Симонова Евгения актриса

Евгения Симонова — биография, информация, личная жизнь

Евгения Симонова

Евгения Павловна Симонова. Родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РФ (1995).

Евгения Симонова родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде.

Отец — Павел Васильевич Симонов (1926—2002), психолог, академик, член-корреспондент АН СССР.

Мать — Ольга Сергеевна Вяземская (1924—1991), преподаватель английского языка.

Брат — Юрий Вяземский, известный учёный и телеведущий.

Спустя некоторое время после рождения Евгении семья переехала в Москву: ее отца туда позвал его учитель Эзрас Асратович Асратян (советский нейрофизиолог, ученик Павлова), где он создавал Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. Отец Евгении Симоновой потом возглавлял этот институт в течение двадцати лет.

В детстве занималась хореографией. Училась в английской школе. Поскольку ее мама была замечательным педагогом и всю жизнь преподавала английский язык в языковом вузе, то и Евгения поначалу хотела пойти по её стопам — в десятом классе она очень серьёзно готовилась к поступлению в педагогический институт на филфак.

Однако все изменил случай. У ее отца были научные темы, которые часто носили пограничный характер — в момент, когда она заканчивала школу, он занимался психологией творчества, его пригласили прочитать цикл лекций в Школу-студию МХАТ.

Настоящая принцесса и ее чудо. Личная жизнь Евгении Симоновой

После своих лекций он рассказывал дочери о впечатлениях от актерского вуза. "Это было так живо и интересно, и мне вдруг открылся незнакомый мир, что я решила попытаться поступать в театральный институт", — рассказывала актриса.

И она поступила в Щукинское училище, а в МХАТ и Щепкинское училище ее не взяли, причём, отмечала она, "очень категорично, подписав мне определённый «приговор», но педагоги Щукинского училища что-то во мне разглядели".

Ее педагогом в «Щуке» был известный артист Юрий Васильевич Катин-Ярцев, воспитавший целую плеяду талантливых артистов.

"У меня даже после окончания училища возникали такие периоды, когда я сомневалась в том, что сделала правильный выбор, так что учиться мне было очень трудно, особенно в первое время. Если бы ни Катин-Ярцев, то любой другой (не такой прозорливый) педагог меня просто бы отчислил. Я дико стеснялась и не могла выйти и сделать элементарный этюд, но я не стеснялась петь – я немного по-дилетантски играла на гитаре и пела разные песни, в том числе, и английские. Все делали упражнения, а Катин-Ярцев меня вызывал и говорил: «А теперь Женя нам попоёт!». И как-то постепенно я освободилась от зажима, и мне стало легче", — вспоминала Евгения Павловна.

Евгения Симонова в молодости

В 1976 году Евгения окончила ВТУ имени Б.В. Щукина, была приглашена в Московский академический театр им. Вл. Маяковского, в котором служит всю жизнь.

Работы Евгении Симоновой в театре им. Маяковского:

«Три высокие женщины» Эдварда Олби;
«Любовник» Гарольда Пинтера;
«Кукольный дом» Генрика Ибсена — Нора;
«Жертва века» по Александру Островскому — Юлия Павловна Тугина (реж. — Юрий Иоффе);
«Шутка мецената» Аркадия Аверченко — Яблонька (пост. — Татьяна Ахрамкова);
«Круг» Сомерсета Моэма — Элизабет (пост. — Татьяна Ахрамкова);
«Любовный напиток» Питера Шеффера — Лотта (пост. — Татьяна Ахрамкова);
«Исповедь Анны» по Льву Толстому — Анна Аркадьевна Каренина;
«КПД одержимости» Якова Волчека — Таня (пост. — Андрей Гончаров);
«Чайка» Антона Чехова — Нина Заречная (пост. — Александр Вилькин);
«Она в отсутствие любви и смерти» Эдварда Радзинского — Она (пост. — Владимир Портнов);
«Жизнь Клима Самгина» Максима Горького — Лидия Варравка (пост. — Андрей Гончаров);
«Место для курения» Виктора Славкина — Катя (пост. — Н. Волков);
«Смотрите, кто пришёл!» Владимира Арро — Алина (пост. — Борис Морозов);
«Молва» Афанасия Салынского — Батюнина (пост. — Андрей Гончаров);
«Да здравствует королева, виват!» Роберта Болта — Мария Стюарт (пост. — Андрей Гончаров);
«Валенсианские безумцы» Лопе де Вега — Эрифила (пост. — Татьяна Ахрамкова);
«Женитьба» Николая Гоголя — Агафья Тихоновна (реж. — Сергея Арцибашев);
«Старомодная комедия» Алексея Арбузова — Она (реж. — Владимир Портнов);
«Шаткое равновесие» Эдварда Олби — Агнес (реж. — Сергей Арцибашев);
«Шестеро любимых» Алексея Арбузова — Настасья Петровна Алёхина (реж. — Екатерина Гранитова-Лавровская);
«Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Наталья Петровна (реж. — Александр Огарев);
«На чемоданах» Ханоха Левина — Геня Гелернтер (реж. — Александр Коручеков);
«Август: Графство Осейдж» Трейси Леттса — Виолетта (реж. — Гиртс Эцис).

Также сотрудничала с театром «Современник», была занята в спектаклях «Пять вечеров» Александр Володин — Тамара (реж. — Александр Огарев) и «Враги. История любви» Исаак Башевис Зингер — Тамара Бродер (реж. — Евгений Арье).

Своим кумиром она считала Наталью Гундареву, с которой играли в театре. "Она была великой актрисой: это слово сейчас часто употребляется, но, есть люди, о которых иначе не скажешь. Масштаб ее личности был космическим. Что бы она ни делала, за что бы ни бралась — готовила, убирала квартиру (она все любила делать сама) — это был восторг. Я имела счастье с ней играть вместе", — говорила Евгения Павловна.

Широкую известность Евгении Симоновой принесли ее ранние работы в кино. Сниматься начала в 1969-м, сыграла в ленте «Десять зим за одно лето».

А следующая ее роль — летчицы Маши Поповой в в фильме Леонида Быкова«В бой идут одни "старики"» — сделала ее знаменитой на весь Союз. О Леониде Быкове актриса говорила: "Это мой крестный отец в кино, человек, которого я буду любить до последнего вздоха. Он один из самых светлых, прекрасных и талантливейших людей, которых я встречала в жизни".

Евгения Симонова в фильме "В бой идут одни «старики»"

Затем были «Афоня», «Обыкновенное чудо», «Школьный вальс» и много других запомнившихся зрителям фильмов.

Эти роли сделали ее известной, но в то же время за актрисой закрепилось амплуа лирической героини.

Она рассказывала: "После первого курса я начала сниматься в фильме «В бой идут одни старики» Леонида Быкова, а после второго курса снялась в «Афоне» у Георгия Данелии, и вот это «клеймо» чистой невинной девушки – «ходячей добродетели» – принесло мне всесоюзную известность и какую-то любовь. Я получала колоссальное количество писем, и меня стали узнавать на улице, т.к. мои незатейливые «девочки» как-то проникали людям в душу. С одной стороны, я бесконечно благодарна Леониду Быкову и Георгию Данелии, но, с другой стороны, это стало некой «рамкой», в которую я попала, и оттуда было очень трудно выбраться, но я всегда знала, что это произойдет!".

Евгения Симонова в фильме "Обыкновенное чудо"

Сама актриса своими самыми любимыми работами называет фильм литовского режиссёра Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека» по Чехову. Хотя он не имел всенародной любви, но "был для меня очень серьёзным и значимым и побывавшим на кинофестивале в Венеции". В этом фильме снимались Александр Кайдановский, Георгий Тараторкин, Людмила Зайцева. Вторая лента, которая ей очень дорога, это «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». С этим фильмом, в котором Симонова играла вторую жену Фёдора Михайловича (Анну Григорьевну Сниткину), она объездила весь мир.

Евгения Симонова в фильме "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского"

В 1990-е годы начался спад в ее карьере актрисы. Она поясняла: "В моей жизни так получилось, что широкая масса зрителей помнит меня по ранним картинам, т. к. я рано начала и, в общем-то, рано закончила активно сниматься. Когда мне исполнилось 30 лет, и, казалось бы, уже появился какой-то опыт – человеческий, актёрский, но ещё не наступила старость, то в это время я очень много работала в театре, но в кино уже начался спад".

Благодаря своему мужу Андрею Эшпаю произошло ее некое возвращение на экран. Сама она отмечает среди своих работ в 2000-е, прежде всего, сериал «Дети Арбата». Там она уже седая и сильно повзрослевшая. "Но я бесконечно люблю эту роль, а картина имела сумасшедший успех", — говорила Евгения Павловна.

Евгения Симонова в сериале "Дети Арбата"

Затем муж снял ее в ленте «Многоточие». Далее была картина «Событие» по пьесе Владимира Набокова — с ней она объездила в рамках программы «Дни российского кино» весь мир, а на Московском международном кинофестивале фильм получил приз в конкурсе «Перспектива». Там она играет харáктерную роль писательницы-графоманки, матери главной героини (ее играет Чулпан Хаматова).

Исполнила главную роль в 16-серийной мелодраме режиссера Сергея Лялина «Осиное гнездо», которая вышла на экраны в 2017-м.

Евгения Симонова

Рост Евгении Симоновой: 160 сантиметров.

Личная жизнь Евгении Симоновой:

Первым мужем был актёр Александр Кайдановский. Они познакомилась на съемках фильма "Пропавшая экспедиция". Актрису покорил талант замечательного актера. Их брак продлился недолго, всего 4 года.

В браке родилась дочь Зоя Кайдановская (1976 г.р.). Зоя Кайдановская – тоже актриса, работает в театре имени Маяковского, замужем за актером Алексеем Захаровым, имеет сына Алексея и дочь Варвару.

Евгения Симонова и Александр Кайдановский

Евгения Симонова и Зоя Кайдановская

Через 4 года после развода с Кайдановским она встретила режиссера Андрея Эшпая. Это случилось на съемках его кинокартины "Когда играли Баха". В 1979 году они поженились. У них родилась дочь Мария Эшпай (1985 г.р.).

Мария Эшпай закончила Московскую консерваторию по классу фортепиано, далее училась в аспирантуре в Дании, в музыкальной академии (город Орхус) у профессора Аннэ Оланд.

Евгения Симонова и Андрей Эшпай

Фильмография Евгении Симоновой:

1969 — Десять зим за одно лето — Катя
1973 — В бой идут одни «старики» — Маша Попова
1974 — Вылет задерживается — Елена Дмитриевна Шеметева (Алёна)
1975 — Афоня — Катя Снегирёва, медсестра
1975 — Под крышами Монмартра — Виолетта Шевалье, цветочница
1975 — Пропавшая экспедиция — Тася Смелкова
1976 — Золотая речка — Тася Смелкова
1976 — Как важно быть серьёзным (телеспектакль) — Сесили Кардью
1977 — Доходное место (телеспектакль) — Полинька
1977 — Кто поедет в Трускавец — Оленька, регистратор в поликлинике
1977 — Приехали на конкурс повара — Наташа Земляникина
1977 — Это было в Коканде — Варя
1978 — Обыкновенное чудо — Принцесса
1978 — Школьный вальс — Дина Соловьёва
1978 — Лика (телеспектакль) — Лика
1978 — След на земле — Алла Сергеевна
1978 — Баламут — Валентина Николаевна Ромашова, преподаватель английского языка
1979 — День свадьбы придётся уточнить — Аня
1979 — Восьмой день недели
1980 — Двадцать шесть дней из жизни Достоевского — А. Г. Сниткина
1980 — Рассказ неизвестного человека — Зинаида Фёдоровна
1980 — Рафферти — Джил Харт, певица
1981 — Контрольная по специальности — Александра Мороз
1982 — Конфликтная ситуация
1982 — Сеанс одновременной игры — Ольга Васильевна Пинчук, корреспондент
1982 — Транзит — Алла Глебовна
1983 — Долгая дорога к себе — Анна Алексеевна Якушева, художник
1983 — Карантин — мама
1983 — Когда играли Баха — Инна
1983 — Подросток — Альфонсина
1984 — Сказки старого волшебника — жена Синей бороды
1985 — Дети солнца — Лиза
1985 — Сцены из драмы «Маскарад» (телеспектакль) — Нина Арбенина
1986 — Дикий ветер — Бэла
1988 — Француз — Анна
1989 — Прямая трансляция — Люся
1990 — А вот и я
1990 — Бес в ребро — Ирина Сергеевна
1993 — Роль — бывшая пионервожатая
1993 — Русский регтайм — Маша
1994 — Призрак дома моего
1996 — Маленькая королева и другие
1999 — Цветущий холм среди пустого поля — Анна
2001 — Не покидай меня, любовь — Таня
2001 — Саломея — Софья Бронина
2003 — 2004 — Евлампия Романова. Следствие ведёт дилетант — Катя Романова
2004 — Дети Арбата — Софья Александровна, мать Панкратова
2004 — Талисман любви — Любовь Евсеевна Уварова
2004 — Четыре Любви — Люба
2006 — Многоточие — Кира Георгиевна, скульптор
2006 — Служба доверия — Кира Сергеена Глазунова
2008 — Цыганочка с выходом — Марина Викторовна, мать Ивана
2009 — Иван Грозный — Ефросинья Старицкая
2009 — Сынок — адвокат
2009 — Событие — мать Любы
2009 — Капля света — Маргарита Станиславовна Селезнёва
2010 — Два капитана — мама Нины
2010 — Вуаль Анжелины
2011 — Два билета в Венецию — Нина Сергеевна, мать Саши
2011 — Клеймо
2011 — Дело гастронома № 1 — Ева Ефанова
2012 — Капитаны — Ольга Александровна, мать Нины и Евгении
2012 — Элизиум — тётушка
2014 — Взрослые дочери — хозяйка театра
2015 — Метод — Софья Зиновьевна, учительница
2016 — Память осени — Таисия Семёновна, жена Юсина
2017 — Осиное гнездо — Елизавета Андреевна

Озвучивание мультфильмов Евгении Симоновой:

1984 — А в этой сказке было так…

Семейные тайны Евгении Симоновой

* Народная артистка через Александра Ширвиндта обменивается нежными письмами со своим первым мужчиной
* Дочь актрисы от Александра Кайдановского после жутких побоев прогнала супруга-альфонса и стала жить с мужем лучшей подруги

Аккурат к 60-летию Евгении СИМОНОВОЙ Первый канал показывает сериал ее супруга Андрея ЭШПАЯ «Взрослые дочери». Сама народная артистка с наследницей и коллегой по Театру им. Маяковского Зоей КАЙДАНОВСКОЙ сыграли в картине небольшие роли. А вот внуку Евгении Павловны Алеше посчастливилось воплотить там образ помасштабней — он изображает единственного сына главных героев в исполнении Игоря ГОРДИНА и Юлии ПЕРЕСИЛЬД.
Свой существенный вклад в киноленту внес и свекор Симоновой: знаменитый композитор ЭШПАЙ-старший написал к фильму музыку. Пока критики разбирают по косточкам масштабный семейный телепроект, мы расскажем, какие испытания выпали на долю клана Симоновых — Кайдановских — Эшпаев.

С ВАСИЛЬЕВЫМ у будущей кинозвезды были страстные чувства

— Женя с легкостью может сыграть и Принцессу из «Обыкновенного чуда», и простую девочку из «Афони» — да кого угодно! У нее есть невероятная пластичность натуры, — рассказывал нам в интервью года три назад старший брат Симоновой — Юрий Вяземский, профессор МГИМО, создатель и ведущий телевикторины «Умники и умницы». — Сестра — трудолюбивый и общительный человек. Когда училась в Щукинском училище, весь ее курс приходил к нам домой. В том числе Леонид Ярмольник, Альгис Арлаускас, Стас Жданько, Юрий Васильев…
Тогда Вяземский не упомянул, что именно Васильев, выросший со временем в ведущего актера и режиссера Театра сатиры, был первой серьезной любовью Евгении. Их роман, продолжавшийся несколько лет, вполне мог закончиться свадьбой.
— Да, у нас с Женечкой случились взаимные, очень чистые, нежные и страстные чувства, — откровенничает сейчас Васильев. — Волшебная пора! Мы были партнерами все четыре года обучения: делали этюды, ставили отрывки, а в дипломном спектакле сыграли «Историю одной любви» о 16-летних ребятах, уезжающих за романтикой на Север. Помню, как и сам возил Женю к себе на родину, в Новосибирск. Знакомил с родителями. Зима тогда выдалась очень холодная. Пришлось искать теплые вещи для любимой, чтобы она смогла осмотреть достопримечательности и побывать в Академгородке. Я тонул в ее взгляде. В училище нас прозвали Ромео и Джульеттой. Педагоги закрывали глаза на то, что мы пишем друг другу записочки прямо на лекциях. Евгения первой с курса получила разрешение на съемки в кино. Наш педагог Катин-Ярцев отпустил ее на картину «В бой идут одни «старики»…», понимая, что она сыграет достойно. И не ошибся.

СИМОНОВА и ЭШПАЙ живут вместе 32 года

По словам Юрия Борисовича, он дико (доходило даже до ссор) ревновал свою Джульетту. И, как оказалось, не зря! На очередных каникулах, летом 74-го, Симонова укатила на Урал сниматься в ленте «Пропавшая экспедиция» и сразу же потеряла голову от партнера Александра Кайдановского. Вернувшись в Москву, Евгения сразу же объяснилась с Васильевым. Тот впал в ступор, а потом назло бывшей стал крутить романы едва ли не со всеми симпатичными студентками Щуки.
Правда, на занятиях по актерскому мастерству Юра оставался в паре с Женей и продолжал играть с ней романтические этюды. Возможно, это помогло им остаться друзьями.
— Конечно, я очень страдал, — вздыхает народный артист.

Евгения Симонова — "Обыкновенное чудо"

— Но потом понял, что Кайдановский, вскоре ставший Жениным мужем, достойный человек. Он приходил к нам на показы, мы с ним хорошо общались. Спустя годы я со своей семьей и Симонова со своей поселились по соседству. Встречаясь, очень трогательно, с юмором вспоминали былое. Однажды на пару гастролировали в Люксембурге — пели арии из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». А после отправились в ресторан. Туда же подтянулись и наши коллеги. В разговоре мы с Женей вдруг вспомнили пронзительную песню «Вьюн над водой», которая полюбилась обоим еще в студенческие годы. Исполнили ее и сорвали бурные овации. Впору было разрыдаться от нахлынувших воспоминаний. Прошлой осенью, когда я отмечал 60-летие,Александр Ширвиндт передал мне письмо от Евгении. Она с удивительными интонациями поздравляла меня. А сейчас написал ей к юбилею ответочку из «прекрасного далека».

С КАЙДАНОВСКИМ Женя сблизилась на съёмках «Пропавшей экспедиции». Фото:Kinoartist.forumbb.ru

Ураган чувств

— Выйдя за Кайдановского, Женя почти сразу родила Зою, — вспоминал брат нашей героини Вяземский. — Саша в быту оказался непростым человеком. Чего только стоили его резкие перемены настроения! В то же время он был удивительно талантливым: я до сих пор восхищаюсь его актерскими работами, но совершенно не перевариваю как режиссера, просто ненавижу фильмы «Жена керосинщика» и «Смерть Ивана Ильича». Конечно, в лицо это ему нельзя было говорить, хотя он все чувствовал.
Увы, Симонова не могла похвастаться идеальным браком с Кайдановским. Считается, что противоположности притягиваются, но этой паре был отмерены далеко не длительные отношения. Когда Зое было четыре годика, ее родители развелись.
— В последний раз видел Сашу уже после его расставания с Женей, — щурится Вяземский. — Я тогда встретил свою вторую жену Татьяну и вдруг понял, что хочу непременно познакомить ее с Александром. Как он нас принял! Был удивительно ласковый, родственный, всепонимающий и чуткий человек.
Между тем в 1982 году Симонова приняла предложение режиссера Андрей Эшпая исполнить главную роль в его фильме «Когда играли Баха». Съемки проходили в Ялте. Именно там, под шепот волн, постановщика и актрису накрыл ураган чувств. Только спустя два года, после рождения дочки Маруси, влюбленные расписались. Эшпай не уставал благодарить любимую за то, что она подарила ему такую драгоценность. Прекрасно ладил он и с падчерицей, хотя Зоя, особенно в переходном возрасте, не раз откалывала коленца, о которых теперь и вспоминать стыдно.

— 90-е для всех нас, актеров, выдались сложными, — вздыхает коллега Симоновой по Театру им. Маяковского Виктор Запорожский. — Но Евгения — сильный человек, несмотря на чудовищную усталость после постоянных выездов на концерты, все сдюжила. Ее энергии и на семью, и на всех остальных хватало. У нас в театре тогда в расцвете сил умерла актрисаЛюдмила Коршакова.Не могу сказать, что Женя была с ней очень близка. Но вспомнив, что у Люды осталась маленькая дочка Даша лет десяти, Симонова стала ее опекать. Причем заботилась не как многие о чужих детях — формально, а как о родной кровиночке! Часто ездила к Даше в Тулу, где девочка поселилась у бабки с дедом. Долгие годы им помогала, при этом забот и со своими дочерьми был полон рот.
По словам Запорожского, Симонова с мужем очень дополняют друг друга:
— У них удивительно красивый и крепкий брак. Когда Зоя Кайдановскаявыросла и родила сына Лешу, Эшпай очень обрадовался. Помню, как они все вместе пришли к нам в гости, Алешеньке годика три было. Андрей его с рук не спускал и млел. Наслаждался новым чувством, что он теперь дедушка.

Зоя благодарна Алексею ЗАХАРОВУ за дочь. Фото: Facebook.com

Позднее раскаяние

С Максимом Славкиным, отцом своего первенца, 18-летняя Кайдановская познакомилась, когда училась на нулевом курсе в ГИТИСе. Увы, Макса, в отличие от Зои, так и не взяли на первый курс. Но, оставшись за бортом, симпатичный паренек с длинными кучерявыми волосами все же уговорил продолжательницу актерской династии стать его женой. Причем у Кайдановской сразу появилась мечта родить любимому, но забеременела она только ближе к выпускному. Так что дипломный спектакль играла в интересном положении.
Увы, появление на свет Алеши не сплотило молодую семью — на горизонте забрезжил неминуемый развод.
— В какой-то момент мы с мужем отдалились, — откровенничала Зоя в одном из интервью. — Я сидела с маленьким дома, а Максима тянуло в компании, которые у нас вскоре стали совсем разными.

Третий избранник КАЙДАНОВСКОЙ — Александр БЫКОВ — сделал её по-женски счастливой. Фото: Facebook.com

И тут Кайдановская влюбилась в бывшего однокурсника Алексея Захарова, провинциала из Курской области. Они случайно встретились в одной компании, и, хотя во время учебы друг друга в упор не замечали, теперь страсть накрыла обоих с головой. И оживила надежды на долгожданное счастье. Но оправиться в загс долго не могли: уж слишком бурно и часто ссорились, выясняли отношения. Зато потом замечательно мирились. И вот однажды после очередного примирения Зоя узнала, что беременна.

Обратной дороги не было — решили расписаться. Но и в этом случае появление малышки, которую назвали Варей, не забетонировало отношения молодых супругов.
Поклонники Зои, ставшей сейчас примой Театра им. Маяковского, и не догадывались, что Кайдановская некоторое время назад развелась с Захаровым! Даже автор этих строк узнала об этом случайно.
Когда я позвонила актрисе с просьбой сказать несколько слов к юбилею мамы, не могла не поинтересоваться, почему давно не видно ни в театре, ни в кино ее суженого. Зоя без эмоций констатировала:
— С Алексеем я развелась… Но что теперь об этом говорить? Сейчас я опять влюблена. Мой мужчина — не артист. У меня все хорошо! — и на этом попрощалась.

Мария ЭШПАЙ влюбилась в датчанина. Фото: Facebook.com

Ясность в ситуацию внес свекор Евгении Симоновой, композитор Андрей Эшпай-старший. В начале нашей беседы он пожаловался, что после того, как отпраздновал недавно 90-летие в Концертном зале им.Чайковского, упал, серьезно травмировался и теперь вынужден снова учиться ходить. А потом с сожалением заметил, что история расставания Кайдановской и Захарова вышла некрасивая:
— Просто бывший муж Зои оказался альфонсом и бандитом. Представляете, он особо нигде не работал, жил за счет супруги, а когда она ему об этом сказала, тут же получила кулаком в лицо. Чуть ли не нос ей поломал, сволочь! Разве так поступают мужчины?! Молюсь, чтобы моя внучка Маша (дочь Эшпая-младшего и Симоновой. — Г. У.) с таким произволом никогда не столкнулась. Она — моя радость, стала пианисткой, сейчас работает в Дании. У Маши там появился молодой человек, тоже музыкант, только барабанщик. Дай бог, чтобы Мария и ее сестра Зоя, с которой теперь рядом нормальный мужчина, были счастливы!
Пожелав композитору скорейшего выздоровления и попрощавшись, я решила разыскать Алексея Захарова. Хотелось из первых уст услышать, почему же все-таки он был так жесток с женой.
— Да, действительно вышло так, что я поднял руку на Зою, но сейчас раскаиваюсь и очень жалею об этом, — заявил Захаров. — Она назвала меня альфонсом, при этом сама пришла в два часа ночи из гостей с маленьким ребенком на руках и навеселе. Вот и не совладал с эмоциями, накипело. Я тогда работу пытался найти, сидел в депрессии. А у Зои одна премьера следовала за другой. Она вся такая красивая и счастливая, а у меня — судьба наперекосяк. Я не просил ее мне помочь, просто ждал доброго совета и моральной поддержки. А получилось, что у нас пошли разные векторы: она — в гору, я — под гору. Вот такой неудачник. Знаю, что у Зои сейчас другой -Александр Быков. Бизнесмен, у него, кажется, своя фирма. Я не в курсе, когда у них там все завертелось: во время нашего брака или уже потом. Мы когда-то дружили семьями. Быковы — родители одноклассника Зоиного сына Леши. Сашина жена стала лучшей подругой моей бывшей супруги. Раньше мы с Быковым ходили выпивать куда-нибудь. Но сейчас, ясное дело, не контачим. Когда я об их романе узнал, мне запретили появляться в нашей квартире на Академической, которую Зое мама и отчим подарили. Сейчас прихожу к дочке, которую очень люблю. Но общаемся за пределами дома: забираю ее погулять. Так-то я снимаю квартиру в Подмосковье, живу гражданским браком. Пытаюсь определиться в жизни. Я, кроме актерства, строительным бизнесом пытался заняться, но пока неудачно.

Актриса Евгения Симонова как-то сказала в интервью: «У меня в жизни было две страсти — лошади и Кайдановский».

Симоновой можно верить — она была женой Александра Кайдановского. Симонову можно понять — Кайдановский был интересный мужчина. Ему явно хотелось казаться не таким, как все. И он был не совсем таким, как все. В июле 2007 года ему исполнилось бы 60.

Его характер

Родился все в той же советской стране, в Ростове. Готовился стать сварщиком (даже учился в соответствующем техникуме), потом все равно стал артистом. Хотел и стал. Окончил вахтанговскую высшую школу, снимался в кино, был знаменит. С детства, с юности считался человеком непростым, крайне противоречивым — мог виртуозно материться, разговаривать на блатном жаргоне и столь же убедительно мог часами говорить о литературе и искусстве, о вещах, не всем доступных. Встретив в подворотне пьяную компанию с ножом наперевес, мог голой рукой взяться за лезвие и, не дрогнув, смотреть в глаза соперникам.

Мог нести по жизни репутацию неудачника, человека без успеха, без денег, без жилья. Жил в сыром полуподвале с прогнившим полом, стоявшей водой, здесь же помещалась коляска с ребенком. Потом обитал в коммуналке на улице Воровского в компании дворняги Зины и кота Носферату. Частенько врубал на полную мощность телевизор — только чтобы не слышать соседей.

Был нетусовочным, был ироничным и даже желчным — а может ли быть умный человек неедким? Его называли жестоким и тяжелым, правдивым и интересным, светским — словом, крайне противоречивым. Чуть ли не хулиган, нешуточный ревнивец, почище Отелло. Совсем не умел врать. Пил? Да, пил, и крепко — об этом вспоминают многие. Имел судимость. Был, казалось бы, нечестолюбив. Хотя, наверное, честолюбия не был лишен, предостаточно в нем было этого самого честолюбия, он даже играл в незаурядность, просто до какого-то потолка не дотянул — было лень все время высоко подпрыгивать. Даже к приглашению войти в состав жюри престижного Каннского кинофестиваля отнесся как-то вяло, хотя вполне мог воспользоваться этой редкой возможностью для собственного имиджа в настоящем и будущем.

Его считали слишком высоколобым.

Его роли

После Щукинского училища Александра Кайдановского взяли в Московский театр им. Е. Вахтангова с прицелом на роль князя Мышкина. В театре шел «Идиот» Достоевского, роль князя играл Николай Гриценко. Естественно, расставаться с этой ролью в планы народного Николая Олимпиевича не входило. Он даже больным с койки поднимался и шел играть Мышкина, только чтобы вожделенная роль никому не досталась.

В результате Кайдановский не делал в театре ничего. Играл, как говорится, «кушать подано». Михаил Ульянов даже советовал ему вернуться в Ростов и пытаться делать карьеру там. Но Александр отправился в армию, служил в кавалерийском полку на «Мосфильме». И вот тут-то впервые прозвучал.

Если мы и помним Кайдановского как актера, то не по «Анне Карениной» и не по «Первой любви». Прежде всего — по «Сталкеру» и «Своему среди чужих». Он сыграл в фильме у Никиты Михалкова белогвардейского поручика Лемке, брезгливо утонченного, презрительно интеллигентного, как и он сам. И вместе с фильмом «Свой среди чужих, чужой среди своих» вошел в историю.

47 лучших фото Евгении Симоновой, ее дочерей Зои Кайдановской, Марии Эшпай

Наверное, тогда его и стали называть «чужим среди своих». Уж больно не похож он был на нормальных, среднестатистических артистов. Те в перерывах между съемками в Грозном норовили мотануть на местный базарчик, выпить-закусить, Кайдановский же повадился… в книжный магазин, завел там знакомства, в результате привез домой чемодан замечательных книг. У него вообще была прекрасная домашняя библиотека. Кстати, своей первой жене Ирине Кайдановской он на полном серьезе запрещал прикасаться к книгам.

В дальнейшем, понятно, многие его роли были похожи на Лемке. Кайдановский стал типажом — белая кость, обязательно офицерская — не ниже, на солдата-беляка не тянул. Голубая кровь, острое лицо, рефлексия и удаленность от презренного быта. Но где бы он ни снимался, путь его лежал к «Сталкеру», к Тарковскому.

Он, конечно, был самым что ни на есть артистом Тарковского, даже удивительно, что они не встретились раньше, но важна даже не сама роль Кайдановского в «Сталкере». Важно, что он соприкоснулся в работе с Тарковским. Артисту, сразу же названному Тарковским гением, показалось, что он попал в необычный и долгожданный мир, где оказался своим. Он даже поступил учиться в режиссерскую мастерскую Тарковского. Андрей Арсеньевич, эмигрировав, пригласил Кайдановского сняться в следующей своей картине, в «Ностальгии», но артиста не выпустили за границу.

На режиссерской стезе Александр Кайдановский не снискал особого успеха. Ни «Простая смерть», ни «Жена керосинщика» особым вниманием у зрителей и критики не пользовались. Не сыграл Кайдановский Шерлока Холмса в сериале И. Масленникова: режиссеру показалось, что это будет слишком серьезный Холмс. Но Англия все же задела артиста своим туманным крылом: не раз и не два смотрели мы «Десять негритят» Агаты Кристи и Станислава Говорухина, где герой Кайдановского обреченно гибнет на таинственном острове вместе со всей честной компанией.

Его женщины

Был ли Александр Кайдановский одинок? Наверное, несмотря на большое количество браков и романов. Самый громкий брак — с Валентиной Малявиной («Иваново детство», «Король-олень», «Красная площадь»). Познакомились еще в театральном институте, где она завороженно смотрела, как он играл «Гамлета». В театре, на гастролях роман подошел к логической кульминации. Малявина, ходившая в пассиях и женах у Збруева, Тарковского, Кончаловского, до сих пор вспоминает, как Кайдановский читал стихи, как хорошо было с ним и разговаривать, и молчать. Но, видимо, молчали большей частью о разном — вскоре, по словам Малявиной, он как-то вдруг женился на Женечке Симоновой (после совместных съемок в «Пропавшей экспедиции», где Кайдановский сыграл очередного белогвардейского офицера). Брак этот не был прочным, но осталась дочь — Зоя, Зоя Симонова-Кайдановская. Сейчас она выросла, снимается в кино, вместе с мамой сыграла в сериале «Дети Арбата».

В 1995 году Кайдановский женился на 23-летней актрисе Ленкома Инне Пиварс. Но это не дало ему нового жизненного всплеска. Он женился на новой женщине, получил новую квартиру, набрал новый сценарный курс во ВГИКе. И все равно продолжал быть уходящей натурой, фигурой, выпавшей из обоймы, — таким в результате и остался. А три инфаркта (третий оказался роковым) — это так, штрих судьбы.

С Пиварс Кайдановский прожил то ли месяц, то ли два. После смерти артиста родственники обвинили его супругу во всех смертных грехах — чуть ли не в том, что она нарочно погубила Кайдановского, чтобы завладеть наследством. Пиварс выгнали из квартиры на Сивцевом Вражке.

За Кайдановским и сегодня тянется шлейф самого загадочного актера. Похоже, он даже культивировал в себе эту загадочность — по-другому не мог. Больше десяти лет прошло со дня его смерти, но до сих пор на нас смотрит необычное лицо Александра Кайдановского — непризнанного гения, как он сам себя понимал.

Сергей Пальчиковский
Первая крымская N 135, 28 июля/3 августа 2006

Добавить комментарий к статье

• Дорога в четвертое измерение
• Фотографии Кайдановского
• Биография Кайдановского
• Фильмография
• Российские актеры
• Люди с фотографиями
• Биографии актеров
• Знаменитые Александры
• Кто родился в Год Собаки

День 23 июля      

Ссылка на эту страницу:

Обидно — в морду! Кайдановского погубили спонтанность и отсутствие тормозов

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *