Социально психологический климат

Социально-психологический климат в семье

Интересным является исследование формирования социально-психологического климата семей(СПК) рабочих-металлургов (Добрынина О. А., 1993). Под социально-психологическим климатом семьи автор понимает обобщенную интегративную характеристику

семьи, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем отношений. Оказалось, что наибольшего различия благополучные и неблагополучные семьи достигают по следующим показателям: удовлетворенность психологической атмосферой в семье, удовлетворенность общением, наличие психологической поддержки супругов.

Следовательно, психологические факторы супружества вносят наибольший вклад в структуру напряженности в несчастливых семьях. Существенные различия выявлены также по удовлетворенности сексуальными отношениями и удовлетворенности досугом.

Обнаружена следующая тенденция: с повышением супружеского стажа возрастает результативность психологической поддержки супругов. Так, индекс удовлетворенности психологической поддержки у совсем молодых супругов составлял 0,57, у супругов со стажем 5-9 лет соответственно 0,8, у супругов со стажем 10-19 лет — 0,72. У пожилых супругов эффективность психологической поддержки несколько снижалась — 0,68. Отчасти этот феномен можно объяснить ростом психологической адаптированное™ в зрелых браках. У пожилых супругов отмечены проблемы и психологического, и сексуального порядка, у них самая низкая удовлетворенность психологической атмосферой и общением п семье.

В ходе исслелонания, проведенного О. А. Добрыниной, установлено, что женщины более критичны в оценке СПК, чем мужчины. Главное для стабильного брака, по оценкам женщин, — справедливое распределение бытовой нагрузки между супругами, полноценный отдых в семье, сексуальная гармония, взаимопонимание с детьми, удовлетворенность психологической атмосферой, общением, дружеская расположенность и забота. В мужском идеале важнейший элемент стабильного брака — общность интересов, но с детоцентристским оттенком.

Этот показатель соотносится в первую очередь с поощрением индивидуальных стремлений, во вторую — с комфортной психологической атмосферой и хорошо организованным досугом и в третью — с сексуальной гармонией.

Следовательно, образ счастливого брака у мужчин формируется в первую очередь через призму психологических, сексуальных компонентов супружества, у женщин — через бытовую, рекреативную, сексуальную и психологическую подструктуры супружества (Добрынина О. А., 1993).

Новые исследования показали, в частности, что удовлетворенность супругов коррелирует между собой: большей удовлетворенности в браке мужа соответствует большая удовлетворенность жены, и, наоборот, при низкой удовлетворенности браком мужчины его жена также не удовлетворена браком (АндрееваТ. В., ТолстоваА. В., 2001; Назарова Е. Б., 2003). Уровень удовлетворенности браком у супругов, а также оценка его благополучия достоверно связана с числом детей в семье: чем больше детей, тем выше уровень благополучия и удовлетворенности браком (Андреева Т. В., Толстова А. В., 2001).

Значимый фактор удовлетворенности браком — собственный локус контроля человека, состоящего в браке. Е. Б. Назаровой под нашим руководством на выборке 70 человек женщин и мужчин, состоящих в браке, получены следующие данные: удовлетворенность браком статистически связана со степенью интернальности самого человека! Человек, принимающий на себя ответственность за все происходящеев своей жизни, более удовлетворен браком независимо от пола (Наза-рова Е. Б., 2003).

Существуют и некоторые гендерные различия в тех факторах, которые влияют на удовлетворенность браком. Удовлетворенность браком женщин статистически значимо связана с такой личностной чертой, как интроверсия. Жены с более выраженной интроверсией более удовлетворены браком, а более экстравертированные — менее. У мужчин такой линейной зависимости нет. Зато у них удовлетворенность браком связана с мотивацией брака супруги: если мотивом вступления в брак у женщины была любовь, статистически более вероятно,* что мужчина будет удовлетворен браком. По фактору нейротизма данные противоположны: более удовлетворены браком нетревожные мужчины, однако женщины с высоким нейротизмом статистически чаще оценивают свой брак как благополучный. К тому же женщины-интроверты с высоким нейротизмом (которых можно отнести к меланхоликам) достоверно чаще оказываются удовлетворенными браком, чем женщины с другими темпераментными особенностями (Андреева Т. В., Толстова А. В.). Исследование семей военнослужащих показало, что удовлетворенность браком выше у тех мужчин-офицеров, которые более склонны к сотрудничеству и компромиссу при возникновении конфликтных ситуаций (Руденко А. В., Андреева Т. В., 1999).

Попытка изучения влияния личностных черт и ценностных ориентации на удовлетворенность браком мужчин на примере охранников ночных клубов показала отсутствие значимых линейных корреляций с личностными чертами. Удовлетворенность мужчин, по нашим данным,

связана лишь с такой ценностью, как эффективность в делах, — чем значимее для мужчины эта ценность, тем он более удовлетворен браком. Однако такой показатель, как «ощущение покоя в доме», оказался связанным с личностной чертой — социабельностью мужчин: более самодостаточные чувствуют себя дома менее спокойно, а более конформные (социабельные) — более комфортно (Андреева Т. В., Шмот-ченкоЮ. А., 2003).

Удовлетворенность браком у женщин взаимосвязана со степенью интернальности мужей — чем выше показатели интернальности мужчины, тем больше удовлетворенность браком у его жены. Соответственно экстернальность мужей связана с меньшей удовлетворенностью браком у женщин (Назарова Е., 2002). А.

Тема 5. Социально-психологический климат в семье.

А. Реан связывает интерналь-ность с ответственностью, зрелостью личности (Реан А. А., 1994,2001). Можно сделать вывод, что брак с более ответственными, зрелыми мужчинами оказывается субъективно более благоприятен для женщин. Это подтверждает и значимая корреляция удовлетворенности женщин с наличием работы у их мужей. В то же время подобных корреляций в факторах удовлетворенности мужчин не наблюдалось. Можно предположить, что мужскую удовлетворенность браком детерминируют несколько иные особенности жен (например, вышеупомянутая любовь жены, которая может проявляться в эмоциональной теплоте отношения к мужу).

Удовлетворенность браком мужчин (на выборке рабочих и инженеров) статистически достоверно связана с таким фактором, как доход семьи. В этом, возможно, сказывается традиционно присущая им роль кормильца (Андреева Т. В., Толстова А. В., 2001). На данную закономерность указывает и Г. Навайтис: у мужчин с ригидно закрепленной установкой на материальное обеспечение семьи при неудачах финансового или профессионального характера проявляется не только негативная оценка отношений в семье, но и снижение удовлетворенности интимными отношениями с женой по принципу «Неудачник не может иметь успешные сексуальные отношения» (Навайтис Г., 1999).

Другое исследование, в котором молодые супружеские пары рассматривались в общей выборке (без разделения по половому признаку), показало, что степень проявления таких акцентуаций характера, как педантичность, повышенная аккуратность, частая смена настроения, свойственная циклотимам, и излишняя заостренность внимания на некоторых факторах событийного характера приводит к снижению удовлетворенности браком. Социальный интеллект благотворно действует на удовлетворенность браком (Бунина О. В., Новосельцева Е. Е., 2002).

Из приведенных данных вырисовывается весьма пестрая картина. Показано, что удовлетворенность браком связана со стажем семейной жизни, с мотивами вступления в брак, удовлетворенностью работой, зависит от количества и возраста детей, личностных особенностей самого опрашиваемого и его брачного партнера. Проявляются и гендер-ные различия: более удовлетворены браком нетревожные мужчины, имеющие достаточный доход, с большей социабельностью (нуждающиеся в чувстве локтя), склонные к компромиссам. На удовлетворенность женщин влияет степень их собственной интроверсии и зрелость их мужей.

Конечно, все эти переменные не равнозначны, и в каждой отдельной семье каждый из перечисленных факторов играет разную роль, имеет различный вес.

Одной из попыток систематизировать полученные в разных исследованиях факторы удовлетворенности браком можно назвать выделенные Т. А. Гурко (1987) четыре группы факторов:

1) социально-демографические и экономические характеристики семьи.

Сюда входят такие показатели, как величина совокупного семейного дохода, возраст супругов, число детей в семье и т. д.;

2) характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов —

профессиональная сфера, взаимоотношения супругов с ближайшим социальным окружением и т. д.;

3) установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизне-

деятельности — распределение хозяйственно-бытовых обязанностей и совпадение установок в этой сфере семейной жизни, организация досуга;

4) характеристики межсупружеских отношений — эмоционально-

нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т. д.).

Следует заметить также, что в разное время многие авторы подчеркивали роль зрелости личности для успешности построения брака и семьи (Адлер А., 1997; Сысенко В. А., 1981, 1985, 1989; Андреева Т. В., 1999; Харитонов А. Н., Тимченко Г. Н., 2002). Поданным исследований Харитонова А. Н. и Тимченко Г. Н. на большой выборке семей (459), большинство опрошенных признавали как свою неготовность к браку (85%), так и наличие постоянных конфликтов в семье (62%).

Удовлетворенность браком связывается и с удовлетворением потребностей в семейно-брачных отношениях, таких как потребность в общении, в открытости, домашней поддержке и других (Харли У, 1992; Андреева Т. В., ПипченкоТ. Ю., 1999).

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 265 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:


Поиск на сайте:


Психологический климат в семье

Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.

Психологический климат – фактор роста

Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.

Виды психологического климата семьи

Существует два вида психологического климата в семье — это благоприятный и не благоприятный.

Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.

У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное общение с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

Социально-психологический климат в семье

От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую "погоду в доме" они сделают.

С появлением малыша вся любовь, теплота и внимание будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья — это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.

Что должна уметь идеальная любовница?

Эта статья расскажет о качествах и умениях, которыми должна обладать идеальная любовница, причем, речь не о коварной разлучнице, а о любимой женщине.

Партнерские роды — что для этого нужно?

Сегодня очень популярны и эффективны партнерские роды.

Социально-психологический климат в семье

Эта статья расскажет о том, в чем плюс партнерских родов и что нужно знать о них будущему отцу.

Как поставить жену на место?

Поставить жену на место без скандалов и унижений можно и нужно. Эта статья расскажет о способах, как оставаясь мужчиной, красиво и уверенно указать на свое место зарвавшейся супруге.

Куда уйти от мужа, если некуда идти?

К сожалению, но нередки случаи, когда семейным отношением приходит конец и в силу разных причин, женщина вынуждена расстаться с мужем. Эта статья расскажет о том, куда идти женщине, если некуда идти.

Введение. стр. 2

  1. Понятие социально-психологического климата. стр. 4

  2. Факторы, определяющие состояние социально-психологического климата. стр. 6

  3. Диагностика социально-психологического климата. стр. 8

  4. Первичный трудовой коллектив как малая группа. стр. 11

  5. Социально-психологический климат первичного трудового

коллектива. стр. 16

  1. Формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата. стр.

    Психологический климат в семье

Заключение. стр. 25

Список используемой литературы. стр. 26

Введение.

В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата (СПК) коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей ,постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда.

Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности,уровня психического потенциала личности и коллектива ,масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

1. Понятие социально-психологического климата.

Социально-психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности. В психологии часто употребляются схожие категории: "социально-психологический климат", "морально- психологический климат", "психологический климат", "психологическая атмосфера коллектива". Наиболее употребительно понятие "социально-психологический климат".

Часто суть социально-психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям: состоянию коллективного сознания; отражению особенностей взаимодействия людей; эмоционально-психологическому настрою группы; настроению группы; состоянию группы; психологическому единству членов группы; взаимоотношениям в группах и коллективах и др. Целесообразно отметить, что среди основных факторов социально-психологического климата называют отношения людей и условия совместной деятельности. Считают также, что социально-психологический климат — это система норм, обычаев и значений, преобладающих в данной группе людей. Климат выражается способом зависимости членов группы или коллектива друг от друга, а также способом зависимости людей от совместно выполняемых функций или задач.

Социально-психологический климат — это комплексное эмоционально-психологическое состояние профессионального коллектива, отражающее степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности. Социально-психологический климат выражает общий настрой и степень удовлетворенности работников организацией личного труда, отношениями с другими сотрудниками и общим уровнем организованности в подразделении или службе. Такой настрой сотрудников причинно обусловлен внутриорганизационными, внутрисистемными факторами и относительно нейтрален по отношению к внесистемным влияниям (контактам с клиентами, формам проведения досуга, семейным и бытовым факторам ).

2. Факторы, определяющие состояние социально-психологического климата.

Наблюдения и исследования позволяют выделить шесть основных групп факторов, определяющих состояние социально-психологического климата и, в конечном счете, самочувствие и работоспособность работников.

1. Служебно-функциональные факторы (условия труда и оборудование рабочих мест; обеспеченность труда техникой, связью, защитными средствами и т.п.; организация труда, режим труда и отдыха, график работы и т.п.; обоснованность и четкость распределения функций между работниками; функциональная определенность структуры деятельности каждого сотрудника, четкость его обязанностей, прав и ответственности; отношение руководства к вопросам организации труда работников и др.).

2. Экономические факторы (система оплаты труда; своевременность получения денежного содержания; установление границ окладов в соответствии с затратами труда; справедливое (или несправедливое) распределение материальных вознаграждений; льготы, премии, надбавки и т.д.).

3. Управленческие факторы (стиль и методы управления персоналом; отношение руководителей к работникам; сплоченность управленческого звена; преемственность в оценке и выборе способов воздействия на подчиненных; социальная дистанция между руководителями и подчиненными; этика взаимодействия управленческого и исполнительного звена и др.).

4. Психологические факторы (взаимоотношения работников между собой; степень социально-психологической совместимости; уровень конфликтности; состояние взаимодействия между подразделениями; взаимоотношения сотрудников с непосредственным руководителем; групповое мнение, нормы и традиции поведения; характер восприятия и оценки работниками друг друга и т.д.).

5. Факторы профессионально-квалификационной характеристики персонала (численность персонала; соответствие квалификации персонала выполняемой деятельности; обеспечение адаптации и вхождение в должность; перспектива повышения квалификации; перспектива служебного роста и карьеры; обоснованность подбора и расстановки персонала и др.).

6. Правовые факторы (оптимальность и непротиворечивость правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность; соответствие правовых актов требованиям современной деятельности; наличие по каждой должности должностной инструкции с указанием объема обязанностей, прав и ответственности; форма и содержание правовых актов; удобство в их применении и т.д.).

3. Диагностика социально-психологического климата.

Изучение социально-психологического климата можно строить на основе практических (наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, анализ движения кадров и состояния служебной дисциплины, обобщение независимых характеристик и др.) и психологических методов, требующих специальной подготовки (социометрический опрос, анкетирование, шкалирование, референтометрия и др.).

При наблюдении и беседе с работниками целесообразно использовать косвенные признаки (показатели) уровня развития социально-психологического климата.

Для благоприятного (зрелого, здорового) СПК свойственны:

  • преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня;

  • чувство групповой сплоченности и товарищества;

  • высокий уровень профессиональной подготовленности работников;

  • хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными;

  • равномерность распределения объема работы и нагрузок на каждого члена коллектива;

  • своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций;

  • справедливость и гласность в оценке деятельности членов коллектива, а также распределения вознаграждений, решения материальных и жилищных проблем;

  • нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на вышестоящую должность;

  • использование возможностей неформального лидерства для решения служебных и воспитательных задач;

  • критика и самокритика;

  • коллективное обсуждение вариантов важнейших принимаемых решений;

  • охотное согласие подменить товарища, оказать ему помощь.

Для неблагоприятного (незрелого) СПК свойственны:

  • частые опоздания и длительное отсутствие на работе;

  • обсуждение указаний руководителей в "кулуарах";

  • длительные перекуры во время работы;

  • неточное выполнение решений и распоряжений руководства;

  • распространение слухов друг о друге;

  • скрытая критика условий труда;

  • пустая трата рабочего времени;

  • отказ от работы в сверхурочное время;

  • частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения;

  • частые нарушения дисциплины;

  • высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности;

  • низкая активность при обсуждении служебных и специальных вопросов;

  • отсутствие критики и самокритики.

К основным объективным показателям уровня развития СПК относят: эффективность профессиональной деятельности, состояние служебной дисциплины и характер движения кадров. Среди субъективных (психологических) показателей часто называют степень удовлетворенности членов коллектива различными сторонами его жизнедеятельности, особенности восприятия и понимания других людей, удовлетворенность сложившимися взаимоотношениями, доминирующие психические состояния работников, эффективную трудовую мотивацию и др.

Обычно при диагностике социально-психологического климата применяется комплекс методических процедур: специально сконструированные анкеты, шкалы показателей групповых взаимоотношений, шкалы внутригрупповой приемлемости, шкалы-опросники, социометрические опросники и др.

Страницы: следующая →

12Смотреть все

Похожие страницы:

лМЙНБФ УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК

лМЙНБФ УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК — ЙОФЕЗТБМШОБС ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБ УЙУФЕНЩ НЕЦМЙЮОПУФОЩИ ПФОПЫЕОЙК Ч ЗТХРРЕ.

уПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ  — ЙОФЕЗТБМШОБС ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБ УЙУФЕНЩ НЕЦМЙЮОПУФОЩИ ПФОПЫЕОЙК Ч ЗТХРРЕ, ПФТБЦБАЭБС ЛПНРМЕЛУ ТЕЫБАЭЙИ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙИ ХУМПЧЙК, ЛПФПТЩЕ МЙВП ПВЕУРЕЮЙЧБАФ, МЙВП РТЕРСФУФЧХАФ ХУРЕЫОПНХ РТПФЕЛБОЙА РТПГЕУУПЧ ЗТХРРППВТБЪПЧБОЙС Й МЙЮОПУФОПЗП ТБЪЧЙФЙС.

вМБЗПРТЙСФОЩК УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ Ч УППВЭЕУФЧЕ ОБРТСНХА УЧСЪБО У ХТПЧОЕН УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС РПУМЕДОЕЗП. ч УЧСЪЙ У ЬФЙН ПРТЕДЕМСАЭЙНЙ РТЙЪОБЛБНЙ ВМБЗПРТЙСФОПЗП УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЛМЙНБФБ СЧМСАФУС ПФЮЕФМЙЧП ЧЩТБЦЕООЩЕ УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ЖЕОПНЕОЩ НЕЦМЙЮОПУФОЩИ ПФОПЫЕОЙК, ЛПФПТЩЕ УЧПКУФЧЕООЩ ЙНЕООП ЗТХРРБН ФЙРБ ЛПММЕЛФЙЧБ.

фБЛЙН ПВТБЪПН, Ч ЛБЮЕУФЧЕ РПДПВОЩИ РПЛБЪБФЕМЕК ЧЩУФХРБАФ:

  • ЧЩУПЛЙК ХТПЧЕОШ ЙОЖПТНЙТПЧБООПУФЙ ЧУЕИ ЮМЕОПЧ ЗТХРРЩ П ГЕМСИ Й ЪБДБЮБИ УПЧНЕУФОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ,
  • ЧЩУПЛБС УФЕРЕОШ ПРПУТЕДУФЧПЧБОЙС НЕЦМЙЮОПУФОЩИ ПФОПЫЕОЙК (Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ЧЪБЙНППГЕОЙЧБОЙС Ч УППВЭЕУФЧЕ) ГЕМСНЙ Й УПДЕТЦБОЙЕН ЗТХРРПЧПК РТПУПГЙБМШОПК БЛФЙЧОПУФЙ,
  • УХЭЕУФЧЕООБС ЧЩТБЦЕООПУФШ ДЕКУФЧЕООПК ЗТХРРПЧПК ЬНПГЙПОБМШОПК ЙДЕОФЙЖЙЛБГЙЙ,
  • БДЕЛЧБФОБС БФТЙВХГЙС ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЪБ ХУРЕИЙ Й ОЕХДБЮЙ Ч ЗТХРРПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ,
  • ЧЩУПЛЙК РПЛБЪБФЕМШ ЧЪБЙНОПУФЙ Ч УЖЕТЕ БФФТБЛГЙПООЩИ Й ТЕЖЕТЕОФОЩИ ПФОПЫЕОЙК,
  • ЧЩУПЛЙК РПЛБЪБФЕМШ ГЕООПУФОП-ПТЙЕОФБГЙПООПЗП Й РТЕДНЕФОП-ГЕООПУФОПЗП ЕДЙОУФЧБ,
  • УРПУПВОПУФШ Й ЗПФПЧОПУФШ ЮМЕОПЧ ЗТХРРЩ Л РТПСЧМЕОЙА МЙЮОПУФОПЗП УБНППРТЕДЕМЕОЙС Й Ф. Р.

вМБЗПРТЙСФОЩК УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ ЧЩУФХРБЕФ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ПДОПЗП ЙЪ ТЕЫБАЭЙИ ЖБЛФПТПЧ ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ЗТХРРПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. чП НОПЗПН ЬФП ПРТЕДЕМСЕФУС ЗТХРРПЧПК УПЧНЕУФЙНПУФША Й УПЗМБУПЧБООПУФША.

дПУФБФПЮОП ЦЕУФЛП УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ УЧСЪБО Й УП УФЙМЕН ТХЛПЧПДУФЧБ Й МЙДЕТУФЧБЧ ЗТХРРЕ Й ПТЗБОЙЪБГЙЙ. рПОСФОП, ЮФП ДЙТЕЛФЙЧОЩК Й РПРХУФЙФЕМШУЛЙК УФЙМЙ ХРТБЧМЕОЙС ЧТСД МЙ НПЗХФ ВЩФШ ПГЕОЕОЩ ЛБЛ РПДДЕТЦЙЧБАЭЙЕ РПЪЙФЙЧОХА РУЙИПМПЗЙЮЕУЛХА БФНПУЖЕТХ Ч ЗТХРРЕ. еДЙОУФЧЕООПК БМШФЕТОБФЙЧПК ЙН ЧЩУФХРБЕФ ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛЙК УФЙМШ ТХЛПЧПДУФЧБ Й МЙДЙТПЧБОЙС, ВБЪЙТХАЭЙКУС ОБ РПДМЙООПН УПФТХДОЙЮЕУФЧЕ ЛБЦДПЗП У ЛБЦДЩН.

ч ФП ЦЕ ЧТЕНС Ч ЗТХРРБИ ОЙЪЛПЗП ХТПЧОС ТБЪЧЙФЙС УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ ОЕТЕДЛП ЧОЕЫОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ТБУГЕОЕО ЛБЛ ВМБЗПРТЙСФОЩК, ИПФС ОБ УБНПН ДЕМЕ ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЙЕ ЕЗП ВМБЗПДХЫЙЕ Й ХУРПЛПЕООПУФШ ОЕ ФПМШЛП ОЕ УФЙНХМЙТХАФ ТЕБМШОХА ДЕСФЕМШОПУФОХА БЛФЙЧОПУФШ, ОП Й РТЕРСФУФЧХАФ ЬЖЖЕЛФЙЧОПНХ ЧЩРПМОЕОЙА ЗТХРРПЧПК ТБВПФЩ.

ч УРЕГЙБМШОПК РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК МЙФЕТБФХТЕ ДПУФБФПЮОП ЮБУФП Ч ЛБЮЕУФЧЕ УЙОПОЙНПЧ ФЕТНЙОБ "УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ" ХРПФТЕВМСАФУС ФБЛЙЕ УМПЧПУПЮЕФБОЙС ЛБЛ "ОТБЧУФЧЕООП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ", "НПТБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ", "РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ", "РУЙИПМПЗЙЮЕУЛБС БФНПУЖЕТБ" Й Ф. Р. рПДПВОБС РПДНЕОБ, ЛПОЕЮОП, ЧПЪНПЦОБ ОБ УФТБОЙГБИ, ОБРТЙНЕТ, ОБХЮОП-РПРХМСТОЩИ Й ОБХЮОП-РХВМЙГЙУФЙЮЕУЛЙИ ЙЪДБОЙК, ОП ОЕРТБЧПНЕТОБ, ЛПЗДБ ДЕМП ЛБУБЕФУС УПВУФЧЕООП ОБХЮОЩИ РХВМЙЛБГЙК — Ч ЬФПН УМХЮБЕ ДМС ПВПЪОБЮЕОЙС ФПК РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК ТЕБМШОПУФЙ, П ЛПФПТПК ЙДЕФ ТЕЮШ, РТЙНЕОЙН МЙЫШ ПДЙО ФЕТНЙО — "УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ ЗТХРРЩ".

оБЙВПМШЫЕЕ ЛПМЙЮЕУФЧП РТЙЛМБДОЩИ ЙУУМЕДПЧБОЙК, ФБЛ ЙМЙ ЙОБЮЕ УЧСЪБООЩИ У РТПВМЕНПК УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЛМЙНБФБ Ч ЗТХРРЕ РТПЧПДЙМПУШ Й РТПЧПДЙФУС УРЕГЙБМЙУФБНЙ Ч ПВМБУФЙ ПТЗБОЙЪБГЙПООПК РУЙИПМПЗЙЙ. ьФП УЧСЪБОП У ПЮЕЧЙДОПК ЪОБЮЙНПУФША ПГЕОЛЙ Й ПРФЙНЙЪБГЙЙ УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЛМЙНБФБ Ч ЛПОФЕЛУФЕ ТЕЫЕОЙС УБНПЗП ЫЙТПЛПЗП ЛТХЗБ ПТЗБОЙЪБГЙПООЩИ ЪБДБЮ, ФБЛЙИ ЛБЛ УПЪДБОЙЕ ЛПНБОД, РПЧЩЫЕОЙЕ ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ НЕОЕДЦНЕОФБ Й УЙУФЕН НПФЙЧБГЙЙ РЕТУПОБМБ, РПЧЩЫЕОЙС РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФЙ ФТХДБ, УОЙЦЕОЙЕ ФЕЛХЮЕУФЙ ЛБДТПЧ Й Ф. Р.

уПВУФЧЕООП ЗПЧПТС, ЛМБУУЙЮЕУЛЙЕ ЬЛУРЕТЙНЕОФЩ ь. нЬКП Й ЕЗП ЛПММЕЗ, РТПЧПДЙЧЫЙЕУС Ч ЛПОГЕ 30-И ЗЗ. РТПЫМПЗП ЧЕЛБ ОБ ЪБЧПДЕ БНЕТЙЛБОУЛПК ЛПНРБОЙЙ "чЕУФЕТО ьМЕЛФТЙЛ", ЛПФПТЩЕ РПМПЦЙМЙ ОБЮБМП ПТЗБОЙЪБГЙПООПК РУЙИПМПЗЙЙ, ИПФС Й ОЕ УФБЧЙМЙ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПК ГЕМША ЙЪХЮЕОЙЕ УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЛМЙНБФБ Ч ВТЙЗБДБИ УВПТЭЙГ ФЕМЕЖПООЩИ ТЕМЕ, ЖБЛФЙЮЕУЛЙ РТПДЕНПОУФТЙТПЧБМЙ ЪОБЮЙНПУФШ ДБООПК УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПК ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ЗТХРРПЧПК ДЕСФЕМШОПУФЙ.

лБЛ ЙЪЧЕУФОП, "иПФПТОУЛЙК ЬЛУРЕТЙНЕОФ", ОБЮБЧЫЙКУС У ЙЪХЮЕОЙС ЧМЙСОЙС ОБ РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФШ ФТХДБ ХТПЧОС ПУЧЕЭЕООПУФЙ Ч ТБВПЮЙИ РПНЕЭЕОЙСИ Й Ч ДБМШОЕКЫЕН РЕТЕТПУЫЙК Ч ТБЪЧЕТОХФХА РТПЗТБННХ, Ч ТБНЛБИ ЛПФПТПК ЙУУМЕДПЧБФЕМЙ НБОЙРХМЙТПЧБМЙ ГЕМЩН ТСДПН ДТХЗЙИ РЕТЕНЕООЩИ, УЧСЪБООЩИ У ХУМПЧЙСНЙ ТБВПФЩ, РПЛБЪБМ, ЮФП РТБЛФЙЮЕУЛЙ МАВПЕ ЙЪНЕОЕОЙЕ, "…ВХДШ ФП УПЛТБЭЕОЙЕ ЧТЕНЕОЙ ПФДЩИБ, ХЧЕМЙЮЕОЙЕ РЕТЙПДПЧ ПФДЩИБ РТЙ ПДОПЧТЕНЕООПН ХНЕОШЫЕОЙЙ ЙИ ЛПМЙЮЕУФЧБ, РЕТЕЧПД ОБ РСФЙДОЕЧОХА ТБВПЮХА ОЕДЕМА, ЧЧЕДЕОЙЕ ЗТХРРПЧЩИ РППЭТЙФЕМШОЩИ ЧЩРМБФ ЙМЙ ЦЕ ЧПЪЧТБФ Л РЕТЧПОБЮБМШОЩН ХУМПЧЙСН ТБВПФЩ, РТЙЧПДЙМП Л ОЕХЛМПООПНХ ЧПЪТБУФБОЙА РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФЙ ФТХДБ, ЗТБЖЙЛ ЛПФПТПК РТЕДУФБЧМСМ УПВПК РПЮФЙ РМБЧОХА ЛТЙЧХА" (1)

рЩФБСУШ РПОСФШ ЗМХВЙООЩЕ РТЙЮЙОЩ ДБООПЗП ЖЕОПНЕОБ, ЙУУМЕДПЧБФЕМЙ РТЙЫМЙ Л ЧЩЧПДХ, ЮФП ЗМБЧОПК ЙЪ ОЙИ СЧМСМПУШ "…ЙЪНЕОЕОЙЕ УПГЙБМШОПК УТЕДЩ. пВЩЮОЩЕ ТБВПФОЙГЩ, ЛПФПТЩЕ ЧЩРПМОСМЙ ТХФЙООХА ТБВПФХ, ЙНЕАЭХА ОЙЪЛЙК УФБФХУ Й РПЮФЙ ОЕ РПМШЪХАЭХАУС РТЙЪОБОЙЕН, ВЩМЙ РТЕЧТБЭЕОЩ Ч ЪОБЮЙФЕМШОЩИ МАДЕК. "йИ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ЪДПТПЧШЕ Й ВМБЗПРПМХЮЙЕ УФБМП ЧПРТПУПН ВПМШЫПК ЧБЦОПУФЙ. йИ НОЕОЙС, ОБДЕЦДЩ Й УФТБИЙ ЧЩЪЩЧБМЙ ЦЙЧПК ЙОФЕТЕУ" — ПФНЕЮБЕФ тЕФМЙЪВЕТЗЕТ (ПДЙО ЙЪ ЛПММЕЗ ь. нЬКП. — ч. й., н. л.). — оП ЬФП ЕЭЕ ОЕ ЧУЕ. йУУМЕДПЧБФЕМЙ ДПВТПЦЕМБФЕМШОП ВЕУЕДПЧБМЙ У ОЙНЙ (ЮБУФП ЬФП РТПЙУИПДЙМП Ч ЛБВЙОЕФЕ ТХЛПЧПДЙФЕМС) Й ЧП ЧУЕИ РПДТПВОПУФСИ ТБУУРТБЫЙЧБМЙ П ФПН, ЮФП ПОЙ ДХНБАФ ПВ ХУМПЧЙСИ ТБВПФЩ. чНЕУФП УФТПЗПЗП ОБЮБМШОЙЛБ, ЛПФПТПЗП ЙОФЕТЕУПЧБМЙ ФПМШЛП РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩЕ ЧПРТПУЩ, ПОЙ РПМХЮБМЙ РПДЗПФПЧМЕООПЗП ОБВМАДБФЕМС, У РПОЙНБОЙЕН ПФОПУЙЧЫЕЗПУС Л ЙИ ОХЦДБН. пОЙ ЙНЕМЙ ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩЗПЧПТЙФШУС Й Л ФПНХ ЦЕ УБНЙ ХУФБОБЧМЙЧБМЙ ДМС УЕВС ОПТНЩ ЧЩТБВПФЛЙ. у ТБЪЧЙФЙЕН ЮХЧУФЧБ ЗТХРРПЧПК ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЙЪНЕОЙМУС НПТБМШОЩК ДХИ ВТЙЗБДЩ. рПМОПУФША РТЕЛТБФЙМБУШ ФЕЛХЮЕУФШ ЛБДТПЧ, Б ЛПМЙЮЕУФЧП ОЕЧЩИПДПЧ ОБ ТБВПФХ ХРБМП ОБУФПМШЛП, ЮФП УПУФБЧМСМП МЙЫШ НБМХА ДПМА ПФ ЬФПЗП РПЛБЪБФЕМС Ч ДТХЗЙИ ВТЙЗБДБИ. оБРТЙНЕТ, ПДОБ “МЕОФСКЛБ”, ЛПФПТБС Ч ФЕЮЕОЙЕ 32 НЕУСГЕЧ, РТЕДЫЕУФЧПЧБЧЫЙИ ЬЛУРЕТЙНЕОФХ, ПФУХФУФЧПЧБМБ ОБ ТБВПФЕ 85 ТБЪ, ЪБ УМЕДХАЭЙЕ 16 НЕУСГЕЧ ОЕ РТПРХУФЙМБ ОЙ ПДОПЗП ДОС" (2)

мЕЗЛП ЪБНЕФЙФШ, ЮФП ИПФС БЧФПТЩ РТЙЧЕДЕООПЗП ПФТЩЧЛБ ОЕ ПРЕТЙТХАФ РПОСФЙЕН "УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ", РТЕДРПЮЙФБС ФЕТНЙО "УПГЙБМШОБС УТЕДБ", ТЕЮШ ЙДЕФ ЙНЕООП П УПЪДБОЙЙ ВМБЗПРТЙСФОПЗП РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЛМЙНБФБ Ч ЗТХРРЕ ЮЕТЕЪ ЪБДЕКУФЧПЧБОЙЕ ФБЛЙИ ЖБЛФПТПЧ, ЛБЛ РПЧЩЫЕОЙЕ ХТПЧОС ЙОЖПТНЙТПЧБООПУФЙ П ГЕМСИ Й ЪБДБЮБИ УПЧНЕУФОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ, ХЮБУФЙЕ Ч РТЙОСФЙЙ ТЕЫЕОЙК Й БФТЙВХГЙС ПФЧЕФУФЧЕООПУФЙ ЪБ ТЕЪХМШФБФЩ, ЙДЕОФЙЖЙЛБГЙС У ЗТХРРПК, ЧОЙНБОЙЕ Л РУЙИПЬНПГЙПОБМШОПНХ УПУФПСОЙА ЛБЦДПЗП ЮМЕОБ ЗТХРРЩ Й Ф. Р.

ъБ ДЕУСФЙМЕФЙС, РТПЫЕДЫЙЕ УП ЧТЕНЕО "иПФПТОУЛПЗП ЬЛУРЕТЙНЕОФБ", РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П РЕТЧПУФЕРЕООПК ЧБЦОПУФЙ УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЛМЙНБФБ ДМС ПВЕУРЕЮЕОЙС ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ЛБЛ МПЛБМШОПК ЗТХРРЩ, ФБЛ Й ПТЗБОЙЪБГЙЙ Ч ГЕМПН РТЕЧТБФЙМПУШ ЙЪ УНЕМПК ЗЙРПФЕЪЩ Ч ЧЕДХЭХА РБТБДЙЗНХ УПЧТЕНЕООПЗП НЕОЕДЦНЕОФБ. лБЛ ПФНЕЮБЕФ УРЕГЙБМЙУФ Ч ПВМБУФЙ ПТЗБОЙЪБГЙПООПЗП РПЧЕДЕОЙС у. жЙОЛ, Ч ОБЫЙ ДОЙ, "НЕОЕДЦЕТ ДПМЦЕО ЙЗТБФШ УЛПТЕЕ ТПМШ РПНПЭОЙЛБ-РУЙИПМПЗБ Й ФТЕОЕТБ, ОЕЦЕМЙ ЛПОФТПМЕТБ, УЛПТЕЕ ОБУФБЧОЙЛБ, ЮЕН ОБЮБМШОЙЛБ — ЙОЩНЙ УМПЧБНЙ, ТПМШ ЮЕМПЧЕЛБ, УПЪДБАЭЕЗП ЧОХФТЕООЙК НЙТ ПТЗБОЙЪБГЙЙ: “ЛПОФЕЛУФБ”, Ч ЛПФПТПН ДЕКУФЧХЕФ ЙОДЙЧЙД. рТЙ ЬФПН ПУПВЕООП ЧБЦОП РПУФПСООП ХДЕМСФШ ЧОЙНБОЙЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙН БУРЕЛФБН ФТХДБ, УТЕДЙ ЛПФПТЩИ ЧЩЪПЧ, ДЕМБАЭЙК ТБВПФХ ХЧМЕЛБФЕМШОПК, ЕЕ ТБЪОППВТБЪЙЕ, ПУПЪОБОЙЕ ГЕМПУФОПУФЙ РТПГЕУУБ, ЮХЧУФЧП, ЮФП ДЕМБЕЫШ ЮФП-ФП ЪОБЮЙНПЕ, ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП ФЕВС ГЕОСФ Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ. еУМЙ ЬФЙ ЬМЕНЕОФЩ ЧОЕДТЕОЩ Ч ТБВПФХ, ФП УПФТХДОЙЛ, ЧЕТПСФОП ВХДЕФ ПФПЦДЕУФЧМСФШ УЕВС У ТБВПФПК, У ДТХЗЙНЙ ТБВПФОЙЛБНЙ Й У ПТЗБОЙЪБГЙЕК" (3). ч ЬФПК УЧСЪЙ ЧРПМОЕ РПОСФОП ФП ЧОЙНБОЙЕ, ЛПФПТПЕ ХДЕМСЕФУС ОЕ ФПМШЛП РУЙИПМПЗБНЙ, УРЕГЙБМЙЪЙТХАЭЙНЙУС Ч УЖЕТЕ НЕОЕДЦНЕОФБ Й ПТЗБОЙЪБГЙПООПЗП ТБЪЧЙФЙС, ОП Й УПГЙБМШОЩНЙ РУЙИПМПЗБНЙ ЧППВЭЕ, ЧЪБЙНПУЧСЪЙ УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЛМЙНБФБ Й ПУПВЕООПУФЕК МЙДЕТУФЧБ Й ТХЛПЧПДУФЧБ Ч ЗТХРРБИ Й ПТЗБОЙЪБГЙСИ.

ч ИПДЕ ГЕМПЗП ТСДБ ЙУУМЕДПЧБОЙК "ВЩМП ПВОБТХЦЕОП ЪБНЕФОПЕ ПФМЙЮЙЕ ЛМЙНБФБ Ч ПТЗБОЙЪБГЙСИ, ЧПЪЗМБЧМСЕНЩИ ЧЩДБАЭЙНЙУС МЙДЕТБНЙ. ьФЙ ПТЗБОЙЪБГЙЙ УХЭЕУФЧЕООП ЧЩТЩЧБМЙУШ ЧРЕТЕД РП ЧУЕН РБТБНЕФТБН — ПФ ЙУЛТЕООПУФЙ Ч ПФОПЫЕОЙСИ НЕЦДХ УПФТХДОЙЛБНЙ ДП ВМБЗПРТЙСФОЩИ ХУМПЧЙК ДМС РТПСЧМЕОЙС ОПЧБФПТУФЧБ Й УБНПУФПСФЕМШОПЗП ЧЩРПМОЕОЙС ТБВПФЩ.

чЩУПЛПЬЖЖЕЛФЙЧОЩЕ ТХЛПЧПДЙФЕМЙ ДБЧБМЙ МАДСН ЧПЪНПЦОПУФШ ПЭХФЙФШ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЪБ УЧПА ТБВПФХ, ПОЙ ХУФБОБЧМЙЧБМЙ ВПМЕЕ ЧЩУПЛЙЕ УФБОДБТФЩ РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФЙ Й НПВЙМЙЪПЧЩЧБМЙ МАДЕК ОБ ДПУФЙЦЕОЙЕ ВПМЕЕ ФТХДОЩИ ГЕМЕК, ТБУУЮЙФБООЩИ "ОБ ЧЩТПУФ". лПТПЮЕ, ЬФЙ ТХЛПЧПДЙФЕМЙ УПЪДБЧБМЙ ХУМПЧЙС, Ч ЛПФПТЩИ МАДЙ ТБВПФБМЙ ВПМЕЕ ЬОЕТЗЙЮОП, У МАВПЧША, ФТХДЙМЙУШ У ВПМШЫЕК ПФДБЮЕК, ЗПТДЙМЙУШ УЧПЕК ТБВПФПК, Й, ЛБЛ УМЕДУФЧЙЕ, УФБТБМЙУШ ЛБЛ НПЦОП ДПМШЫЕ РТПТБВПФБФШ Ч ЬФПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ" (4). уХЭЕУФЧЕООП ЧБЦОП, ЮФП РПДПВОЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ ВЩМЙ ЪБЖЙЛУЙТПЧБОЩ ОЕ ФПМШЛП РТЙНЕОЙФЕМШОП Л ЛПННЕТЮЕУЛЙН ПТЗБОЙЪБГЙСН, ОП Й Ч ЗПУХДБТУФЧЕООЩИ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ПВТБЪПЧБФЕМШОЩИ ХЮТЕЦДЕОЙСИ. ч ЮБУФОПУФЙ, БОБМЙЪЙТХС ТЕЪХМШФБФЩ ЙУУМЕДПЧБОЙС, ПИЧБФЙЧЫЕЗП 42 ЫЛПМЩ Ч чЕМЙЛПВТЙФБОЙЙ, РУЙИПМПЗЙ д. зПХМНБО, т. вПСГЙУ Й ь. нБЛЛЙ РТЙЫМЙ Л ЧЩЧПДХ, УПЗМБУОП ЛПФПТПНХ "РТПСЧМЕОЙЕН УЛТЩФПК УЧСЪЙ НЕЦДХ ХУРЕЫОПУФША ЫЛПМЩ Й УФЙМСНЙ МЙДЕТУФЧБ, ЛПФПТЩНЙ РПМШЪПЧБМЙУШ ТХЛПЧПДЙФЕМЙ, УФБМ ЬНПГЙПОБМШОЩК ЛМЙНБФ. лПЗДБ ДЙТЕЛФПТ НПЗ ЗЙВЛП ЙУРПМШЪПЧБФШ УЧПК ХРТБЧМЕОЮЕУЛЙК ТЕРЕТФХБТ: ПФЧЕУФЙ РТЙ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ХЮЙФЕМС Ч УФПТПОХ ДМС ТБЪЗПЧПТБ РП ДХЫБН, ДПОЕУФЙ ЧДПИОПЧМСАЭЙЕ ЪБДБЮЙ ДП ЛПММЕЛФЙЧБ ЙМЙ РТПУФП УМХЫБФШ, ЛМЙНБФ Ч ХЮЙФЕМШУЛПН ЛПММЕЛФЙЧЕ ВЩМ УБНЩН ЮФП ОЙ ОБ ЕУФШ ВМБЗПРТЙСФОЩН. лПЗДБ ЦЕ МЙДЕТУЛЙК УФЙМШ ДЙТЕЛФПТБ ВЩМ ОЕЙЪНЕООЩН Й ПО “ЪБУФТЕЧБМ” Ч ЛПНБОДОПН ТЕЗЙУФТЕ, ХЮЙФЕМС ФБЛПК ЫЛПМЩ ВЩМЙ ЛТБКОЕ ДЕНПТБМЙЪПЧБОЩ" (5).

чЪБЙНПУЧСЪШ НЕЦДХ ДПНЙОЙТХАЭЙН МЙДЕТУЛЙН УФЙМЕН Й УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙН ЛМЙНБФПН Ч ЗТХРРЕ ВЩМБ ДЕФБМЙЪЙТПЧБОБ, Ч ЮБУФОПУФЙ, д. зПХМНБОПН Й ЕЗП ЛПММЕЗБНЙ Ч ТБНЛБИ ЛПОГЕРГЙЙ ЬНПГЙПОБМШОПЗП ЙОФЕММЕЛФБ. уПЗМБУОП ЕК, ЧЩДЕМЕОЩ ЫЕУФШ МЙДЕТУЛЙИ УФЙМЕК, ЙЪ ЛПФПТЩИ ЮЕФЩТЕ (ЙДЕБМЙУФЙЮЕУЛЙК, ПВХЮБАЭЙК, ФПЧБТЙЭЕУЛЙК Й ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛЙК) СЧМСАФУС ТЕЪПОБОУОЩНЙ, Б ДЧБ (БНВЙГЙПЪОЩК Й БЧФПТЙФБТОЩК) — ДЙУУПОБОУОЩНЙ. рТЙ ЬФПН, У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС д. зПХМНБОБ, ТЕЪПОБОУОЩЕ УФЙМЙ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ПЛБЪЩЧБАФ Ч ГЕМПН РПЪЙФЙЧОПЕ ЧМЙСОЙЕ ОБ УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙК ЛМЙНБФ, Б ДЙУУПОБОУОЩЕ, ОБРТПФЙЧ — ОЕЗБФЙЧОПЕ.

фБЛ, ЙДЕБМЙУФЙЮЕУЛЙК УФЙМШ "…ХМХЮЫБЕФ ЬНПГЙПОБМШОЩК ЛМЙНБФ Й РТЕПВТБЦБЕФ ДХИ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ОБ ТБЪОЩИ ХТПЧОСИ ХРТБЧМЕОЙС" (6). мЙДЕТЩ, РТЕДРПЮЙФБАЭЙЕ ФБЛПК УФЙМШ, "…ЮЕФЛП ПВПЪОБЮБАФ ЦЕМБООХА ГЕМШ, ОП ОЕ ХЛБЪЩЧБАФ ЛБЛ ЕЕ ДПУФЙЮШ, ПУФБЧМСС МАДСН РТПУФПТ ДМС ЙДЕК, ЬЛУРЕТЙНЕОФПЧ Й РТПУЮЙФБООЩИ ТЙУЛПЧ. ъОБОЙЕ ПВЭЕК ЛБТФЙОЩ Й УЧПЕЗП НЕУФБ Ч ОЕК ДБТЙФ МАДСН СУОПУФШ. пОЙ РПОЙНБАФ, ЮЕЗП ПФ ОЙИ ЦДХФ. б ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП ЛБЦДЩК ЮМЕО ЛПММЕЛФЙЧБ ФТХДЙФУС ОБ ВМБЗП ПВЭЕЗП ДЕМБ, ЖПТНЙТХЕФ УРМПЮЕООПУФШ Й ЧЕТОПУФШ: МАДЙ ЗПТДСФУС ФЕН, ЮФП РТЙОБДМЕЦБФ Л ЬФПК ПТЗБОЙЪБГЙЙ" (7).

мЙДЕТЩ, РТЙДЕТЦЙЧБАЭЙЕУС ПВХЮБАЭЕЗП УФЙМС, ПЛБЪЩЧБАФ УЙМШОПЕ ЬНПГЙПОБМШОПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ РПДЮЙОЕООЩИ, ЧУЕМСС Ч ОЙИ ПРФЙНЙЪН Й ХЧЕТЕООПУФШ Ч УПВУФЧЕООЩИ УЙМБИ. лБЛ ПФНЕЮБЕФ д. зПХМНБО, "ИПТПЫЙК ОБУФБЧОЙЛ ЧУЕЗДБ ЧЕТЙФ Ч ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ Й МЕМЕЕФ ОБДЕЦДХ, ЮФП ЧУЕ УПФТХДОЙЛЙ УНПЗХФ ТЕБМЙЪПЧБФШ УЕВС ОБ ЧУЕ 100%. … рТЙ ФБЛПН ПФОПЫЕОЙЙ МАДЙ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ПЭХЭБАФ ЪБВПФХ УП УФПТПОЩ ТХЛПЧПДУФЧБ, РПЬФПНХ УФТЕНСФУС РТЙДЕТЦЙЧБФШУС ЧЩУПЛЙИ УФБОДБТФПЧ РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФЙ Й ВЕТХФ ОБ УЕВС ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЪБ ЛБЮЕУФЧП ТБВПФЩ" (8).

мЙДЕТЩ, ТХЛПЧПДУФЧХАЭЙЕУС "ФПЧБТЙЭЕУЛЙН" УФЙМЕН, ГЕОСФ Ч МАДСИ УРПУПВОПУФШ Л ЛПММЕЛФЙЧОПК ТБВПФЕ Й ЧУЕНЕТОП УРПУПВУФЧХАФ ЕЕ ТБЪЧЙФЙА: "фБЛЙЕ МЙДЕТЩ ВПМШЫЕ ЧУЕЗП ЪБВПФСФУС П РПДДЕТЦБОЙЙ ЗБТНПОЙЙ Й ХЛТЕРМЕОЙЙ ДТХЦЕУЛЙИ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК У РПДЮЙОЕООЩНЙ,… ИПФС ЧПЪНПЦОПУФЙ ФПЧБТЙЭЕУЛПЗП УФЙМС РП УФЙНХМЙТПЧБОЙА РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПУФЙ ПЗТБОЙЮЕОЩ, ПО ПЛБЪЩЧБЕФ ХДЙЧЙФЕМШОП РПЪЙФЙЧОПЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОБ ЛМЙНБФ Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ, ХУФХРБС РП ТПУФХ ЧУЕИ РПЛБЪБФЕМЕК ФПМШЛП ЙДЕБМЙУФЙЮЕУЛПНХ Й ПВХЮБАЭЙН УФЙМСН. чЙДС Ч УПФТХДОЙЛБИ ЦЙЧЩИ МАДЕК У ЙИ ЗПТЕУФСНЙ Й ТБДПУФСНЙ Й РТЕДМБЗБС ЙН, ОБРТЙНЕТ, РПДДЕТЦЛХ ОБ ФТХДОПН ПФТЕЪЛЕ МЙЮОПК ЦЙЪОЙ, ЬФЙ МЙДЕТЩ ЪБЧПЕЧЩЧБАФ ВЕЪХУМПЧОХА РТЕДБООПУФШ ЛПММЕЛФЙЧБ" (9).

дЕНПЛТБФЙЮЕУЛЙК МЙДЕТ, ЛПФПТЩК "…ОЕ ЦБМЕЕФ ЧТЕНЕОЙ ОБ ЧУФТЕЮЙ У МАДШНЙ, Б ФБЛЦЕ РТПЧПДЙФ ЛПММЕЛФЙЧОЩЕ УПЧЕЭБОЙС, ЮФПВЩ ЧЩУМХЫБФШ НОЕОЙС УПФТХДОЙЛПЧ, РПДДЕТЦЙЧБЕФ НПТБМШОЩК ДХИ Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ", ЮФП, ВЕЪХУМПЧОП, "…РПЪЙФЙЧОП ЧМЙСЕФ ОБ ЛМЙНБФ ПТЗБОЙЪБГЙЙ" (10) Ч ГЕМПН.

лБЛ ХЦЕ ПФНЕЮБМПУШ, УПЧЕТЫЕООП ЙОБС ЛБТФЙОБ ОБВМАДБЕФУС Ч УМХЮБЕ РТЕПВМБДБОЙС ДЙУУПОБОУОЩИ МЙДЕТУЛЙИ УФЙМЕК. фБЛ, УПЗМБУОП ДБООЩН д. зПХМНБОБ, ЕУМЙ МЙДЕТ УМЙЫЛПН ЮБУФП РПМШЪХЕФУС БНВЙГЙПЪОЩН РПДИПДПН, "…Х ТБВПФОЙЛПЧ НПЦЕФ РПСЧЙФШУС ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП ОБЮБМШУФЧП РТПУФП РТЙДЙТБЕФУС Л ОЙН. б РПУЛПМШЛХ БНВЙГЙПЪОЩЕ МЙДЕТЩ ТЕДЛП ТБУЛТЩЧБАФ УЧПЙ УППВТБЦЕОЙС, УЮЙФБС, ЮФП РПДЮЙОЕООЩЕ ДПМЦОЩ УБНЙ “ЪОБФШ, ЮФП ЙН ДЕМБФШ”, УПФТХДОЙЛБН РТЙИПДЙФУС МЙЫШ ДПЗБДЩЧБФШУС, ЮЕЗП ЦЕ ПФ ОЙИ ИПФСФ. ч ТЕЪХМШФБФЕ НПТБМШОЩК ДХИ ЛПММЕЛФЙЧБ ТЕЪЛП РБДБЕФ, РПУЛПМШЛХ РП НОЕОЙА ТБВПФОЙЛПЧ, ЙИ УМЙЫЛПН РЕТЕЗТХЦБАФ ТБВПФПК, РТЙ ЬФПН МЙДЕТ СЧОП ОЕ ДПЧЕТСЕФ ЙН Й ОЕ ДПРХУЛБЕФ У ЙИ УФПТПОЩ ОЙЛБЛПК УБНПУФПСФЕМШОПУФЙ. лТПНЕ ФПЗП, БНВЙГЙПЪОЩК МЙДЕТ РПТПК ФБЛ ХЧМЕЮЕО ДПУФЙЦЕОЙЕН УЧПЕК ГЕМЙ, ЮФП ЛБЦЕФУС, ВХДФП ЕЗП ОЙЮХФШ ОЕ ЧПМОХАФ МАДЙ, ЧПРМПЭБАЭЙЕ Ч ЦЙЪОШ ЕЗП ЙДЕЙ", Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЮЕЗП "…Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ БНВЙГЙПЪОПУФШ ХИХДЫБЕФ ЛМЙНБФ Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ" (11).

бЧФПТЙФБТОЩЕ МЙДЕТЩ ИБТБЛФЕТЙЪХАФУС РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ФЕН, ЮФП "ЧНЕУФП ФПЗП ЮФПВЩ ДЕМЕЗЙТПЧБФШ ЧМБУФШ, … УФТЕНСФУС УФТПЗП ЛПОФТПМЙТПЧБФШ Й УФБТБФЕМШОП ПФУМЕЦЙЧБФШ ЛБЦДЩК ЫБЗ УЧПЙИ УПФТХДОЙЛПЧ. уППФЧЕФУФЧЕООП Ч ПГЕОЛЕ ТБВПФЩ РПДЮЙОЕООЩИ, ЕУМЙ ЧППВЭЕ ПОЙ ПГЕОЙЧБАФ ИПФШ ЛБЛ-ФП ЙИ ТБВПФХ, ПОЙ ОЕЙЪНЕООП ЖПЛХУЙТХАФ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФПН, ЮФП УДЕМБОП ОЕ ФБЛ, Б ОЕ ОБ ФПН, ЮФП РПМХЮЙМПУШ РТЕЛТБУОП. лПТПЮЕ ЗПЧПТС, ЬФП ЛМБУУЙЮЕУЛЙК ТЕГЕРФ РТЙЧОЕУЕОЙС ДЙУЗБТНПОЙЙ Ч ПТЗБОЙЪБГЙПООЩК ЛМЙНБФ…. рПУЛПМШЛХ ЧЙТХУ ЬНПГЙПОБМШОПЗП УПУФПСОЙС МЕЗЮЕ РЕТЕДБЕФУС РП ЙЕТБТИЙЙ УЧЕТИ ЧОЙЪ, РПОСФОП, ЮФП ВЕУЮХЧУФЧЕООЩК, ОБЧПДСЭЙК УФТБИ ОБ РПДЮЙОЕООЩИ МЙДЕТ ПФТБЧМСЕФ ОБУФТПЕОЙЕ ЧУЕНХ ЛПММЕЛФЙЧХ, Й ПТЗБОЙЪБГЙПООЩК ЛМЙНБФ ТЕЪЛП ХИХДЫБЕФУС" (12).

еЭЕ ТБЪ РПДЮЕТЛОЕН, ЮФП, ПРЙУЩЧБС ЧЪБЙНПУЧСЪШ ДПНЙОЙТХАЭЕЗП УФЙМС МЙДЕТУФЧБ Й УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЛМЙНБФБ, д. зПХМНБО Й ДТХЗЙЕ ПТЗБОЙЪБГЙПООЩЕ РУЙИПМПЗЙ ЫЙТПЛП ЙУРПМШЪХАФ РПОСФЙС "ПТЗБОЙЪБГЙПООЩК ЛМЙНБФ", "НПТБМШОЩК ЛМЙНБФ" Й ДТ., ТЕЮШ ЙДЕФ ЙНЕООП П УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПН ЛМЙНБФЕ ЛБЛ ЙОФЕЗТБМШОПК ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЕ УПЧПЛХРОПУФЙ НЕЦМЙЮОПУФОЩИ ПФОПЫЕОЙК Ч ЛПОФБЛФОПН УППВЭЕУФЧЕ, Б ЧЩСЧМЕООЩЕ ЙНЙ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ЧРПМОЕ УРТБЧЕДМЙЧЩ ОЕ ФПМШЛП Ч ПФОПЫЕОЙЙ ВЙЪОЕУ-УТЕДЩ, ОП Й Ч ВПМЕЕ ЫЙТПЛПН УПГЙБМШОП-РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПН ЛПОФЕЛУФЕ.

1 дЦХЬММ м. йОДХУФТЙБМШОП-ПТЗБОЙЪБГЙПООБС РУЙИПМПЗЙС. урВ., 2001. у. 19.
2 дЦХЬММ м. йОДХУФТЙБМШОП-ПТЗБОЙЪБГЙПООБС РУЙИПМПЗЙС. урВ., 2001. у. 19.
3 жЙОЛ у. хРТБЧМЕОЙЕ РПЧЕДЕОЙЕН: ТБУЛТЩЧБС МХЮЫЕЕ Ч МАДСИ // лХТУ нчб РП НЕОЕДЦНЕОФХ. н., 2004. у. 129.
4 зПХМНБО д. Й ДТ. ьНПГЙПОБМШОПЕ МЙДЕТУФЧП: йУЛХУУФЧП ХРТБЧМЕОЙС МАДШНЙ ОБ ПУОПЧЕ ЬНПГЙПОБМШОПЗП ЙОФЕММЕЛФБ. н., 2005. у. 98.
5 фБН ЦЕ. у. 99.
6 фБН ЦЕ. у. 71.
7 фБН ЦЕ.
8 фБН ЦЕ. у. 76.
9зПХМНБО д. Й ДТ. хЛБЪ. УПЮ. у. 78.
10 фБН ЦЕ. у. 81.
11 фБН ЦЕ. у. 86.
12 фБН ЦЕ. у. 90.

2009-04-18

<< рТЕДЩДХЭБС | чУЕ УФБФШЙ | уМЕДХАЭБС >>

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *