Социальная роль

Поведение, мировоззрение, взгляды конкретного человека, прежде всего, определяются социальным статусом и ролью. Этими категориями предопределяются также особенности воспитания, доступ к социальным благам и возможности человека.

Социальный статус — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, профессией, семейным положением и т.п., определяющее набор его прав, возможностей и обязанностей по отношению к социуму.

{module Реклама в тексте}

В социологии выделяют виды статусов:
— предписанный (прирождённый) — статус, определяемый фактом рождения. Пример: мужчина, молодой человек 25 лет (этот же статус, хоть и не сразу даётся от рождения, но определяется фактом рождения) и т.п.;

— достигаемый (приобретаемый) — статус, который индивид приобретает в процессе жизни, взросления, развития в результате свободного выбора. Примерами такого статуса могут быть врач, женатый человек, студент и т.п.

Некоторые социологи выделяют также смешанный статус, обладающий одновременно чертами предписанного и достигаемого статусов. Это редкие виды статусов. К таковым можно отнести, например, статус октябрёнка в Советском Союзе. Он давался всем младшим школьникам. Хотя формально считалось, что его надо заслужить. 

Статус также бывает:
— основным — он определяет главные позиции в жизни человека. К примеру, таковым статусом является врач. Он определяет образ жизни человека, его профессию и квалификацию, уровень образования и т.п.

— неосновным (дополнительным) — он влияет лишь на отдельные черты поведения человека. К неосновному статусу можно отнести, например, статус пешехода. Этот статус, как правило эпизодический (т.е. проявляется лишь иногда) и не является ведущим в жизни человека.

Чем выше статус человека в обществе, тем у него больше возможностей, но и уже рамки допустимого поведения. К примеру, статус студента в обществе предполагает небольшой объём возможностей, но и рамки допустимого поведения шире. Студента можно увидеть на дискотеке; стиль одежды часто более свободный. Статус президента крупной компании намного более высокий. Соответственно, у носителя этого статуса значительно больше возможностей, прав, но рамки приемлемого поведения уже. Появление президента известной компании на студенческой дискотеке в свободной одежде может вызвать шок у некоторых представителей общества.

Социальный статус связан с понятиями престижа и авторитета. Престиж — это оценка обществом значимости положения, которое занимает человек. Авторитет — оценка обществом личных и деловых качеств человека. Престиж и авторитет не следует путать.

1)Что такое социальная роль ?Приведите конкретные примеры .ОЧЕНЬ СРОЧНО!!!2)Что такое

К примеру, престиж дворника практически нулевой. Однако, этот человек может иметь немалый авторитет в семье, кругу друзей за счёт своего остроумия и житейской мудрости. Наоборот, престиж учителя значительно более высокий, однако, если ученики его презирают, оговариваются, то можно сказать в данном случае о его очень низком авторитете.

Социальный статус определяет набор социальных ролей. Социальная роль — ожидаемая обществом от человека модель поведения, определяемая социальным статусом. В социологии есть понятие ролевой набор — совокупность ролей, определяемых одним статусом. К примеру, статус учителя школы предполагает роли преподавателя, воспитателя, экзаменатора и т.п.

Реализация социальных ролей человеком — процесс очень непростой.

Одни и те же социальные роли могут по-разному исполняться разными людьми. Кроме того, в процессе исполнения ролей могут возникать т.н. ролевые конфликты — это особые типы внутриличностных конфликтов. Социологи выделяют несколько их типов:
— внутриролевые — конфликты требований одной социальной роли. К примеру, роль учителя предполагает требовательность, и, в тоже время, снисходительное отношение к ученикам, попавшим в сложные жизненные обстоятельства;
— межролевые — конфликты между разными социальными ролями одного человека. К примеру, социальная роль ученика требует выполнить домашние задания, а роль подруги ожидает иного — погулять;

— личностно-ролевые — конфликты между социальной ролью и интересами, жизненными принципами человека. Такой конфликт возможен, например, в ситуации, когда человек работает не по профессии и его работа не соответствует его интересам.

Последние комментарии в обсуждениях:

Билет 8. Понятие социального статуса. Социальная роль

Социальный статус человека – это социальное положение, которое он занимает в структуре общества, место, которое индивид занимает среди других индивидов.

Каждый человек одновременно обладает несколькими социальными статусами в разных социальных группах.

Виды социального статуса:

  1. Прирожденный статус. Неизменный, как правило, статус, полученный при рождении: пол, раса, национальность, принадлежность к классу или сословию.

  2. Приобретенный статус. Положение в обществе, достигнутое самим человеком. То, чего человек достигает в процессе своей жизнедеятельности с помощью знаний, умений и навыков: профессия, должность, звание.

  3. Предписанный статус. Статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться.

Совокупность всех статусов человека, которыми он обладает на данный момент, называют статусным набором.

Естественный статус личности – существенные и относительно устойчивые характеристики человека: мужчина, женщина, ребенок, юноша, старик и т.п.

Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. (инженер, главный технолог, начальник цеха, менеджер по кадрам и т.д.)

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором.

Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1.Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти).

2.Способ получения. По способу получения роли:

  • предписанные (роли мужчины и женщины, молодого человека, старика, ребенка и т.д.);

  • достигаемые (роль школьника, студента, работника, сотрудника, мужа или жены, отца или матери, и т.д.).

3.Масштаб. По масштабу роли (то есть по диапазону возможных действий):

  • широкие (роли мужа и жены подразумевают огромное количество действий и разнообразное поведение);

  • узкие (роли продавца и покупателя: дал деньги, получил товар и сдачу, сказал «спасибо»).

4.Формализация.

Что такое социальная роль?

По уровню формализации (официальности):

  • формальные (на основе правовых или административных норм: работник полиции, госслужащий, чиновник);

  • неформальные (возникшие стихийно: роли друга, «души компании», весельчака).

5.Мотивация. По мотивации (согласно потребностям и интересам индивида):

  • экономические (роль предпринимателя);

  • политические (мэр, министр);

  • личные (муж, жена, друг);

  • духовные (наставник, воспитатель);

  • религиозные (проповедник);

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Один и тот же человек выполняет множество ролей, которые могут противоречить, не согласовываясь друг с другом что приводит к возникновению ролевого конфликта.

Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

Приведите конкретные примеры социальной роли

Социальный статус и социальная роль

Характер и особенности взаимоотношений индивидов в процессе группового взаимодействия, деятельности и межличностного общения анализируется в социальной психологии с использованием понятий «роль» и «статус». Еще в 1936 году социальный антрополог Р. Линтон выдвинул идею о возможности создания моделей поведения личности в группе в различных ситуациях. Для построения моделей он предложил ввести понятие «статус» и «роль». Линтон описывает, прежде всего, социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус он определил как совокупность прав и обязанностей индивида, а роль описал как динамический аспект статуса. Когда индивид осуществляет права и обязанности в соответствии с социальными ожиданиями групп, он соответствует своей роли. Таким образом, по мнению Линтона, роль представляет собой реализованное субъектом поведение, ожидаемое от него в конкретных ситуациях деятельности при взаимодействии с другими членами. Ролевой подход к анализу поведения личности, предложенный Линтоном, стал вехой в развитии западной социальной психологии. Введение понятий роль и статус помогло социальным психологам изучать такой важный процесс формирования личности как социализация. В социальную психологию понятие «роль» было введено Дж.Г. Мидом, представителем символического интеракционизма. Мы уже рассматривали его взгляды в предыдущей главе.

Что такое социальная роль? приведите конкретные примеры, пожалуйста помогите)

В отечественной социальной психологии понятия роль и статус изучались такими учеными как А.А. Бодалев, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин и другими.

Социальная рольсоциальная функция личности; нормативно одобренный, относительно устойчивый образец поведения (включая действия, мысли и чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе. Социальная роль — модель поведения, заданная социальной позицией личности в системе общественных отношений. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Составляющими социальной роли являются: — ролевые ожидания (то, чего ждут от той или иной роли); — ролевое поведение (то, что человек реально выполняет в рамках своей роли). Беря на себя ту или иную роль, человек представляет связанные с ролью права и обязанности, и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Общество при этом следит, чтобы роль выполнялась в соответствии с социальными требованиями, «как надо». Для этого существует целая система социального контроля: от общественного мнения до правоохранительных органов — и соответствующая ей система социальных санкций: от порицания, через осуждение до насильственного пресечения.

Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой Л. Столяренко выделяет три уровня. Первый уровень — это периферийные атрибуты, т. е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации — атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности. Диапазон и количество ролей определяется многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включен индивид.

Статус —положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.Социальный статус характеризует положение человека в обществе. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ или имидж. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях). Статус требует от человека определенного поведения. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Важными социально-психологическими характеристиками статуса являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида. Сокращение межстатусной дистанции воспринимается как фамильярность.

Виды статусов. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, топ-менеджер, профессор). Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанным статусом называется тот, которыйнавязан обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такой статус часто обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека. Примерами такого статуса являются статусы писателя, ученого, директора. Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат).

Ролевая структура личности. В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т. е. ролевое поведение — это своеобразное сочетание ролей и индивидуальности личности исполнителя. Играя определенную роль, человек тем самым реализовывает предписанные обществом и социальной группой функции, соответствующие данной роли. Т. Парсонс считал, что система социальных ролей характеризуется такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив). Р. Мертон ввел в науку важное понятие – ролевой набор. Ролевой набор, по Р. Мертону, — это совокупность ролей личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов.

Одна и та же роль исполняется разными людьми по-разному. Особенности выполнения роли различными индивидами будет зависеть от следующих факторов.

1. Знания о выполнении данной роли, которыми располагает человек, а также владение необходимыми умениями. Так, для студентов первая сессия всегда является достаточно сложной, так как они еще не достаточно представляют себе, что надо делать и как себя вести в ВУЗе, чтобы соответствовать успешной роли студента.

2. Значимость выполняемой роли для человека.

3. Стремление соответствовать ожиданиям окружающих (степень идентификации с группой и ее нормами и ценностями).

4. Наличие других ролей, которые должен выполнять данный индивид. Так, с рождением ребенка у женщины остается меньше времени и энергии для выполнения роли жены, так как большая часть ее усилий направлена на выполнение роли матери.

5. Личностные и индивидуально-психологические особенности человека. Они включают в себя особенности личности, характера, темперамента, эмоциональной сферы. Все они будут «индивидуализировать» выполнение роли каждым человеком. Так, сущность социальной роли “мать” внеиндивидуальна, но в мире нет двух одинаковых матерей.

6. Если ролей несколько, их характеристики могут приходить в противоречие друг с другом (ролевой конфликт), что будет оказывать влияние на ролевое поведение индивида.

7. Экспектации (ожидания) окружающих.

8. Общественная оценка данной роли социумом (общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли — например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»).

9. Социальные, религиозные, этнические и другие особенности общества, в котором индивиду приходится играть заданные роли.

Рассмотрим схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Г. Олпортом. Первый этап в освоении роли индивидом — осознание необходимости выполнения социальной роли. Без понимания роли и ее основных функций человеку трудно идентифицировать себя с ролью. После того, как человек понял роль, он должен или принять ее или отклонить. Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Процесс вхождения в роль может быть достаточно длительным. Следующий этап ролевого поведения – исполнение роли – имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Часто бывает, что самооценка и оценки другими людьми очень расходятся, поэтому важно всегда все время иметь обратную связь, т. е, интересоваться у окружающих о «качестве» выполнения роли и в соответствии с этим корректировать свое поведение.

Процесс выполнения человеком различных ролей может стать основанием для различных конфликтов. Внутриличностный конфликтвозникает,когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я».

Возможны следующие виды внутриличностных конфликтов:

1) Если «роль» выше возможностей «Я», то человеку грозит переутомление, появление неуверенности в себе;

2) Если «роль» ниже возможностей «Я», является недостойной, унизительной для человека.

Ролевой конфликт возникает, когда существуют противоречия между функциями, которые должен выполнять один человек в одно и то же время (пример — конфликт между профессиональной и семейной ролью женщины). Разнообразные действия, несоответствующие сложившимся ролевым ожиданиям, моральным и правовым требованиям, характеризуются в психологии как "отклоняющееся" (девиантное) поведение. Отклонение от нормы может быть направлено как в сторону "отрицательную", когда данное ролевое исполнение невыгодно, неприемлемо для социального окружения личности, так и в сторону "положительную", когда личность показывает своего рода сверхнормативное поведение — образец, который от неё не требуется (работники-трудоголики).

Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 917;

Роль социальная

социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе межличностных отношений; выполнение человеком определенной роли в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции и пр. У детей, находящихся в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях, понимание и исполнение Р. с. деформированы. (1)

Оцените определение:

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

это форма общественного поведения человека, обусловленная его положением: а) в некоторой социальной группе (например, в семье, в производственной, учебной, спортивной, военной группе — ср. роли отца и сына, начальника и подчиненного, учителя и ученика, тренера и спортсмена, командира и солдата); б) в некоторой ситуации общения — например в ситуации купли-продажи, приема у врача, судебного заседания и т. п. (ср. роли покупателя и продавца, врача и пациента, судьи и подсудимого). С. р. могут быть обусловлены как постоянными или долговременными характеристиками человека: его полом, возрастом, положением в семье и социальным положением, профессией (таковы, например, роли мужа, отца, начальника, сослуживца и др.), так и переменными, которые определяются свойствами ситуации: таковы, например, роли пассажира, покупателя, пациента и др. С.

Социальная роль

р., связанные с постоянными или долговременными характеристиками, накладывают отпечаток на поведение и даже на образ жизни данного человека. Сказываются они и в речи: ср. расхожие «квалифицирующие» определения вроде говорит, как учитель, хорошо поставленным актерским голосом, начальственный окрик, оставь свой прокурорский тон. Существенным компонентом С. р. является ожидание: то, чего ожидают окружающие от поведения индивида, они вправе требовать от него; он же обязан в своем поведении соответствовать этим ожиданиям. Например, школьный учитель по своей профессиональной роли обязан передавать свои знания ученикам и вправе требовать от них внимания и прилежания (это их обязанность). Таким образом, С. р. — это своеобразные шаблоны взаимных прав и обязанностей. Тем не менее исполнение одних и тех же С. р. (пациента, покупателя и т. п.) разными людьми различно: например, в ситуации купли-продажи ролевое поведение каждого из участников обусловлено их постоянными или долговременными социальными характеристиками, их профессиональным или служебным статусом, уровнем общей культуры. Многие С. р., характерные для данного общества, имеют специальные обозначения в языке: отец, мать, сын, одноклассник, учитель, директор и т. п. Все взрослые члены общества более или менее хорошо знают, чего ожидать от поведения человека при исполнении им каждой из подобных С. р., так что даже простое произнесение имени С. р. обычно вызывает в сознании говорящего и слушающего представление о комплексе свойственных этой С. р. прав и обязанностей. Лит.: Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли коммуникантов // Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка.— М., 1989; Формановская Н.И. Социальные роли говорящих // Речевой этикет и культура общения. — М., 1989. Л.Е. Ту мина

Оцените определение:

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *