальным и религиозным признакам, сильно отличалось своим отношением к другим группам. Жертвами расизма стали коренные жители — индейцы .

Чернокожие

Впервые африканские невольники были завезены в британскую Вирджинию английскими колонистами в 1619 году. По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов.

Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокие прибыли. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда. За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. — на территорию современных США.

Хотя Конгресс запретил привоз новых рабов из Африки в 1808 году, эта практика существовала как минимум ещё полвека. Рабство было отменено во время Гражданской войны в США в 1863 году прокламацией президента США Авраама Линкольна, что было подтверждено 13-й поправкой к Конституции США, которая была принята в 1865 году.

В южных штатах США века рабства и десятилетия сегрегации создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. Чернокожие различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы (Законы Джима Кроу), по которым чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были занимать специально отведенные для них места в общественном транспорте и т. д. Многие магазины, рестораны, гостиницы отказывались обслуживать чернокожих. Чернокожие всегда называли белых «мистер» или «миссис», хотя белые редко удостаивали чернокожих столь вежливого обращения.

Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 60-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права, была законодательно запрещена расовая дискриминация.

Но в США в тот же период как своеобразная защитная реакция на многовековое угнетение чернокожих возник «черный расизм». Он ярко проявился в проповедях Фарда Мохаммеда, и его последователя, основателя организации «Нация ислама» Элайджи Мохаммада. С ним также связана получившая в США широкое распространение «афроцентристская египтология», сторонники которой утверждают, что древние египтяне были чернокожими, древнеегипетская культура была истоком древнегреческой и тем самым всей европейской культуры и при этом существовал и существует заговор белых расистов, для того, чтобы все это скрыть.

3.2. Европа

Германия

Третий рейх

Объединенная Германия

По данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправых экстремистов в ФРГ за 2009 год увеличилось на треть — с примерно 20 тысяч до 30. Эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падением уровня жизни из-за мирового финансового кризиса.

Италия

· 19 апреля 1937 — декрет о запрете смешения с эфиопами

· 30 декабря 1937 — декрет о запрете смешения с арабами

· 17 ноября 1938 — декрет о запрете смешения с евреями и запрете евреям находиться на государственной и военной службе

Отменены после падения фашизма в 1943 году.

3.3. Южноафриканская республика

В 1973 году Генеральная ассамблея ООН приняла Международную конвенцию «о пресечении преступления апартеида и наказании за него», вступившую в силу в 1976 году. «Преступным» режим апартеида назывался из-за расовой сегрегации европеоидного и негроидного населения Южноафриканской республики.

4. Критика расизма

Расизм часто критикуется с культурологических позиций, например, Отто Клайнберг обосновывает низкие результаты негроидных меньшинств по интеллектуальным тестам их социальным положением, условиями труда и быта.

Игорь Кон критикует расизм с психологической позиции, говоря о том, что расисты переносят свою ненависть на разного рода меньшинства:

4.1. Критика понятия человеческой расы

5. Борьба с расизмом и расовой дискриминацией

Генеральная Ассамблея ООН в 25 сессии (1970 год) приняла резолюцию, провозглашающую «твёрдую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества».

Московская «группа экспертов-специалистов» от ЮНЕСКО осудила все виды расизма в 1964.

В 1966 году Генеральная Ассамблея установила Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

2001 год Генеральная Ассамблея провозгласила «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости ».

В 2001 году Генеральная Ассамблея провела слушания комитета по ликвидации расовой дискриминации, где было отмечено, что действия по борьбе против расизма и расовой дискриминации ведутся уже в течение третьего десятилетия.

5.1. Положительная дискриминация

Положительной дискриминацией (англ. affirmative action ) называется создание преимуществ для ранее дискриминировавшихся расовых, половых или религиозных меньшинств с целью выравнивания их положения: например, практикуемые в США меры по увеличению числа представителей африканской расы в государственных учреждениях, частных компаниях. Такая практика, получившая институционализированную поддержку во второй половине XX века, не считается проявлением расизма с точки зрения правительства и не преследуется.

Критики политики «положительной дискриминации» требуют её отмены, так как, по их мнению, это явление полностью подпадает под определение расизма согласно Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации

6. Скандалы и обвинения в расизме

6.1. Кристофер Бранд

В конце февраля 1996 года издательство «Уайли и сыновья» выпустило книгу «Фактор g» шотландского психолога Кристофера Бранда (англ.), исследующую наследственную обусловленность психологических и умственных различий и утверждающую неприспособленность государственной образовательной системы к тем различиям. В беседах с журналистами об этой книге Бранд высказал своё мнение о врождённых психологических различиях «между белыми и чёрными». В апреле того же года «Уайли» остановило публикацию той книги. Бранд утверждает, что тогда же администрация Эдинбургского университета, после 26 лет без единого нарекания, начала «охоту на ведьму» в отношении него. Бранда уволили с университетской должности 8 августа 1997 года за профессиональную аргументацию в защиту Даниэля Карлтона Гайдузека (Нобелевская премия по физиологии и медицине), осуждённого за совращение малолетних.

6.2. Джеймс Уотсон

В октябре 2007 года, британская газета The Sunday Times процитировала ведущего учёного-генетика Джеймса Уотсона, заявляющего, что «социальная политика», проводимая цивилизованными странами в Африке, ошибочна, поскольку основана на том, что чернокожие по врождённым интеллектуальным способностям ничем не отличаются от белокожих, в то время как «все опыты говорят, что это не так». По словам учёного, желание людей думать, что все они равны, естественно, однако «люди, которым доводилось иметь дело с чёрными работниками, знают, что это неправда».

Схожие тезисы содержатся и в новой книге Джеймса Уотсона «Избегайте скучных людей» (Avoid Boring People). Учёный-генетик утверждает, что уже в ближайшее десятилетие могут быть обнаружены гены, которые отвечают за различия в уровне человеческого интеллекта.

Британский Музей науки отменил запланированную лекцию Нобелевского лауреата Джеймса Уотсона в связи с высказываниями знаменитого генетика об интеллектуальном превосходстве белой расы над чёрной.

25 октября 2007 года нобелевский лауреат Джеймс Уотсон был вынужден покинуть пост главы лаборатории Колд-Спринг-Харбор в связи со скандалом, вызванном его высказыванием о неграх.

Список литературы:

1. Например: «Раси́зм — доктрина, провозглашающая превосходство одной человеческой расы над другой.» — Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (авторизованный перевод Philip’s Millenium Encyclopedia), М., Астрель, 2003

2. Малахов В. С. Скромное обаяние расизма

3. Shider L. Encyclopedia of the Third Reich. NY., 1976

4. 1860 Census Results

5. James Oliver Horton; Lois E. Horton (2005). Slavery and the Making of America. New York: Oxford University Press, p. 7. ISBN 0-19-517903-X. «The slave trade and the products created by slaves’ labor, particularly cotton, provided the basis for America’s wealth as a nation. Such wealth provided capital for the country’s industrial revolution and enabled the United States to project its power into the rest of the world».

6. Ю.Семенов. Философия истории

7. «РосБизнесКонсалтинг» «В Европе отмечен рост расизма», 21 мая 2009

8. Джаспер Ридли. Муссолини. М.АСТ,1999

9. Законодательное собрание провинции Эмилия-Романья.

10. Манахаим

11. Двадцать пятая сессия на сайте ООН.

12. Большая Советская энциклопедия, статья «Расизм»

13. Доклад комитета по расовой дискриминации, 58-я,59-я сессия ООН, 2001

14. (англ.) «Стэнфордская энциклопедия философии».

15. Возмущение по поводу теории пионера ДНК: африканцы менее умны, чем жители Запада. Газета «Индепендент». 17.10.2007. (англ.)

16. Нобелевский лауреат лишен лекции за расистские взгляды. Русская служба БиБиСи.

Представители, с точки зрения расистов, арийской- нордической- расы, 6 букв, сканворд

17. Британцы обвинили Нобелевского лауреата в расизме. Lenta.ru. 17.10.2007

18. Обвиненного в расизме Нобелевского лауреата с почетом выпроводили на пенсию. Lenta.ru. 25.10.2007.

Скачать реферат

Плакат 1935 г. Таблица немецких рас.

Расовая доктрина. Составная часть нацистского мировоззрения, сыгравшая ключевую роль в истории Третьего рейха. Теоретическое обоснование получила в середине XIX века на волне растущего национализма и сопутствующего ему романтизма, когда германский расизм обрел политическое и культурное значение. Не удовлетворившись заявлениями о превосходстве белой расы над цветными, приверженцы расовой доктрины создали иерархию внутри самой белой расы. Столкнувшись с этой необходимостью, они создали миф об арийском превосходстве. Это, в свою очередь, стало источником для последующих мифов, таких как тевтонский, англосаксонский и кельтский. Первым шагом было смешение индоевропейской группы языков с так называемой индоевропейской расой. Понятие "индоевропеец" вскоре было вытеснено понятием "индогерманец". А затем, с легкой руки Фридриха Макса Мюллера, превратилось в "арийский" — для обозначения принадлежности к языковой группе. Мюллер отвергал отождествление расы и языка, однако, ущерб уже был нанесен. С этих позиций, расисты настойчиво утверждали, что "ариец" означает благородство крови, бесподобную красоту формы и разума и превосходство породы. Любое значимое достижение в истории, утверждали они, было сделано представителями арийской расы. Вся цивилизация, по их мнению, явилась результатом борьбы между творцами-арийцам и разрушителями-неарийцами.

     Расизм в Германии опирался на удобренную почву, поскольку отождествлялся с национализмом. Немецкие романтики начала XIX века, делая акцент на неопределенности, таинственности, эмоциональности и образности — как противоположности рассудочности, оказали глубокое воздействие на германскую интеллигенцию. Гердер, Фихте и другие немецкие романтики резко расходились с философами эпохи Просвещения, рассматривавшими разум как точку опоры. Немцы полагали, что каждый народ обладает своим собственным специфическим гением (духом), который, хотя и запечатлен глубоко в прошлом, в конечном счете должен выразить себя в национальном духе (Volksgeist). Подразумевалось, что Volksgeist является бесспорной сверхсилой и обладает собственной духовной вселенной, чья внешняя форма проявилась в специфической национальной культуре. Подобный тип иррационализма, занявший прочное место в германском разуме, придал значение таким неопределенным концепциям, как учение о происхождении. Два идеолога ненемца внесли существенный вклад в подобное мышление: француз Артур де Гобино и англичанин Хьюстон Стюарт Чемберлен. Определенное влияние в распространении такого рода расизма оказал немецкий композитор Рихард Вагнер, который полагал, что героический германский дух был занесен вместе с нордической кровью. Германские расисты утверждали, что нордическая раса есть лучшая арийская раса. Из этого вытекало, что низшие культуры не могут господствовать над закрепленным на биологическом уровне сочетанием нордического разума, духа и тела.

     Боготворивший Вагнера Адольф Гитлер сделал расовую доктрину культурным стержнем Третьего рейха. На страницах "Майн кампф" он неистово поносил всех тех, кто придерживался иного мнения относительно расовых вопросов, называя их "лгунами и предателями цивилизации". История, заявлял он, убедительно доказала, что всякий раз, когда арийская кровь смешивалась с кровью низших народов, наступал конец расе "культуро-носительнице". Немцы не должны впадать в грех кровосмешения, предупреждал Гитлер. Он с жаром говорил о будущем немецком порядке, который представлялся ему братством тамплиеров вокруг святого Грааля чистейшей крови. Необходимо избежать вырождения германской расы. И основной задачей государства является сохранение исконных расовых элементов. Нордические арийцы, утверждал Гитлер, стали создателями и хранителями цивилизации, а евреи — ее разрушителями. Потому немцы обязаны сплотиться для борьбы с евреями.

     Расовые представления Гитлера нашли воплощение в Нюрнбергских законах о гражданстве и расе, принятых в 1935, которые предоставляли гражданство "всем носителям германской или схожей крови" и лишали его каждого, кто считался представителем еврейской расы. Благодаря этим законам, и ныне представляющимися весьма неопределенными, расизм получил юридическое обоснование в Третьем рейхе и со временем воплотился в "окончательном решении" — физическом уничтожении еврейского населения Европы. При поддержке Гитлера в Германии получила широкое распространение программа расовых исследований — рассенфоршунг. Результаты "работ" нацистских ученых стали обязательными к изучению во всех учебных заведениях Третьего рейха, от начальных классов до университетов. Мало значения придавалось тому факту, что "научные труды" немецких ученых на всемирных антропологических конгрессах вызывали смех их зарубежных коллег.

     В такой атмосфере нацистский расизм оказался концепцией расовой чистоты. Утверждалось, что разложение любой нации всегда является результатом расового смешения: судьба нации зависит от ее способности сохранять свою расовую чистоту. Подобные представления, которые неистово и решительно отстаивались, не имели никакого научного обоснования. Народы мира оказались настолько перемешанными, что едва ли имелась возможность отыскать где-либо чистую расу. Ведущие этнологи и антропологи мира, без каких-либо оговорок, сходились на том, что историческое соприкосновение рас в результате дало сложное переплетение, в котором невозможно выделить чистую расу. Большинство ученых придерживалось того мнения, что мировое сообщество является этнологическим тиглем, наполненным энергетическими нечистокровными субъектами. Они рассматривали каждую культурную группу, которую можно охарактеризовать как смешанную, фактическим опровержением тезиса о том, что смешанные народы являются низшими по отношению к чистокровным народам. Жан Фино выразил это одной фразой: "Чистота крови — ни что иное как миф".

     В той же степени неприемлемым с научной точки зрения является нацистское представление о расовом превосходстве. Идея о господствующей расе стара как мир, но до XIX века она базировалась на культурных, а не расовых различиях. Современные представления о расовом превосходстве вытекают из психологических предпосылок: страхе и презрении к безродным. Это чувство основано на инстинкте самосохранения. Индивидуумы и нации, подобно животным, имеют склонность видеть в любом незнакомце естественного врага. Это и становится важной предпосылкой развития чувства расового превосходства.

     Компетентные биологи, этнологи, антропологи сходятся в том, что произвольное толкование термина "раса" приводит к путанице. Наглядным примером служит использование этого понятия для удовлетворения национальных амбиций Гитлера. Действительно, никогда не существовало германской расы, однако существовала германская нация.

Кто такие арийцы и как они выглядят

Не существовало арийской расы, но существовали арийские языки. Не было еврейской расы, однако была и есть еврейская религия и культура. Тенденция объяснить с биологических позиций понятие "раса" не выдерживает никакой критики. Понятие "раса" выражает целостность физического типа, представляющего сущность биологического образования, и не имеет ничего общего с национальной принадлежностью, языком или обычаями исторического развития социальных групп. В биологическом аспекте раса является группой, связанных родственными отношениями индивидуумов, популяцией, которая отличается от иных популяций в родственной схожести определенными наследственными чертами, из которых цвет кожи лишь одна из характеристик. В политическом аспекте подобное толкование принимает форму преднамеренного мошенничества.

     Даже в своем изначальном смысле понятие "раса" все еще сохраняет трудно уловимые оттенки для осмысления. Ученые неоднократно пытались классифицировать народы мира в неком определенном порядке, но с этим всегда возникали затруднения, по той причине, что четкой линии в разграничении между расами просто-напросто не существует. Любые подобные классификации оказываются субъективными и спорными.

     Первые попытки классифицировать расы на основе простых биологических различий выглядели неубедительными. В той же степени неудовлетворительной была классификация по географическому принципу (при рассмотрении населения данного региона и изучения общих характерных черт), а также по историческому (изучение миграционных потоков) или культурному принципу ("расовый менталитет"). Примеры вышеупомянутого подхода характерны для Карла Густава Каруза, который выделил четыре расы: европейскую, африканскую, монголоидную и американскую, образно сформулировав их как "день, ночь, восточный рассвет и западный рассвет". Схожий подход характерен и для Густава Фридриха Клемма, предлагавшего деление на активную (мужскую) и пассивную (женскую) расы, что позднее заимствовал и развил Гобино. Антропологические открытия XIX века привнесли количественные методы распознавания рас. Первым шагом было введение в 1842 т. н. черепного индекса, процентного соотношения длины и ширины черепа, предложенного шведским анатомом Андерсом Адольфом Ретжиусом. Дальнейшие попытки классификации сводились к изучению соматических различий в цвете кожи, волос, фигуры, глаз, носа и лица. Наиболее выразительной классификацией оказалось разделение по пяти основным цветам: белый, черный, коричневый, красный и желтый.

     Подобное деление человечества выглядело вполне приемлемым, однако даже здесь вариации внутри отдельной группы представлялись чрезвычайно сложными для установления четкой и ясной дифференциации.

     Анатомические, языковые, ментальные и культурные особенности оказывались настолько глубоко переплетенными, что это представляло трудности для сколько-нибудь значимого разграничения между расами.

     Даже соматические характеристики могли быть вызваны воздействием среды обитания непосредственно через недостаток питания, естественный или искусственный отбор, условия жизни или иные обстоятельства. Несомненно, что не только соматические особенности оказались недостаточными для определения разделительной черты между расами. Ни одна из этих теорий в полном объеме не оказала влияния на Гитлера. Настолько сильным было убеждение фюрера в собственной интуиции относительно этого вопроса, что это поставило в тупик нацистских ученых, когда он распорядился провести изучение научных и исторических фактов, с целью дать рационалистическое объяснение собственной позиции. Он отбросил, как несущественные, факты, разрушавшие нацистскую расовую доктрину на корню. В самой природе современной диктатуры заложена тенденция к тому, что ее лидеры, помимо претензий на политическую власть, стремятся задавать тон культурной координации. В Третьем рейхе целая нация была поставлена перед необходимостью принимать интуицию плохо образованного политика, чьи представления о расовых вопросах выглядели театром абсурда, как абсолют.

Использован материал сайта Третий рейх www.fact400.ru/mif/reich/titul.htm 

Здесь читайте:

Гобино, Жозеф Артур де  Опыт о неравенстве человеческих рас, Москва, "Одиссей" — "Олма-пресс", 2001 г.

Германия в XX веке (хронологическая таблица)

"Двадцать пять пунктов", 1920 г. (документ)

Прокламация Адольфа Гитлера

Майн кампф (краткое переложение)

Политическое завещание Гитлера

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на 2-х доменах: www.hrono.ru и www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Глава III
Тематика прав человека для старших классов начальной школы и младших и старших классов средней школы

Дискриминация

2. Дискриминация по цвету кожи или расовой принадлежности

Расизм — это вера в то, что существуют группы людей с особыми (обычно физическими) характерными чертами, которые ставят их в более высокое или более низкое положение по отношению к другим.

Значение слова арийцы

Проявления расизма могут быть не только открытыми, как, например, отношение к людям в зависимости от их расы или цвета кожи, но и скрытыми, когда общество в отношении к каким-либо своим группам систематически руководствуется каким-либо дискриминационным мнением.

Расистское поведение порождает расовую дискриминацию с ее очевидными отрицательными последствиями — от простого пренебрежения или игнорирования тех, кто считается иным или низшим существом, до более ярко выраженных форм преследования, эксплуатации или изоляции.

Полезным источником для изучения является Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (МКЛРД).

Цвет кожи — это один из самых произвольных способов проведения различий между людьми, который когда-либо придумало человечество. В качестве упражнения предложите учащимся спроектировать многорасовое общество, в котором им суждено жить, не зная заранее, каким будет цвет их кожи.

Нерасистский класс

Существует много способов сделать класс таким местом, где принимается и приветствуется многорасовость. На реакцию учащихся влияют культурные факторы, т.е. насколько легко они идут на зрительные контакты, насколько восприимчивы они к методам группового обучения, умеют ли разыгрывать сценки или рассказывать истории. Если в классе возникает конфликт на расовой почве, разберите его, не оставляйте его без внимания. Расскажите детям, как распознать поведение, которое может усиливать расизм. Изучите опыт известных людей, которые боролись против дискриминации, исследуйте вклад народов всех стран мира в общую сокровищницу знаний и опыта человечества. Составьте учебную программу с максимально возможным учетом многообразия культур. Попросите родителей, родственников или друзей помочь вам в этом деле.Пригласите людей других рас или цвета кожи, активно участвующих в жизни общины, рассказать классу о том, что они делают. (Статьи 1, 2 ВДПЧ; статья 2 КПР)

ВТОРАЯ ГРУППА: РАСИЗМ, НАЦИОНАЛИЗМ, ШОВИНИЗМ, ФАШИЗМ, НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ, НАЦИЗМ

Постараюсь дать краткие определения, здесь важно четко понимать различия.

В современности расизм практически всегда связывают с расовой дискриминацией. Это не верно.

Расизм — это научная концепция, утверждающая физическое и психическое различие человеческих рас по разным параметрам.

Проще говоря, расизм заявляет, что расы различаются по некоторым существенным признакам. Очевидно, что из превосходства по некоторым параметрам никак не вытекает превосходство по всем остальным! Из того, что одна раса лучше либо хуже другой по какому-либо признаку, никоим образом не следует, что представителей другой расы надо ненавидеть, убивать, обращать в рабство и т.п. Безусловно, есть люди, считающие именно так — но при чем тут расизм как таковой? Это их личные устремления, и в расизме они лишь ищут себе оправдание.

Из признания факта, что человек по своему развитию выше обезьян, разве следует ненависть к обезьянам?

Одни нации лучше других по некоторым параметрам, по другим параметрам "выигрывает" другая раса, вот и все.

Когда в США представителям черной расы были даны такие же права, что и белой, обнаружилось, что негры статистически лучше белых играют в баскетбол, боксируют и бегают, особенно на короткие дистанции. Этому даже нашли биологические объяснения. С другой стороны, в шахматах или, скажем, стрельбе лидируют белые.

Замечу, что вследствие того, что "расизм" намеренно используется либералами именно в смысле "доктрина о превосходстве одной расы над другой" (мол, есть "высшие" и "низшие" расы "в целом"), В.Б. Авдеев ввел термин "расология" (рекомендую его книгу под таким названием).

"Каждое живое существо само собою знает, к какой породе оно принадлежит, ибо об этом ежемгновенно вещает его врожденный инстинкт. Именно этот простейший и неоспоримый естественнонаучный факт лежит в основе такой науки, как расология. Желание изучать породы живых существ чувствами и умственными способами той породы, к которой принадлежит сам исследователь, и является главной мотивацией к созданию данной науки. Можно сказать, что ее предпосылки коренятся в инстинктивной сути каждого организма. Оценивая по аналогии со своей плотью, духом, желаниями и страстями всех, окружающих, каждое живое существо творит свою иерархию ценностей, принимая себя за эталон. Внутреннее биологическое начало, передаваемое поколениями предков, которые непрестанной борьбой за существование увековечили свой тип, и является вектором, созидающим вечный образ расы. Раса, или порода — это тот плацдарм с которого начинает свое вторжение в этот мир каждое живое существо."

"Человек, не обладающий расовым инстинктом, подобен собаке, не умеющей кусаться и лаять, коту, что не ловит мышей, или помидору не имеющему ни вкуса, ни запаха помидора. Человек, не обладающий выраженным расовым инстинктом, находится как минимум на первой ступени дегенерации, так как расовый инстинкт составляет стержень эволюции. Человеческое общество в полной мере подчинено законам термодинамики, и любые формы расового всесмешения неизбежно ведут к энтропии."

Основателем расовой антропологии является русский ученый французского происхождения Иосиф Егорович Деникер (1852-1918), в 1900 году издавший на французском и русском языках книгу "Человеческие расы", где впервые были сформулированы принципы оценки различий между человеческими расами. Он подчеркивал: "Расовые признаки сохраняются с замечательным упорством, невзирая на смешение рас и на изменения, обусловленные цивилизацией, утратой прежнего языка и т. д. Меняется лишь соотношение, в котором та или иная раса входит в состав данной этнической группы".

Что же касается расовой дискриминации, то это — приблизительно такое вот отношение:

"Я не могу представить большего бедствия, чем интеграция негра в нашу социальную и политическую жизнь в качестве равного нам… Мы никогда не сможем достичь идеального объединения, как мечтали наши отцы, с миллионами чужестранцев, низшей расой среди нас, чья ассимиляция не является ни допустимой, ни желательной." (Авраам Линкольн, "Декларация равенства", сентябрь 1862 г).

Замечу, что сейчас в Штатах и Европе наблюдается так называемая "положительная дискриминация", дающая льготы расовым и другим меньшинствам за счет большинства.

Важно: надо отличать расовую дискриминацию и апартеид, политику расовой сегрегации. Апартеид — это концепция, принимающая во внимание расовые различия и противостоящая мультикультурализму, расовому смешению и т.п.

Не думаю, что здесь стоит подробно разбирать историю и современное положение ЮАР, но все же напомню, что в то время, когда "цивилизованный мир" кричал об апертеиде как о недопустимой расовой дискриминации, негры из соседних государств массово пытались переселиться в ЮАР, так как там у них было куда лучшее медицинское облуживание, возможность получения образования, жизненные условия и т.д. В соседних негритянских странах им жилось куда хуже. Ну и поинтересуйтесь, что происходит сейчас в ЮАР, когда там правят черные.

Так же интересна в этом плане судьба Южной Родезии, которая с 1980 года и по настоящее — Зимбабве.

Национализм — это идеология и практика, основанная на представлении, что основой государственности, хозяйственной, социальной и культурной жизни является нация.
Национализм — это любовь к своей нации, стремление к ее развитию.
Этот вопрос мы уже разбирали.

Шовинизм — это крайняя агрессивная форма национализма, включающая позицию априорного национального превосходства. Обычно содержит требования преследования, угнетения и даже физического уничтожения других народов.

В настоящем, когда смысл большинства идеологических терминов намеренно искажается, понятие "шовинизм" обычно используется как жупел для манипуляции общественным мнением и насаждения идеологии космополитизма или интернационализма (тоже в искаженном виде, см. выше).

Большевиками широко использовался термин "великодержавный шовинизм", которым они обозначали любые попытки русских отстоять место, приличествующее им как государствообразующей нации.

На VIII съезде РКП(б) в 1919 году русские были названы в Программе партии "бывшей угнетающей нацией"; русский этнос по-прежнему рассматривался без подразделения на эксплуататорский и эксплуатируемые классы, как было положено по марксизму и как было на самом деле. Тогда же было введено понятие русского "великодержавного шовинизма". Введение такого статуса русской нации в программные документы партии (!) можно объяснить лишь стремлением как-то оправдать русофобскую позицию. Другие варианты видите? Вот и я нет.

В дальнейшем борьба против "великодержавного шовинизма" была объявлена на Х съезде партии (1921) главной задачей в области национального вопроса

Ленин и его последователи выступали именно против русского национализма.

"Сущность ленинизма по национальному вопросу, — говорил Бухарин, — у нас заключается в первую очередь в борьбе с основным шовинизмом, который у нас есть, с великорусским шовинизмом." (XII съезд, стр. 611-615).

Из стенографического отчета съезда, Лисовский:

"Совершенно очевидно, что нам нужно на этом съезде заострить внимание на великорусском шовинизме. Совершенно ясно, что нужно сделать величайшее ударение именно на великорусском шовинизме."

Аж повторяется от усердия!

Бухарин: "В такой резолюции по докладу ЦК, которая должна носить абсолютно ударный характер, где от партии требуется максимальная энергия, эта ударность и эта энергия и должны быть соответствующим образом выражены.

Большой энциклопедический словарь → Что такое АРИЙЦЫ, что означает и как правильно пишется

Я думаю, громадное большинство съезда отлично понимает, какая огромная опасность грозит нам, — именно великорусский шовинизм."

Сталин, пожалуй, единственный в руководстве партии большевиков, кто выступал против не только "русского шовинизма", но и местечкового национализма.

"Но есть еще фактор, — говорил он, — тормозящий объединение республик в один союз: это национализм в отдельных республиках… НЭП и связанный с ним частный капитал питают, взращивают национализм Грузинский, Азербайджанский, Узбекский и прочие. Антирусский национализм есть оборонительная форма, некоторая уродливая форма против национализма русского… Но беда в том, что в некоторых республиках этот национализм оборонительный превратился в наступательный". (XII съезд, стр. 488-492).

Очень важно не поддаваться на провокации: национализм вовсе не предусматривает шовинизма. Более того, если подумать, то шовинизм конфликтует с национализмом: для шовиниста важно оправдать свои действия, заявить, что он якобы по праву принадлежит к некоей "высшей нации" и т.п. — таким образом, он не любит свою нации искренне, а попросту пытается примазаться к тому, к кому выгоднее.

Националист же просто любит свою нацию — не "за что-то", а просто потому, что она — его. Националисту не требуются рационализации, ложное чувство превосходства и т.д.

Можно сказать, что шовинизм — это такая вера. Вот представьте: каким-то образом шовинисту смогли доказать, что его нация — вовсе не самая лучшая, а так себе. Ну и что у него будет с психикой?

Фашизм — это философско-политическая концепция и форма государственного устройства, исходящие из приоритета государственных интересов над всеми иными. Теоретические основы изложены автором термина Бенито Муссолини в классическом труде "Доктрина фашизма".

Разбирался в работе ранее. Добавлю лишь, что фашизм подразумевает вождизм, т.е. базирует свою власть на лидере, имеющем безусловную высшую власть.

Считаю необходимым упомянуть, что во время Великой отечественной войны фашистами называли гитлеровцев, что неправильно, они были немецкими национал-социалистами. Произошла такая подмена потому, что было как-то идеологически неверно заявлять, что одно национал-социалистическое государство напало на другое социалистическое. Вот так и появились "немецко-фашистские захватчики".

Национал-социализм… Здесь есть сложность: термин однозначно ассоциируется с Гитлером, нацизмом.

Нацизм — это полный синоним гитлеризма, немецкого национал-социализма времен Третьего Рейха. Просто сокращение, nazi. Характеризуется крайним шовинизмом. Добавлю, что так себя любят называть и сейчас те, кто поклоняется Гитлеру.

Однако системное объединение национализма и социализма вовсе не эквивалентно нацизму!

Необходимо понимать, что термин "национал-социализм" усердно шельмуется либералами и проч., чтобы он вызывал однозначно негативную реакцию (как и "фашизм"). Кроме того, при его употреблении неизбежна путаница с, условно говоря, "гитлеристами" — теми, кто считает Гитлера образцов во всем и считают, что надо слепо копировать Третий Рейх. Поэтому считаю более целесообразным применять термин русский социализм, который не имеет негативных и вредных ассоциаций. Он не вторичен, видна первичность социализма (для русских первична именно социальная справедливость, а шовинизм вообще не свойственен), при этом есть четкое указание на особенность именно русского мировосприятия. Скажем, китайский социализм — он совсем другой.

Русский социализм — цельная концепция, которая перекрывает социальное поле на любом уровне, от индивидуального до международных отношений. Как и любая система, не сводится к сумме элементов и обладает свойствами, которых нет у отдельных элементов.

Я уже писал, что национализм без социализма, как и социализм без национализма — фикция, так как без социализма невозможен патернализм по отношению к нации, а без национализма неизбежно возникнет паразитизм вида "и о нас позаботьтесь, да получше" без какой-либо отдачи и даже благодарности — это наглядно демонстрирует большинство бывших республик, отделившихся сейчас в самостоятельные страны.

Думается, вы сами заметили, что большинство тезисов современных националистов ограничивается настоящим (точнее, самым ближайшим будущим, и не более): "контроль за иммигрантами", "русских в Думу" и все такое прочее. Вы когда последний раз слышали от националистических организаций хоть что-то, относящееся не к "власть — нам", а относящееся к стратегическому будущему? Ну разве что иногда пробегает "восстановить образование и науку"…

Русский социализм, являясь системной концепцией, не ограничивается "здесь и сейчас", а направлен в будущее.

Русский социализм не совершает стандартной человеческой глупости — подмены цели средствами. Русский социализм — это не "выгнать всех нерусских, и наступит лепота". И не "построить социальную справедливость, и мечты сбылись". Для русского социализма и национализм, и социализм, если рассматривать их как отдельные компоненты, — лишь инструменты для развития нации и государства.

Пофантазируйте немного. Если на планете останется лишь одна русская нация — останется ли национализм? Если будет получен контроль над энергией и материей, позволяющий осуществить лозунг "каждому по потребностям" — останется ли социализм?

А вот русский социализм — останется. Так как его суть — это вовсе не "все плюшки должны принадлежать нам", а идея Развития в самом общем виде.

Русский социализм — это не просто "свобода от" (иноплеменных элементов, антирусского правительства, олигархов и т.п.). Русский социализм — это именно СВОБОДА ДЛЯ.

Свобода творчества.

Свобода созидания.

Свобода личности.

СВОБОДА РАЗВИТИЯ.

Дело не просто в прогрессе фундаментальной науки или в наличии орбитальных станций. Суть — в бесконечности развития. Вплоть до того, что человечество разовьется во что-то новое. "Нынешнее человечество недостойно звезд. То, что будет достойно этого величия, уже не будет человеком." (c) Voidriser

Расизм

теория об изначальном превосходстве людей с определенным цветом кожи, глаз и другими внешними различиями. На практике приводит к унижению, конфликтам, погромам, кровопролитным войнам и т. п.

Оцените определение:

Расизм

антинаучные реакционные представления о высших и низших расах и народах, а также политика, направленная на ограничение прав рас и народов, объявляемых низшими и неполноценными. Расизм стал официальной идеологией фашизма. Осужден международным сообществом.

Оцените определение:

Расизм

совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неполноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации, призванные к господству, а вторые не способны к созданию и даже усвоению высокой культуры и обречены на эксплуатацию.

распространившийся в петровское время.

Оцените определение:

РАСИЗМ

концепция, в основу которой положены идеи о физической и психологической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, об исконном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых только первые якобы являются создателями цивилизации, призванными к господству. Выдвинув в середине XIX в. первую расистскую концепцию, француз Ж. Гобино объявил арийцев «высшей расой». Р. стал официальной идеологией германского национал-социализма, используется для оправдания расовой дискриминации, сегрегации и апартеида, а во многих случаях и геноцида. Осужден мировым сообществом.

Исторические корни расизма

Оцените определение:

РАСИЗМ

совокупность антинаучных реакционных представлений о разделении человечества на "низшие" и "высшие" расы, на "полноценные" и "неполноценные" в биологич. и психич. отношениях народы. Главное назначение Р. заключается в обосновании колониализма, нац. и социального неравенства с помощью тенденциозно истолкованных, а часто и искаженных данных антропологии и биологии. Антигуманистич. идеология Р. всегда использовалась как "теоретическое" прикрытие преступной практики разжигания нац. и расовой розни, апартхейда и геноцида.

Зачатки Р. встречаются в Др. Египте, где обществ. неравенство рабов и их владельцев объяснялось их принадлежностью к разным породам людей. В Др. Греции и Др. Риме считалось, что рабы, как правило, обладают только грубой физич. силой, в отличие от господ, наделенных высокоразвитым интеллектом. Напр., Аристотель, исходя из всеобщего принципа неравенства, извечно будто бы присущего природе и обществу, считал, что рабы наделены по наследству "рабскими душами", что обусловливает их "естественное" подчинение рабовладельцам (Аристотель, Политика, пер, с греч., М., 1911), В средние века феодалами культивировались взгляды о "кровном" превосходстве дворян над "чернью", имели широкое хождение понятия "голубая кровь", "белая" и "черная" кость и т. п. Оформление расистских предрассудков в развернутые "теории" относится к эпохе капитализма. Апологеты капиталистич. колон. экспансии стали обосновывать практику колонизаторов рассуждениями о большей близости "цветных" народов к животному миру, в частности к обезьянам. Для подтверждения подобных взглядов использовались факты, искаженные или произвольно взятые из антропологич. исследований. Европ. народам неправомерно приписывалось более совершенное анатомич. строение, более крупные размеры головного мозга, отрицалось наличие у них признаков сходства с обезьянами. В 40-х гг. 19 в., в обстановке обострявшейся борьбы между амер. плантаторами- рабовладельцами и противниками рабства, Р. особенно усиливается в США. Амер. антрополог С. Дж. Мортон (S. G. Morton, Crania Americana, Phil., 1839), а позднее его ученики Дж. К. Нотт и Г. Р. Глиддон (J. С. Nott and G. R. Gliddon, Types of mankind, Phil., 1860), извращая и фальсифицируя данные науки, пытались утвердить взгляд на негров, как на особую, примитивную разновидность людей. Развитие антропологии и разработка детальной классификации человеческих рас использовались франц. социологом А. Гобино и др. для "доказательства" превосходства "германской расы" и ненаучного объяснения социального неравенства антропологич. расовыми различиями (A. de Gobineau, Essai sur l´in?galit? des races humaines, v. 1-4, P., 1853-55). С 60-70-х гг. 19 в. для теоретич. "обоснования" расизма широко используется т.н. социал-дарвинизм, "объясняющий" борьбу классов биологич. конкуренцией рас. Франц. антропосоциолог В. де Лапуж, развивая взгляды Гобино (V. de Lapouge, Les s?lections sociales, P., 1896; L´Aryen et son r?le social, P., 1899), доказывал, напр., что господствующие классы Франции принадлежат к долихоцефалам (длинноголовым), а трудящиеся — к брахицефалам (короткоголовым). Англ. биометрик К. Пирсон ("Грамматика науки", L., 1892; рус. пер. — СПБ, 1911) утверждал, что борьба бурж. гос-ва за рынки — будто бы проявление биологич. борьбы за существование. В Германии в конце 19 — нач. 20 вв. идеи социального дарвинизма проповедовали О. Аммон (О. Ammon, Die Gesellschaftsordnung und ihre nat?rlichen Grundlagen, 2 Aufl., Jena, 1896) и X. Чемберлен (H. Chamberlain, Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts, M?nch., 1899). Антинауч. концепции последнего о "превосходстве герм. расы" над др. народами получили широкое развитие и практич. применение в эпоху империализма, особенно в преступных деяниях немецкого фашизма. Убедительно доказанная научными данными несостоятельность деления человечества на "низшие" и "высшие" расы по физическим признакам, так же как и несостоятельность характерного для Р. отождествления расовых групп и языковых семейств, понятий "раса" и "нация", вынудила сторонников Р. искать иные критерии. В поисках таких критериев они обратились к психологии — науке, в к-рой в силу сложности предмета изучения и недостаточной разработанности методич. приемов, были возможны не только тенденциозные истолкования полученных данных, но и порой прямая их фальсификация. Психологич. обоснование Р. широко использовалось "теоретиками" Р. в фаш. Германии. Смешанный в антропологич. отношении состав нацистского руководства, а также союзников и саттелитов фаш. рейха, заставили нек-рых фаш. "ученых" расистов (X. Гюнтер (Н. G?nther, Rassenkunde des deutschen Volkes, M?nch., 1933; Volk und Staat in ihrer Stellung zu Vererbung und Auslese, M?nch., 1933), Ф. Ленц (F. Lenz, Menschliche Auslese und Rassenhygiene, M?nch., 1932)) выдвинуть идею о "северной душе", к-рая будто бы может обитать в любой телесной оболочке. Практич. осуществление подобных "теорий" давало возможность руководителям третьей империи произвольно наделять "северной душой" людей, нужных нацизму, и лишать этой "души" неугодных лиц, а также целые народы, подлежащие закабалению и уничтожению. После 2-й мировой войны своеобразная форма психологич. Р., развиваемая преим. амер. антропологами и этнографами (А. Кардинер (А. Kardiner, The psychological frontiers of society, N. Y., 1946), P. Линтон (R. Linton, The cultural background of personality, N. Y., 1945), P. Бенедикт (R. Benedict, Patterns of culture, N. Y., 1934), К. Дюбуа (С. Du Bois, The people of Alor, N. Y., 1944), К. Клукхон (С. Kluckhohn, Mirror for man, N. Y. — Toronto, 1949) и др.) стала наиболее распространенной разновидностью расистских концепций. Согласно взглядам психорасистов, народы наследственно неравноценны по своей психике; народы с "плохой" психикой могут ее изменить только с помощью обладателей "хорошей" психики, к-рые в течение более или менее длительного времени будут влиять на своих подопечных. Психорасистские "исследования", естественно, показали наличие "хорошей" психики у англосаксов (особенно американцев) и "плохой" — у колон. народов, а также у народов, освободившихся от колон. зависимости. Политич. задачи подобных теорий сводятся к обоснованию и оправданию различных форм эксплуатации колоний и развивающихся стран. Серьезный анализ различных психотехнич. текстов выявил науч. несостоятельность психорасизма. Оказалось, что результаты производившихся опытов весьма зависят от социальных условий, в к-рых находятся испытуемые, от их образоват. ценза и общего кругозора, а не от расовой или этнич. принадлежности. Наглядным опровержением взглядов психорасистов служит успешное нац. развитие народов, освободившихся от колон. зависимости. Предрассудки Р. очень живучи; питаемые различными формами пропаганды идей расового и этнич. неравенства, они служат источником многих преступлений, совершаемых против человечества. Поэтому Р. решительно осужден и поставлен вне закона решениями ООН (Всеобщая декларация прав человека (1948), проекты междунар. пактов о гражд. и политич. правах и об эко-номич., социальных и культурных правах человека (утверждены в 1966) и др. документы). Расистские порядки в Южно-Афр. Республике и Южной Родезии, дискриминация и сегрегация негритянского населения в США, расовое угнетение в португ. и др. сохранившихся колониях — прямое нарушение провозглашенных ООН принципов. Победа социализма — решающая предпосылка искоренения Р. В СССР и др. социалистич. странах равноправие граждан, независимо от их национальности и расы, является непреложным законом. Советская конституция охраняет право каждого народа на нац. развитие и равноправие каждого человека, независимо от его этнич. или расовой принадлежности. Лит.: Англо-американская этнография на службе империализма. Сб. ст., М., 1951 (Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Нов. серия, т. 12); Наука о расах и расизм. Сб. ст., М.-Л., 1938; Нестурх М. Ф., Человеческие расы, 3 изд., (М., 1965); Расовая проблема и общество. Сб. ст., М., 1957; Против расизма, М., 1966; Klineberg О., Race et psychologie, в сб.: Le racism devant la science, P., 1960. В. П. Якимов. Москва.

Оцените определение:

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *