Восприятие это в психологии

Восприятие, его виды и свойства

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем живым существам, имеющим нервную систему, способностью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

Если результатом ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов.

Виды восприятия — психология

В зависимости от того, какой из них работает активнее, различают и виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.

Восприятия подразделяют также и на другие виды.

В зависимости от целей: преднамеренные и непреднамеренные восприятия.

В зависимости от степени организации: организованные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.

В зависимости от формы отражения:

— восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;

— восприятие времени — это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;

— восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Свойства восприятия:

Избирательность восприятия — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.

Предметность восприятия — проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Апперцепция — зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Например, восприятие информации зависит от качества уже усвоенной информации и общего уровня подготовки.

Осмысленность восприятия — показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.

Константность восприятия — относительное постоянство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенности и т.д.).

Целостность восприятия — выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Нарушения восприятия:

Гиперстезия — повышенная чувствительность к обычным внешним раздражителям.

Гипостезия — явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность.

Агнозия — нарушение узнавания предметов при ясном сознании и сохранении или незначительном снижении чувствительности.

Галлюцинации — восприятия, возникающие без наличия реальных объектов (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных предметов и явлений.

Алик Шашев1/9

Ольга Эфендиева-Бегрет2/9

Тимур Загазежев3/9

Пикет4/9

Тимур Алоев5/9

Лидия Жигунова6/9

Азамат Тубей7/9

Мартин Кочесоко8/9

Заур Жемуха9/9

С баннерами они встали по периметру площади в 16.30 и находились там около 40 минут.

«Между нами было расстояние не менее 50 метров, как этого требует закон (в таком случае пикет считается одиночным и не нужны согласительные процедуры с властями — ред.), -рассказала «Газете Юга» Ольга Эфендиева-Бегрет. — Примерно через 15-20 минут из Дома правительства к нам вышел представитель службы безопасности в сопровождении полицейского. Нас попросили собраться в одном месте. Вежливо спросили наши имена. Мы назвались, рассказали, что стоим в рамках общероссийской акции, на наших плакатах нет призывов, разжигающих рознь и ненависть. У каждого из нас была распечатанная статья 31 Конституции. Мы сказали, что воспользовались конституционным правом, вышли на мирную акцию, без оружия. Человек выслушал нас и ушел».

Участники акции вновь разошлись по своим точкам, уверенные, что вопросов к ним больше не будет.

Понятие восприятия. Свойства и виды восприятия

Но через 10-15 минут подъехали вооруженные люди, к каждому из протестующих направились по два человека и сообщили, что с ними хочет побеседовать министр по противодействию экстремизму Залим Кашироков, который вышел на площадь: «К этому моменту нас было уже пятеро: троим надо было пораньше уехать. Наши данные стали фиксировать. Подошла профессор Мадина Хакуашева и сказала, что поддерживает акцию. Кашироков пригласил нас в Дом правительства. Мы пошли, но были как-то удивлены, что нас приглашает министр по противодействию экстремизму, а не министр просвещения».

Вместе с Кашироковым с участниками акции общались министр по взаимодействию с институтами гражданского общества и делам национальностей Анзор Курашинов и сотрудники администрации главы республики. Но больше всего было сотрудников силовых структур. Представители власти заявили о своем беспокойстве за ситуацию с родным языком, но отметили, что ко второму чтению в законопроект должны быть внесены изменения об обязательности его изучения. Участники акции возразили: в документ вносится положение «русский как родной», это позволит родителям иметь право выбора. Им пообещали довести все эти вопросы до депутатов Госдумы от Кабардино-Балкарии.

Когда участники акции вышли из Дома правительства, их некоторое время не отпускали сотрудники полиции: «Нам сказали, что в отношении нас должны составить протокол, возможно, доставить в отдел. Мы стояли на ступеньках, не понимая, что происходит. После ряда телефонных звонков нам позволили уйти».

На следующий день Залим Кашироков позвонил Ольге Эфендиевой-Бегрет и сообщил, что пожелания пикетчиков переданы в Госдуму и будут учтены при втором чтении.

Тем временем в федеральные и республиканские структуры власти в связи с переменами в законе об образовании направлены обращения жителей сел Лечинкай и Аргудан. В первом случае свои подписи поставили более 200, во втором — более 300 человек. Они поддерживают требования адыгских общественных движений и жителей с. Хатуей, выступивших против закона, «направленного на ассимиляцию малочисленных народов России».

Тагир Денгалов

адыгабзэадыгэбзэчеркесский языккабардинский языкадыгейский языкзапретшколаобучениезаконлицемериеРоссияэтноцидассимиляциячеркесыадыгикбрКБРАдыгеяКЧРроднойязыкпеикетНальчикэкстремизм

 

Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. (см. рис. 1) В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущения, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различает зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Зрительное восприятие.

«Зрительное восприятие – форма восприятия, включающая в себя совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира», (9, стр. 135) на основе информации, получаемой с помощью зрительной системы. (4)

Боле простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равного с ним светлоты. Основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно-мышечной сенсорных систем и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов. (4, 9)

Есть веские основания называть зрение основной сенсорной системой. Во-первых, это, возможно, наиболее хорошо изученная система, что отчасти обусловлено методологическими и техническими факторами. Анатомия и связанные с ней особенности зрительной системы достаточно хорошо известны, а визуальное стимулирование, как правило, четко определяется и может быть точно проконтролировано. Вторая и, возможно, даже более существенная причина заключается в огромной важности и функциональной значимости зрительной системы. Для выживания многих видов зрение имеет решающее значение; оно является источником критически важных знаний о предметах и событиях среды обитания. Эти знания зависят от получения таких сведений, как форма и текстура, размер и расстояние, яркость и освещенность, цвет и движение, а также информация о взаимодействии этих отличительных признаков среды между собой. (18, 4)

Для человека зрение является доминантной, наиболее важной сенсорной системой. На биологическом уровне это подтверждается тем, что в обработке визуальной информации участвует примерно половина коры головного мозга. На поведенческом уровне доминирующая роль зрения для человека может быть отчасти доказана ситуациями, при которых оно входит в противоречие с другой сенсорной системой. (4, 18)

Не смотря на то, что другие исследования не дают оснований для выводов о столь сильном влиянии зрения в условиях сенсорного конфликта, ясно, что для выживания человека зрение имеет решающее значение.

Именно по этому зрение было изучено столь детально, и сегодня о нем известно больше, чем о любой другой сенсорной системе.

Слуховое восприятие.

«Слуховое восприятие – форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора». (9, стр. 333, 4) Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующую частоте; тембр, который соответствует структуре звукового спектра. Возможности слухового восприятия ограничены теми формами отражения объективного звукового материала, которые жизненно необходимы субъекту, как биологической и социальной единице. Поэтому некоторые звуковые явления (инфра- и ультразвуки во всех их формах) остаются за рамками человеческого слуха. (4)+

 

По степени изученности слуховая система уступает лишь визуальной, и между взаимодействиями индивидуума с внешней средой, возможными благодаря этим двум сенсорно-перцептивным системам, много общего. «Слух – уникальный источник жизненно важной информации о том, что происходит в непосредственной близости от нас, а аудиальная система – одна из самых «бдительных» сенсорно-перцептивных систем: она всегда начеку и в любой момент готова к восприятию звуковых сигналов». (18, стр. 491)

Эволюция уникального голосового аппарата человека и большого, имеющего сложную структуру мозга создала основу для возникновения единственной в своем роде формы звуковой коммуникации с использованием языка.

Осязательное восприятие.

«Осязание – один из видов восприятия предметов, основанный на мультимодальной информации, но, прежде всего тактильной». (4, стр. 361)

Осязание – один из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.

Восприятие, его виды и свойства

Это филогенетически древний вид восприятия. Человек способен осязать всей кожей, однако пороги осязания у различных участков варьируют в широких пределах. (4, 9)

Осязание является сложной формой чувствительности, включающий в свой состав, как элементарные (протопатические), так и сложные (эпикритические) компоненты.

К первым относятся ощущение холода и тепла, и ощущение боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновения и давления) и те виды глубокой, или кинестетической, чувствительности, которые входят в состав проприоцептивных ощущений.+

 

Кожа реагирует на физические свойства окружающих нас объектов и поверхностей, и поэтому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает в непосредственный контакт. Мы воспринимаем свойства тех объектов и поверхностей, к которым прикасаемся, и тех, которые прикасаются к нам, мы ощущаем тепло и холод и испытываем боль. Однако кожная чувствительность не ограничена только этими ощущениями общего характера. Прикасаясь к поверхностям и объектам, мы, испытывая сложные, «смешанные» ощущения, определяем на ощупь такие их свойства, как маслянистость, тягучесть, влажность, шероховатость, гладкость, а также способны чувствовать щекотку, зуд и вибрацию. Более того, ощупывая разные объекты, мы можем распознать те из них, которые представляют собой трехмерные фигуры. (18)

Обонятельное восприятие.

«Обоняние – вид химической чувствительности (хеморецепции), способность ощущать и различать пахучие вещества как запахи». (9, стр. 240)

Пахучие вещества в виде газа, пара, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта.

В формировании обонятельного восприятия участвуют и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, температурные, болевые. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными в отличие от смешанных, раздражающих также и другие рецепторы. Спектр воспринимаемых человеком запахов очень широк; предпринималось немало попыток систематизировать их. Сейчас используется схема из четырех основных запахов (ароматный, кислый, горелый, гнилостный), интенсивность которых обычно измеряют по условной девятибалльной шкале. (4)

Функциональное предназначение восприятия запахов, или обоняния, — обеспечение животных и человека информацией о химических стимулах, находящихся как на расстоянии, так и в непосредственной близости от них. Для многих низших животных обоняние – жизненно важное условие эффективного взаимодействия с окружающей средой. У многих биологических видов брачное поведение и другие, жизненно важные формы поведенческой активности определяются именно обонянием.

Для человека обонятельная система значительно менее важна, чем для многих других биологических видов, во всяком случае, само выживание человека как биологического вида, от нее не зависит.

Однако в сочетании с восприятием вкуса восприятие запахов играет в жизни человека важную роль. Оно помогает ему в отборе продуктов питания (распознает несвежие продукты) и в поддержании чистоты окружающей среды, а в некоторых случаях является и источником эстетического наслаждения. (18)

Вкусовое восприятие.

«Вкус – восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций)». (4, стр. 73)

Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означает, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Четыре первичных вкуса являются источниками чрезвычайно разнообразных и сложных вкусовых ощущений.

При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (После соленого, пресная вода кажется сладкой). Адекватными раздражителями для вкуса являются разнообразные химические вещества. Поэтому вкус представляет собой один из видов хеморецепции. Ощущение вкуса вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. Целостный вкусовой образ возникает в силу взаимодействия вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов. (4, 9)

Восприятие вкуса основано на стимуляции специализированных рецепторов химическими веществами. В то время как для человека доминирующими ощущениями являются зрение и слух, для большинства животных сенсорные сигналы, посылаемые химическими веществами, — это источники жизненно важной информации. Чувствительность к химическим веществам, присутствующим в естественной среде обитания, жизненно важна для всех животных, поскольку они вынуждены взаимодействовать с ними и реагировать на них. (18)

Основой другого типа классификации видов восприятия является форма существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяет восприятие пространства восприятие движения и восприятие времени. (14)

Классификация основных видов восприятия

Лекция добавлена 17.01.2013 в 04:02:12

При восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. Восприятие носит целостный характер.

Отдельные ощущения как бы привязаны к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, совместную скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки о свойствах соответствующего предмета, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Основой другого типа классификации восприятий, являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает в себя восприятие формы величины, и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления в котором он находится. В познании пространственных свойств объектов ведущую роль играет зрительно — двигательная функциональная система восприятия.

Восприятие движения в психологии означает отражение пространственного перемещения предметов. Оно определяется удаленностью предметов, скорость их перемещения, передвижением самого наблюдателя в пространстве. В восприятии движения участвуют несколько анализаторов — зрительный, вестибулярный и слуховой (если движение сопровождается звуками)

Существует четыре уровня восприятия:

  1. сенсорный — чувст­венный охват объекта, попадание его в поле сознания;
  2. перцеп­тивный — осмысление объекта, отнесение его к определенной категории, классу объектов;
  3. оперативный — охват какой-либо функции, стороны объекта;
  4. деятельностный — взаимодействие с объектом как целью деятельности

Виды восприятия могут классифицироваться и в соответствии со спецификой объекта отражения (восприятие художественных произведений, речи и т. д.). Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но может выступать и в качестве са­мостоятельной деятельности.

Общие закономерности восприятия:

1. осмысленность,

2. обоб­щенность,

3. предметность,

4. целостность,

5. структурность,

6. избиратель­ная направленность,

7. апперцепция,

8. константность.

Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с обозначением его словом. Наиболее простая форма осмысления предметов и явлений — узнавание.

Узнавание может быть обобщенным, когда предмет относит­ся к какой-либо общей категории, и дифференцированным (спе­цифическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой. При узнавании человек не выделяет всех призна­ков предмета, а использует его характерные опознавательные признаки. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия.

Предметность восприятия — это отнесенность мозговой ин­формации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов воспри­ятия реальным предметам действительности.

Целостность восприятия — это отражение предмета в каче­стве устойчивой системной целостности (даже если отдельные его части в данных условиях не наблюдаются.

Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.

Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

Избирательная направленность восприятия. Из бесчислен­ного количества окружающих нас предметов и явлений мы вы­деляем в данный момент лишь некоторые из них.

Это зависит от того, на что направлена деятельность челове­ка, от его потребностей и интересов.

Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и устано­вок личности.

Например, глядя на замороженное окно, мы добавляем к нашему зрительному восприятию температурные ощущения, почерпнутые из прошлого опыта.

Константность восприятия (от лат. constantis — постоян­ный) — независимость отражения объективных качеств предме­тов (величины, формы, характерного цвета) от измененных ус­ловий их восприятия — освещенности, расстояния, угла зрения.

В психологии восприятия различают непреднамеренные и преднамеренные восприятия.

Непреднамеренное восприятие характеризуется отражением предмета, явления без специально поставленной цели. Такое восприятие вызывается яркой внешностью объекта, громкими звуками и т.п.

Преднамеренное восприятие означает постановку конкретной цели, задачи перед восприятием. В этом случае человек не просто смотрит, а разглядывает, не просто слушает, а прислушивается. Преднамеренное

восприятие, как правило, бывает обусловлено задачами, спецификой той или иной деятельности, интересами, потребностями человека, умением наблюдать и сравнивать.

Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском необходимых и достаточных для формирования признаков и принятием решения.

Виды восприятия:

1. восприятие предметов,

2. време­ни,

3. восприятие отношений,

4. движений,

5. пространства,

6. восприя­тие человека.

Восприятие пространственных качеств объекта состоит из восприятия формы, объема, удаленности, места расположения предметов и их движения.

Восприятие формы — сложный процесс зрительного воспри­ятия. В этом процессе большое значение имеют быстрые, скач­кообразные движения глаз. При этом оптические данные обра­батываются мозгом в сочетании с данными глазодвигательных мышц: глаз как бы ощупывает предмет.

При восприятии формы предмета существенно его взаи­модействие с фоном (от фр. fond — дно, основание). В зрительном восприятии фон выступает основанием для системы отсчета — цветовые и пространственные характеристики объекта оценива­ются относительно фона. Фон дает информацию о ситуации вос­приятия, обеспечивает константность восприятия.

Четкости восприятия содействует резкая очерченность кон­тура объекта. С различения контура объекта и начинается про­цесс восприятия, лишь после этого различаются его форма и структура.

Рельеф и объемность предметов, глубина пространства вос­принимаются за счет того, что изображение объекта возникает на несовпадающих (диспаратных) точках сетчатки двух глаз; при этом не происходит полного совпадения изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате возникает стереоскопический эффект.

Удаленность предметов воспринимается также за счет би­нокулярного зрения (зрения обоими глазами). Восприятие уда­ленности предмета зависит не только от величины его изобра­жения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика. При восприятии далеких пред­метов хрусталик становится плоским. При восприятии близких объектов кривизна (выпуклость) его возрастает. Это изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности рассматри­ваемых предметов называется аккомодацией.

Восприятие времени — отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено недостаточно.

Наиболее элементарными формами являются процессы вос­приятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под назва­нием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образо­ваний. Например, чередования сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т. е. когда происходят определенные нервные процессы, обеспечиваю­щие нашу работу. В зависимости от длительности этих процес­сов, чередования возбуждения и торможения мы получаем опре­деленную информацию о времени. Из этого можно сделать вывод о том, что в исследовании восприятия времени необходимо учи­тывать два основных аспекта: восприятие временной длительнос­ти и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много и они были интересны для нас, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были неинтересны для нас, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит об­ратный характер. Время, заполненное разнообразными события­ми, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более про­должительным. И наоборот, неинтересное для нас время мы не­дооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным.

Временные отношения отражаются посредством :

1) хронометрии — отсчета времени, измеряемого при помощи
равномерного движения объектов (стрелки часов);

2) хронологии — отражения времени в соответствии с общими
для всех событиями (времена года, исторические события);

3) хроногнозии — субъективного времени (субъективного переживания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности).

При оценке временных интервалов и продолжительности со­бытий следует учитывать особенности субъективного восприятия времени.

Понятие восприятия, свойства и виды восприятия

При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных переоценивается.

Восприятие движения осуществляется благодаря очень слож­ному механизму, природа которого еще не вполне выяснена.

Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наи­лучшего видения и этим заставляет нас передвигать взгляд или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. При этом происходят такие явления:

1) смещение объекта по отношению к положению нашего тела
указывает нам на его передвижение в пространстве;

2) мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом.
Все теории восприятия движения могут быть разбиты на две группы:

Первая группа теорий выводит восприятие движения из эле­ментарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверж­дает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений.

Теории второй группы подтверждают, что восприятие дви­жения имеет специфическое качество, несводимое к таким эле­ментарным ощущениям. Представители этой теории считают, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а качественно отличным от них целым, так и восприятие движения несводимо к сумме составляющих это вос­приятие элементарных зрительных ощущений. Из этого поло­жения исходит, например, теория гештальтпсихологии, извест­ным представителем которой является М. Вертгеймер.

Восприятие человеком человека. Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При вос­приятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его внешности, которые дают информацию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осан­ка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенчес­кие привычки, манеры. На одном из первых мест оказываются профессиональная характеристика человека, его социальный ста­тус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общительный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избирательно.

Особенности личности интерпретируются по ее внешности различными способами :

1. Эмоциональный способ: социальные качества приписываются индивиду в зависимости от эстетической привлекательности его внешности. (Внешне красивый человек интерпретируется как человек хороший.)

2. Аналитический способ: каждый из элементов внешности связывается с конкретным психическим свойством человека (сжатые губы, нахмуренные брови — злой человек и т. д.).

3. Перцептивно-ассоциативный способ: человеку приписыва­ются качества внешне сходного с ним другого человека.

4. Социально-ассоциативный способ: человеку придаются ка­чества определенного социального типа по отдельным ха­рактерным внешним признакам. (В очках и шляпе — интеллигент; в шинели — военный.)

Возникший по внешним признакам обобщенный образ че­ловека влияет на взаимодействие с этим человеком. Восприятие человека человеком подвержено определенным социально сфор­мированным стереотипам, эталонам, меркам.

«Эффект ореола» — общее впечатление о человеке, представ­ление о его социальном статусе переносится на все частные про­явления данной личности.

«Эффект первичности» — первоначально воспринятые све­дения о человеке имеют доминирующее значение.

Восприятиепредметов может быть ошибочным. Ошиб­ки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия и т. д.

⇐ Предыдущая12

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 435 | Нарушение авторского права страницы

Общие особенности восприятия

Важнейшими особенностями восприятия являются: предметность, целостность, структурность, константность, апперцепция, осмысленность, избирательность, иллюзия.

Предметность. В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающей действительности на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Она проявляется в акте объективации, т.е. в отнесении данных, полученных из внешнего мира, к этому миру. Без этого отнесения восприятие не может выполнять свои ориентировочные и регулировочные функции в практической деятельности человека.

Предметность восприятия не является врожденным качеством; существует определенная система действий, которая дает субъекту возможность открыть предметный мир. Решающую роль здесь играют прикосновение и движение. Как особенность восприятия предметность имеет большое значение для регуляции поведения. Кирпич и блок с взрывчаткой внешне и на прикосновение могут восприниматься как похожие, но по назначению они абсолютно разные.

Обычно определяют предметы не по внешнему виду, а в соответствии с тем, как их применяют на практике, или с их основными качествами. Предметность играет важную роль в дальнейшем формировании самых перцептивных процессов. Когда возникает расхождение между внешним миром и его отражением, субъект должен искать новые способы восприятия, которые обеспечат правильное отображение.

Целостность и структурность. Воспринимая определенный объект, мы выделяем его отдельные признаки, свойства и одновременно объединяем их в единое целое, благодаря чему у нас возникает его целостный образ.

На уроках химии ученик приобретает знания о свойствах различных химических элементов: узнает о удельном весе каждого из них, цвете, структуре, запахе и т.д. Все эти данные об отдельных химических свойствах синтезируются в общие знания и обуславливают целостное восприятие химического элемента в совокупности его свойств.

Каждая составляющая образа восприятия приобретает значение лишь в соотношении ее с целым и определяется им. Сам образ восприятия также зависит от особенностей его составляющих. Так, воспринимая новый учебный материал, ученик следит за содержанием объяснений учителя. Для осмысленного целостного восприятия ему важно понять связь между словами, фразами. Целостное восприятие ответа ученика тоже возникает после того, как он выразил свои знания в языке. Как объяснения учителя, так и ответ ученика имеют определенное смысловое значение, не присущее отдельным звукам и словам, из которых состоит их язык.

Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее свою структуру. Во время разговора по телефону некоторые звуки мы слышим нечетко, но понимаем суть разговора. Так, на основе приобретенного опыта и знаний человек в процессе восприятия объединяет отдельные элементы в целостный образ, придает им определенную структуру, сформированность .

Гештальтпсихологи объясняют целостность восприятия не объективной целостностью предметов и явлений, а внутренними качествами "духа", его первобытной целостной структурой. Они утверждают, что в акте восприятия совершенствуется своеобразное формообразование, предоставляется целостность и структурность предметам, которые отображаются. Они считают целостность лишь субъективным качеством, которое возникает в рефлекторной деятельности. С точки зрения гештальтпсихологии, в восприятии, хаотичность мира превращается в определенные структуры, укладывается в определенные формы, в результате чего предметы и выступают как целостные.

"Восприятие — это реконструкция мира", утверждают гештальтпсихологи. Эта теория объясняет восприятие как спонтанный процесс (т.е. такой, который возникает сам по себе) и фактически игнорирует существование ощущений как перцептивного отражения отдельных качеств и свойств предметов и явлений объективной действительности.

Константность. Под константностью понимают относительное постоянство величины, формы, цвета предметов, которые воспринимаются при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Если предмет воспринимается на некотором расстоянии от того, кто воспринимает, то отображение его на сетчатке уменьшается как по длине, так и по горизонтали, т.е. уменьшается и площадь его, а между тем в восприятии образ сохранит в определенных пределах приблизительно ту самую, свойственную предмету, величину. Так же форма отображения предмета на сетчатке будет изменяться при каждом изменении угла зрения, под которым мы видим предмет, однако его форма воспринимается нами как более-менее постоянная.

Константность имеет место в зрительном восприятии формы и цвета предметов. Например, когда на уроке рисования учащиеся рассматривают набор овощей на столе, каждый воспринимает их под своим углом зрения. Но образы этих предметов сохраняют постоянные размеры.

Классная доска воспринимается черной, потолок — белым, обложка тетради — синей и при ярком освещении, и при тусклом, и при электрическом, и при дневном свете. Механизм константности не врожденный. Так, человек, который прожил всю свою жизнь в одноэтажном доме, попав на верхний этаж высотного дома, не может распознать внизу людей, автомобили, поскольку они ему кажутся очень маленькими. Одновременно жители этого дома видят все объекты внизу без искажения их размеров. У К. Чуковского описан случай, когда трехлетняя девочка посмотрела на крышу многоэтажного дома и, увидев мастера, что его ремонтировал, закричала: "Мама, дай мне вон ту куклу".

Константность восприятия обеспечивается опытом, который приобретается в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещенности мы не могли бы распознавать то, что было известно ранее.

Апперцепция. С предыдущим опытом человека связаны его интересы, установки, стремления, чувства, взгляды и убеждения, которые также влияют на восприятие им предметов и явлений окружающей действительности. Известно, что восприятие картинки, мелодии, кинокартины у разных людей неодинаково. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а желаемое ему.

Апперцепция — это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, знаний.

Апперцепция — одна из важнейших особенностей восприятия. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не отдельно язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным живым человеком.

В восприятии всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к предмету или явлению. Так, уходя лугом, ботаник может обратить внимание на разнообразные растения, совокупность которых дает полную структуру травяного покрова. Художник-пейзажист, уходя тем самым лугом, останется равнодушным к этим объектам, однако его внимание привлечет соотношения цветовых пятен, которые образуют живописный пейзаж этой местности.

Интересными являются исследования американского психолога А. Реймса с "перекошенной комнатой". Она построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы создает такое же изображение на сетчатке глаза, что и обычная прямоугольная комната.

Если в "перекошенной комнате" размещают какие-либо объекты, то наблюдатель воспринимает их искаженно в размерах (например, взрослый кажется меньше, чем маленький ребенок).

Наверное, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что при восприятии искажаются быстрее объекты, помещенные в "перекошенную комнату", нежели сама комната. Интересно, что женщины не воспринимают своих мужей, с какими либо изменениями в этой комнате, они их воспринимают как обычно, а комнату видят искаженной.

При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор. Результат выбора предопределяется предыдущим опытом человека; хорошо знакомые предметы "перекошенная комната" не искажает. Знакомство с комнатой путем облапывания приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и в конце концов сама комната начинает восприниматься правильно, т.е. перекошенной.

Итак, восприятие зависит от предыдущего опыта человека. Чем больше человек знаком с определенным объектом, тем полным, точным и содержательным является восприятие этого объекта.

И еще пример. Вспомним роман в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин". В образ Ольги влюблен Ленский , увидел "деву красоты", а для равнодушного к ней Онегина, Ольга "круглая, красная она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне".

Зависимость восприятия от прежнего опыта человека, его предпочтений является важной закономерностью, которую нужно учитывать в организации учебной деятельности. В педагогической практике учителю важно учитывать опыт и знания ученика, направленность его интересов, наличие или отсутствие установок на восприятие, чтобы обеспечить основательное усвоение учебного материала.

Осмысленность. Восприятие — это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для него определенное значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет означает мысленно назвать, то есть отнести его к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает.

Обобщенность восприятия — это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение, имеется в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний. Скажем, ярко-красный цветок осознается нами или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Слово — орудие обобщения. Называние предмета повышает уровень обобщения восприятия. Осмысленность и обобщённость хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями.

Таким образом, уже в акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенное обобщение, предмет определенным образом соотносится с другими. Обобщенность является высшим проявлением осознанного человеческого восприятия. В акте восприятия воплощается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

Избирательность. На наши анализаторы действует, конечно, ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия.

Избирательность восприятия— это смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего опыта, установок и интересов человека.

Каждый специалист пытается воспринять в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, а потому он не замечает тех деталей, которые не касаются его профессии. Это создает индивидуальный подход к восприятию. Поэтому и говорят о профессиональном восприятим у людей разных специальностей: художник-живописец видит в окружающем мире, прежде всего красоту, людей, природу, формы линий, цветов; композитор отмечает гармонию звуков, а ботаник — особенности строения растений и т.п.

Восприятие может характеризоваться и деятельностью, в которую оно включено. Одного художника спросили, как он воспринимает апельсин. Он ответил: "Все зависит от того, чему это служит . Я воспринимаю апельсин определенным образом, когда его покупаю, иначе — когда его ем, и еще иначе — когда его рисую.

Некоторые работы И. М. Сеченова, исследование Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева доказали, что первоочередной и общей возможностью восприятия является выделение контура предмета.

И лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается анализ формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Выделение предмета из фона составляет необходимое условие четкого восприятия.

Предмет и фон динамичны. То, что было предметом восприятия, может после завершения работы слиться с фоном. Нечто из фона на некоторое время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимального возбуждения по коре головного мозга.

Особенности психологической закономерности выделения предмета из фона восприятия и динамических взаимоотношений четко прослеживаются на так называемых двойных изображениях.

Выделение объекта определяется его свойствами и условиями, в которых он воспринимается. Прежде всего, это контраст объекта с фоном. Это учитывают при выборе формы, цвета окраски, литерного шрифта для выделения, пешеходного перехода, транспортных знаков. Стрелочники, рабочие-дорожники, выполняя свои функции, надевают специальные оранжевые жилеты, которые четко видны на фоне земли, асфальта, снега.

Контрастные цвета способствуют выделению предмета из фона. Слово, написанное учителем мелом на черной доске, ошибка, подчеркнутая в тетради учащегося красным карандашом, привлекают к себе внимание. Выделение объекта зависит от расстояния, на котором мы его воспринимаем, от условий освещения и т.д. На большом расстоянии при недостаточном освещении контуры объектов сглаживаются, что затрудняет выделение их среди других объектов.

Стимулирующую роль в выделении предмета из фона играет предварительное ознакомление с объектом. Чтобы учащиеся могли самостоятельно разобраться в особенностях композиции конкретного литературного произведения, необходимо заранее ознакомить их с различными приемами композиции. Чтобы студент мог сделать психологический анализ методов, которыми пользуется учитель для поддержания внимания учащихся на уроке, важно предварительно ознакомить его с психологическими особенностями внимания и приемами его тренировки.

Обведение контуров предмета также помогает организации восприятия. Так, показывая на карте реку или остров, ученик обводит их рукой, что помогает ему выделить эти объекты, которые сами не "бросаются в глаза", определить те или иные их особенности. Четкое определение учащимся задач относительно выделения того или иного предмета или его части из ряда других, является необходимым условием их успешного выполнения.

Иллюзии. Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искривленно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии предопределяются разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуаций.

Пример мышечной иллюзии. Перед обследуемым лежат две коробки одинаковой формы и веса, но разные по размеру: одна большая, другая меньше. Обследуемому меньшая коробка кажется тяжелее. Восприятие в этом случае имеет иллюзорный характер. Ошибка объясняется динамичным стереотипом, который до этого был выработан у обследуемого.

В процессе зрительного восприятия большая коробка воспринимается им как тяжелее, а меньшая — как легче, поскольку так часто бывает в жизни. Поэтому мышцам той руки, которой он поднимает большую коробку, он оказывает большее напряжение, а мышцам второй руки — меньшее. Через это небольшая коробка воспринимается как тяжелее.

Особенно распространенными являются оптические иллюзии. Две линии одинаковой длины воспринимаются как разные по длине: та линия, на концах которой начерчены углы, , кажется короче. Специальные наблюдения показали, что многие люди преувеличивают длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. На этом основании возникает иллюзия переоценки.

Существует немало иллюзий, обусловленных разницей в яркости предмета и фона восприятия. На темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном.

Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полосу полнит фигуру, а в вертикальную — продлевает. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию пространства.

Зрительные иллюзии замечены и у животных. На практическом использовании зрительных иллюзий строится маскировка, которая является защитным приспособлением для зверей, рыб, птиц. Один из эффективных способов маскировки является мимикрия (слияние с фоном), другой способ маскировки заключается в использовании деформирующего рисунка, который настолько нарушает контуры животных, их даже нельзя распознать и различить. Например, благодаря ярким полосам зебру с определенного расстояния невозможно выделить из окружающей среды.

Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвидение увиденного, дефекты зрения. Но какой бы сложной ни была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия.

Вам также может понравиться

About the Author: admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *